Ссылки для упрощенного доступа

Столетний юбилей Дмитрия Шостаковича празднуется во всем мире


Исаак Гликман: личность Шостаковича находилась в полной гармонии с его великими творениями
Исаак Гликман: личность Шостаковича находилась в полной гармонии с его великими творениями

25 сентября исполняется 100 лет со дня рождения композитора Дмитрия Шостаковича. В России и во многих странах мира пройдут торжественные мероприятия, посвященные юбилею великого композитора. В Москве в Большом зале консерватории вечером пройдет концерт Государственного симфонического оркестра России имени Светланова. Дирижер — Мстислав Ростропович. Сезон Дома музыки откроется поэмой Шостаковича «Казнь Степана Разина». Концерты проходят в рамках фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича, который продлится до 25 декабря. За это время в Москве выступят Геннадий Рождественский, Виктор Третьяков, Юрий Башмет, сын композитора Максим Шостакович и другие известные музыканты. А через несколько дней в консерватории Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева исполнит первую и последнюю симфонии юбиляра.


О восприятии симфоний Шостаковича говорит литературный критик Дмитрий Бавильский, большой поклонник творчества композитора и автор эссе «Пятнадцать мгновений зимы. Все симфонии Шостаковича»: «Шостакович — универсальный художник, он — наследник всей великой русской традиции, классической, несмотря на его авангардные темпы и ритмы. Поскольку Шостакович — композитор XX века, то мимо него не могло пройти и влияние кино, конечно же. Тем более, что мы знаем, он писал музыку к фильмам Эйзенштейна. Его рваные ритмы, постоянная смена каких-то музыкальных периодов, она позволяет мыслить в режиме внутреннего кинофильма, фильма, который снимается на внутренней изнанке век, пока звучит музыка. Музыка Шостаковича доступная для современного сознания. Его творчество показывает: классическая гармония, когда симфония строилась на одной постепенно развивающейся теме, более невозможна. Его ритм — рваный, постоянно сменяются какие-то планы, постоянно сменяются музыкальные темы. И вот этот ритм очень быстрой смены картинок, он подходит мышлению, визуальному, музыкальному, воспитанному на музыкальных клипах. Принято говорить, что музыка Шостаковича боролась с большевиками, с коммунистами. На самом деле, мне кажется, она рассказывает о дисгармонии современного человека, независимо от политического режима в стране.


Шостакович очень похож на Достоевского. Он так же глубоко забирается в глубины человеческой психики, человеческого сознания. Для меня Шостакович — продолжатель Достоевского в музыке. А Достоевский — совершенно "зимний писатель". Скажем, вспомнив "Идиота", — нам сразу представляется первая сцена прибытия поезда в холодный зимний Петербург. С музыкой интересная штука происходит, и вообще каждый ее представляет по-разному. Сколько слушателей сидит в концертном зале, столько они слушают музык. Мой эксперимент заключался в том, что я брал по одной симфонии в день, слушал ее, и пока звучала музыка, я записывал все ассоциации и мысли, которые приходят в голову.


При этом возникает cравнение с морем, потому что Шостакович — художник очень густого симфонического звука, который ассоциируется у меня с мощными водными глубинами. Он разбивает вот эту гармонию, которая есть у романтиков, которая есть у Бетховена, показывает, что современная ему жизнь полна диссонансов, полна каких-то драматических последствий. Собственно, его музыка и есть поиски этой гармонии в современном мире и невозможность ее достижения. Когда ты слушаешь Шостаковича, тебя невольно посещают ассоциации какого-то космического масштаба. Он же говорит о бесконечности, на фоне которой существует очень маленький конечный человек».


В эти дни музыка Шостаковича будет звучать и в Петербурге


Особое внимание к юбилею Шостаковича оказывается в Петербурге. Из этого города весь мир в дни блокады впервые услышал «Ленинградскую симфонию» композитора. 100-летие со дня рождения Дмитрия Шостаковича, который говорил, что он всегда чувствовал себя ленинградцем, в Петербурге будет отмечаться особенно торжественно. Мероприятий, посвященных этой дате, множество. В этот день академический симфонический оркестр Филармонии исполнит знаменитую «Ленинградскую симфонию». За дирижерский пульт встанет сын композитора Максим Шостакович. В особняке Румянцева, где прозвучит Трио для фортепиано, скрипки и виолончели памяти Соллертинского, близкого друга композитора, откроется выставка «Ленинград в годы Великой Отечественной войны», также приуроченная к юбилею. Другая выставка, посвященная этой дате, названная словами композитора «Я всегда чувствовал себя ленинградцем», откроется в выставочной галерее Центральных государственных архивов Петербурга. На ней будут представлены уникальные документы, свидетельствующие о жизни великого композитора. Это лишь некоторые из тех многочисленных мероприятий, о которых можно сказать, а их было и будет еще великое множество. Ведь практически все петербургские музыкальные сезоны от «Площади искусств» до «Звезды белых ночей» салютовали своему славному земляку.


В эти дни многие, кто знал Дмитрий Шостаковича, будут делиться своими воспоминаниями о нем. Приведем здесь отрывок из замечательных воспоминаний ныне покойный секретаря композитора, профессора Исаака Гликмана: «Дмитрий Дмитриевич как личность вызывал у меня многие размышления. Я пытался разгадать его полностью, потому что у него была известная скрытность. Но мне в этих случаях помогал афоризм Генриха Гейне, который пришел к выводу, что перо гения более высоко, нежели он сам. То есть был какой-то не то что антагонизм, но дисгармония. И я думал, присуща ли эта дисгармония Дмитрию Дмитриевичу? Но потом я пришел, после долгих размышлений, к выводу, что у Дмитрия Дмитриевича этой дисгармонии не было, а была, наоборот, гармония между его личностью и его замечательными, великими творениями».


XS
SM
MD
LG