Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Нью-йоркский проект изучения русского патриотизма

Нью-йоркский фотограф Михаил Фридман побывал в Москве, Петербурге, Калининграде, Сочи, в приволжских городах, в Сибири и на Дальнем Востоке. Опрашивал россиян (изредка и иностранных гостей) в разных возрастных категориях: до 20, от 20 до 40, от 40 до 60 и от 60 лет и старше. Его интересовало, какой смысл они вкладывают в понятие "патриотизм".

Миша, проект "Патриотизм в России" второй, который вы делаете с Институтом современной России и с его руководителем, сыном Михаила Ходорковского Павлом. Эта вторая работа как-то связана с первым большим проектом под названием "Коррупция в России", который вы показывали в Нью-Йорке год назад?

– Строго говоря, это уже третий совместный проект. Самый первый был посвящен проблеме туберкулеза. Но если туберкулез есть во многом тема медицинская, то коррупция и патриотизм являются темами общественными, и можно сказать, что они как-то друг с другом перекликаются. Я очень благодарен Институту современной России, который спонсирует эти мои философско-документальные начинания.

Фотография была только частью более широкого аналитического исследования?

– Я – фотожурналист и работаю как со СМИ, так и с фондами. Что касается больших проектов типа нынешнего, про патриотизм, или предыдущего, про коррупцию, то здесь мне намного интереснее работать с фондами, а не со СМИ…

Для СМИ это, наверное, слишком абстрактно?..

– Дело даже не в абстракции, а в том, что СМИ сегодня не видят для себя особой пользы в проектах, требующих много времени и ресурсов. Это для них слишком дорого.

Я помню, когда мы с вами разговаривали на выставке "Коррупция в России" год назад, вы мне говорили о том, как трудно передавать концептуальные, абстрактные вещи средствами фотографии.

– Ну, патриотизм в этом смысле материал несравненно более легкий, чем коррупция. Я не должен был долго объяснять ни людям, которых я интервьюировал и снимал в России, ни специалистам на Западе, чем я, собственно говоря, занимаюсь. Это было, в общем, понятно. Коррупцию же я вынужден был показывать с помощью аллегорий, аллюзий, намеков.

Пенсионерка из Владивостока Анна Ивановна, 73 года. Фотография Михаила Фридмана

Пенсионерка из Владивостока Анна Ивановна, 73 года. Фотография Михаила Фридмана

На меня сильное впечатление произвели несколько фотографий, на которых запечатлены одинокие фигуры людей на фоне крайне унылого, безлюдного пейзажа. Это неплохие иллюстрации, как мне показалось, к тезису о патриотизме: если человек может быть привязан к такому ландшафту потому, что это ландшафт родной, то такой человек действительно патриот…

​– Ну, в общем, все это было задумано как своего рода антропологическое исследование, где моя роль была не столько фотографировать, сколько опрашивать людей и фиксировать их ответы. Людей в России мне абсолютно незнакомых, которых я опрашивал на улице. И их снимал же. Большинство снимков, которые я сделал, – вполне "паспортные", но есть и несколько снимков, выполненных в жанре environmental portraiture, так называемой "средовой портретистики", в которой человек показан в контексте своей среды обитания.

А по какому критерию вы отбирали незнакомцев, с которыми заговаривали и которых снимали?

– Скажем так: таких критериев не было. Все годились. Кроме двух категорий людей – журналистов и медийно известных персоналий. Если меня, скажем, интересовали мнения коммунистов, я не обращался к Зюганову. Это было полноценное исследование, из которого я должен был убрать себя, чтобы добиться объективности. Случайным прохожим, дальним знакомым дальних знакомых – в общей сложности, 130 респондентам – задавались одни и те же вопросы в одинаковой последовательности, на которые они отвечали на диктофон.

(Вопросы на интерактивном сайте Института современной России выложены в следующей последовательности: Кто такой настоящий россиянин (именно россиянин, а не русский)? Что есть для вас патриотический поступок? Совершали ли вы когда-либо таковой? Любить свою страну и любить власть, это одно и то же? Можно ли быть патриотом и не соглашаться с властью? Задумывались ли когда-нибудь об эмиграции из России? Как вы относитесь к мигрантам?).

Ну, я полагаю, были и те, кто вас заинтриговал визуально как фотографа?

– Да, были и такие. Или просто "удобные" люди, привлекательность которых состояла в том, что они шли мимо меня по улице. И все. Это такой околонаучный метод, известный как "метод тыка". Многие мои респонденты, особенно в Сибири, никогда не были за границей и мало путешествовали даже внутри страны. Вопрос о том, задумывались ли они когда-нибудь об эмиграции, их просто ошарашил.

Что вам, говоря начистоту, самому кажется интереснее: вопросы или фотографии?

– Не могу сказать: я делал и то, и другое. Роль вопросов в этом проекте, думаю, все же весомее, чем роль фотографий. Я бы пошел даже дальше и сказал, что фотографии – это в данном случае бонус. Все вопросы я отбирал долго, оглядываясь на авторитетные социологические исследования. Во всех вопросах, как мне кажется, есть подвох – в хорошем смысле слова: они выглядят на первый взгляд простыми, на самом деле такими не являясь. А, например, о вопросе – кто такой настоящий россиянин, многие мои респонденты никогда до этого не задумывались. Так что и они извлекли для себя пользу из этого опыта. Содержание моей анкеты, ее объективность, охват, представление результатов в интерактивном формате – все это я бы назвал главными своими достижениями.

Какие предварительные выводы подсказывает ваша анкета?

– С гордостью скажу – практических никаких. То есть это я не делаю никаких выводов. Не в последнюю очередь потому, что уровень доверия публики к оценкам журналистов сегодня очень низкий. Я хочу, чтобы выводы делали читатели, заходящие на наш сайт. Поскольку сайт интерактивный, то если посетитель варьирует последовательность, в которой он вводит запросы на информацию, то всякий раз он с большой вероятностью увидит какой-то ракурс явления, который остался скрытым от него при предыдущем заходе. Одно наше анкета подтверждает бесспорно: несмотря на всю официозную пропаганду, россияне в массе своей не склонны отождествлять понятия "государство" и "родина".

Реакция американских СМИ на "Патриотизм" Михаила Фридмана была в высшей степени положительной. Ряд ведущих изданий боролись за право напечатать у себя отчет автора о его проекте вместе с фотографиями. Выбор он остановил на "Нью-Йорк таймс".

Следующий большой совместный проект, который задумали фотожурналист Михаил Фридман и Институт современной России, будет посвящен Крыму.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG