Ссылки для упрощенного доступа

В Сан-Себастьяне завершается международный кинофестиваль


Программу ведет Дмитрий Волчек . Принимает участие кинокритик Андрей Плахов.



Дмитрий Волчек : В Сан-Себастьяне завершается международный кинофестиваль, одним из событий которого стала премьера новой картины Ларса фон Триера. О лучших фильмах фестиваля я попросил рассказать кинокритика Андрея Плахова.



Андрей Плахов : Я бы выделил картину "Призраки" английского режиссера Ника Брумфелда. Это история 23 нелегальных китайских иммигрантов, которые погибли на северном побережье Великобритании, собирая моллюски. Вообще, теми иммиграции - это ключевая тема сан-себастьянского фестиваля. Ей посвящена специальная ретроспектива и, кроме того, многие фильмы конкурсной программы.


Кроме того, в конкурсе обращает на себя внимание фильм "Копируя Бетховена" известного режиссера из Польши Агнешки Холлэнд, в котором главную роль играет Эд Харрис, а вторую роль женщины, которая помогала Бетховену и как, следуя концепции фильма, без которой не появилась бы гениальная 9-я симфония Бетховена, играет Диана Крюгер. Эта картина, безусловно, выделяется своим высоким профессиональным уровнем, возможно, имеет оскоровские шансы.


Кроме того, очень интересен фильм Бахмана Гобади, это режиссер из Ирана, режиссер курдского происхождения. Фильм называется "Полумесяц", который рассказывает о группе музыкантов, которые перебираются из Ирана в Ирак для того, чтобы выступить перед своими курдскими соотечественниками. Наконец, можно выделить фильм японского режиссера Кураэды Хироказо "Ханна". Такая довольно неожиданная интерпретация традиционной самурайской темы, сделанная с большим юмором, переворачивающая традиционное представление о самурайской чести, доблести и геройстве.


Я думаю, что эти фильмы будут конкурировать главным образом в борьбе за награды сан-себастьянского фестиваля.



Дмитрий Волчек : А что говорят критики и букмекеры? На какой фильм ставят больше всего?



Андрей Плахов : Дело в том, что наиболее интересные фильмы, наиболее значительные появились именно во второй половине фестиваля. Поэтому пока трудно говорить о каких-то прогнозах. Но мне кажется, и мое мнение разделяют некоторые коллеги, что фильм "Полумесяц" иранского режиссера Гобади, который уже два года назад получал Золотую раковину сан-себастьянского фестиваля, вновь может достаться ему. Потому что картина отвечает и теме фестиваля, и обладает очень высокими художественными достоинствами, обладает режиссерской магией, профессионализмом, и великолепные пейзажи тоже работают на успех этого фильма. Там собрано достаточно много для того, чтобы, я думаю, пленить сердца членов жюри и его председателя Жанны Моро.



Дмитрий Волчек : Российский фильмов в этом году в программе вообще нет. С чем это связано?



Андрей Плахов : Это довольно странная традиция, которая возникла на фестивале в Сан-Себастьяне уже достаточно давно. В то время, как в предыдущий период, в период, когда еще был жив Франко или в первой постфранкистские годы, когда еще существовал Советский Союз, как раз в Сан-Себастьяне наше кино было представлено очень активно и неоднократно побеждало. Это и "Осенний марафон" Данелии, и фильмы Эмиля Лодзяну "Табор уходит в небо" и "Неоконченная пьеса для механического пианино" Никиты Михалкова. Потом все это вдруг кончилось. В период перестройки появлялись некоторые отдельные фильмы в программах фестиваля, а потом кончилось и это.


Не знаю, чем это объяснить. Скорее всего, тем все-таки, что российское кино, по-прежнему, хотя оно сегодня и растет количественно, да, в общем, и качественно, но все равно по-настоящему хороших, серьезных и качественных фильмов не хватает даже на группу больших фестивалей. Лучшие фильмы уходят в Канны, Берлин, Венецию, особенно, в последнее время мы это видим. А на Сан-Себастьян уже ничего не остается. Наверное, это как-то изменится. Но на сегодняшний день это так. Курьезом может служить разве что единственный раз русская речь прозвучала в Сан-Себастьяне на показе фильма Эрнста Любича, героя персональной ретроспективы "Розита" о севильской цыганке Розите. Эта картина снята еще в немой период кино, и была снабжена русскими титрами, поскольку, очевидно, она поступила из коллекции Госфильмафонда.



Дмитрий Волчек : Вы упомянули одну из ретроспектив. Сан-Себастьян славится своей внеконкурсной программой, и тщательно подобранными составленными ретроспективами. Что любопытного в этом году помимо Любича?



Андрей Плахов : Очень интересна ретроспектива Барбета Шредера, режиссера, которого мы знаем главным образом по его голливудским фильмам. Они как раз, может быть, не самым лучшим образом представляют его творческую индивидуальность. В Сан-Себастьяне показана группа его ранних картин - это фильмы "Больше", это фильм "Долина" и особенно картина "Госпожа" 1976 года, в которой Бюль Оже играет хозяйку садомазохистского салона. Очень радикальные, очень жесткие фильмы, снятые в период сексуальной революции и сразу после нее, которые представляют именно тот радикальный путь кинематографа, который в тот момент казался актуальным для европейского, да и американского кино. В последствии Шредер несколько изменил свой путь и стал работать, более примыкая к экстримовскому голливудскому кинематографу, но, тем не менее, вот это начало его пути было чрезвычайно важно. Также как и для его тогдашней жены Бюль Оже, которая играет главную роль во многих из этих фильмов. Она же сыграла главную роль в фильме Мануэля де Оливейра "Красавица навсегда", римейк "Дневной красавицы". Очень интересный, философский, глубокий и в то же время легкий, остроумный фильм, сделанный по мотивам этого бессмертного сюжета, перенесенного в наши дни, как бы спустя 40 лет после того, как происходили известные события. Вот такая интересная связь времен образовалась на сан-себастьянском фестивале между ретроспективами и новыми фильмами. Потомому что "Красавица навсегда" это картина, представленная по внеконкурсной программе и снятая 98-летним режиссером из Португалии Мануэлем де Оливейра.



Дмитрий Волчек : Мы подходим к самому, может быть, заманчивому фильму фестиваля - новой картина Ларса фон Триера. Ларс фон Триер всегда удивляет зрителей. Чем удивил на этот раз?



Андрей Плахов : Знаменитый датский режиссер неожиданно прервал работу над трилогией на втором фильме и сделал демонстративный шаг в сторону. Во-первых, он расстался со своей продюссершей, отказался от участия в самых крупных фестивалях типа каннского и заявил о том, что намерен ограничен масштаб и амбиции своих проектов, чтобы вновь обрести утерянное вдохновение. В итоге он снял комедию. Мировую премьеру ее устроил на родине в Копенгагене, это произошло впервые в его практике, и лишь потом показал вне конкурса на фестивале в Сан-Себастьяне.


Сюжет картины прост, если не сказать примитивен. Хозяин датской компании хочет продать ее исландцам. Но с самого начала своего бизнеса он придумал фиктивную фигуру босса, президента компании, который никогда не показывается, но на которого списывают непопулярные решения. Однако при продаже возникает необходимость босса как-то материализовать. На его роль нанимают актера. Этот актер довольно быстро входит в образ и начинает ощущать себя человеком, от которого зависят судьбы наемных работников, который стоит перед моральным выбором - интересы людей или интересы бизнеса.


Конечно, в картине есть довольно много остроумных пассажей и следов большого таланта Ларса фон Триера. Однако это не меняет общего впечатления некоей рутинной комедии, которую никак не ожидаешь от режиссера такого ранга. Судя по всему, впрочем, он на это и рассчитывал. Он как бы издевается над зрителями, которые ждут откровений и скрытых смыслов. Ведь Триер в сфере радикального кино - это тоже своего рода "Хозяин всего сущего". Он показывает, что зашла в тупик американская трилогия, что прыгнуть выше, чем "Танцующие в темноте" и "Догвиль", явно невозможно. Остается единственный выход - так называемая шутка гения. Вместо того, чтобы идти напролом вперед, он предпочитает сделать шаг в сторону. Так уже было 15 лет назад в Канне. Он устроил публичную истерику, а потом быстро зализал раны и снял телесериал "Королевство", а потом придумал "Догму" и стал режиссером номер один конца XX века.


В "Хозяине всего сущего" он тоже предпринимает обманный маневр, используя похожие приемы, что и в "Королевстве". Там обыгрывалась историческая неприязнь датчан и шведов, здесь место шведов заняли исландцы. Но "Королевство" было само по себе прекрасным фильмом, хоть и выполненным в телевизионном формате. А "Хозяин всего сущего" только ловкий ход, позволяющий уйти из-под огня критики. На самом деле, эту картину даже критиковать не с руки, настолько она лишена амбиций и ни на что серьезное не претендует.



XS
SM
MD
LG