Ссылки для упрощенного доступа

Нелегальное обогащение. Кругом раскол. Порошенко-2020. Искандеры смешат, а они не смеются. Самый-самый Путин

Лайвблог о дискуссиях в сети

15:00 25.9.2014

Самый-самый Путин. Хватит окошмаривать КГБ. Мерзость под видом искусства. Спецметки для общественно-политических СМИ. «Россиянам стало нормальней жить»

Который день в России странное затишье – значимых событий как будто не происходит, поэтому на первый планы выходят вот такие:

Но тут-то и становится понятна их значимость. Морально-религиозный аспект нынешней русской жизни обсуждается в связи с обнародованным вчера рейтингом моральных авторитетов россиян, который возглавил, естественно, Владимир Путин. Сегодня «Лента.ру» публикует в этой связи интервью с социологом фонда «Общественное мнение» Екатериной Кожевиной. Объяснительные стратегии нынешней российской социологии поражают своей изысканностью:

В списке моральных авторитетов все первые строчки занимают политики и государственные деятели. Это говорит о том, что наше общество настолько политизировано или настолько высокого мнения о наших политиках?

Вовсе нет. Скорее о том, что именно от этих людей мы ждем проявления именно тех качеств, которые присущи моральным авторитетам. Это закладывается в нас еще со школы. Изучая историю, мы видим, что ключевыми фигурами, повлиявшими на судьбы стран и народов, всегда становились цари, императоры, генсеки, президенты — люди, облеченные властью, занимающиеся политикой. Не было среди них ни писателей, ни композиторов.

Это простительно молодым людям, чей жизненный опыт и знания ограничиваются школьной программой. Но в опросах принимают участие и люди старше 60 лет, у которых было время оценить и сравнить моральные качества политиков и писателей.

Я бы не стала утверждать, что люди старшего поколения все сплошь образованные и начитанные. Вы знаете, что последние опросы о чтении книг, например, показывают, что почти половина россиян в течение года не прочитали ни одной книги. Единственный источник, из которого они узнают о происходящем за пределами их семьи — это телевизор. Значительная часть наших граждан не интересуется ни искусством, ни наукой, и книг не читают. Поэтому рассуждать о каких-то авторитетах в этой области они в принципе не могут. У них не было выбора. Только то, что покажут по телевизору. <…>

Но чем объясняется столь значительный отрыв Владимира Путина — 36 процентов против шести у идущего на втором месте Сергея Лаврова?

Надо понимать, что такое положение во многом определяется повесткой телевидения. Если по центральным каналам показывают новости, где все топовые сюжеты так или иначе связаны с Путиным, то это естественным образом отражается и на таких вот рейтингах. Странно в такой ситуации удивляться и спрашивать: почему не Толстой. Да потому что передачи о Толстом показывают по каналу «Культура», чья аудитория заметно меньше, чем у любого другого федерального телеканала.

Да, пожалуй, у Путина конкурентов на этом поле нет.

Притом конкурентов у него нет не только по присутствию на федеральных каналах, но и количеству и масштабу тех его решений, которые влияют на судьбу страны и граждан. Никаких альтернатив тут нет. Он абсолютный лидер мнений. Недавно мы спросили, кто у нас в стране самый интеллигентный, и оказалось, что тоже Путин.

Хотя некоторые граждане, отмечает дальше Екатерина Кожевина, все же называли фамилии Сахарова и Солженицына. Но их было крайне мало, и все они были старые и некрасивые.

Глеб Павловский: Кто не помню - то ли Ганди, то ли Моисей, говорил: ладно, жрите ***** (уж) свою свинину, коль иначе не можете, только ***** (ветреные женщины) - не оправдывайтесь, ради Господа! Вот как функционерка ФОМ объясняет подлог в жанре "опроса", за гранью добра, зла и социологии. Фонд Саши Ослона стал тоталитарной сектой, где исповедуют тождество общественного мнения и медиалояльности.

Споры о Солженицыне, меж тем, идут в «Российской газете» (которую, если уж пользоваться критериями фонда «Общественное мнение», читают еще меньше людей, чем смотрят телеканал «Культура», где показывают Толстого). Да и спор тоже новизной не блещет. Вдова писателя и главред «Литературной газеты» продолжают выяснять, был ли Солженицын ярым антисоветчиком.

Наталия Солженицына: Возмущена бесчестной клеветой в адрес А.И. Солженицына, напечатанной Вами на портале газеты "Культура" 20.09.2014: "Солженицын не просто уехал в свое время из Советского Союза... по сути исторической России, но фактически призывал американцев начать против него войну".

Вы не можете не знать, что в феврале 1974 года Солженицын был арестован, лишен гражданства и под конвоем выслан из страны. Об этом гражданам СССР сообщил ТАСС в центральной прессе. Если, зная это, Вы печатаете приведенные выше слова - значит, Вы сознательно лжете. Если же Вы не знаете этого всеизвестного (по крайней мере, в истории литературы ХХ века) факта, то странно, как Вы при этом возглавляете "Литературную газету". И, будучи на этом посту, недостойно повторять клевету о призывах к войне, состряпанную против Солженицына в глухие советские времена 5-м управлением КГБ по борьбе с инакомыслием.

Юрий Поляков: Ваш покойный супруг, выдающийся русский писатель Александр Исаевич Солженицын был фигурой сложной, страстной и противоречивой. Его яростная, отчасти оправданная личной драмой нелюбовь к советской версии нашей государственности общеизвестна, и тут я скорее поверю 5-му управлению КГБ, окошмаривать которое в нынешней геополитической реальности я бы не рискнул. Упорная субъективность Солженицына, скажем, в вопросе об авторстве "Тихого Дона" тоже ни для кого не секрет. Убежден и в том, что нельзя включать в школьную программу "опыт художественного исследования" под названием "Архипелаг ГУЛАГ", на чем Вы настояли в верхах. Гомерические оценки сложнейшей эпохи Ленина - Сталина, помещенные в эту книгу, серьезно расходятся с данными исторической науки и здравым смыслом.

Высокие, высокие отношения. Интеллигентская критика, впрочем, по части риторики не отстает. Екатерина Барабаш: Бессовестный, наглый фарисей и лицемер Поляков, свихнувшийся, как и многие его коллеги-патриоты, на крестах-куполах-КГБ-матушкисвятойруси, рассуждает о Советском Союзе с его ГУЛАГом и миллионами замученных как о "советской версии нашей государственности", о Солженицыне - как о подстрекателе войны с Америкой, и признается в священном трепете перед 5-ым отделом КГБ. Тех, кто считает, что надо "иметь уважение к чужому мнению", прошу не беспокоиться.

Откуда взялось у Полякова слово «окошмарить», можно понять хотя бы из опроса фонда «Общественное мнение», но вот откуда у его здравомысленной оппонентки словосочетание «наглый фарисей»?

С фарисеями вчера боролся и еще один моральный авторитет нынешних россиян, патриарх Кирилл. На международном фестивале православных СМИ "Вера и слово" в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве он заявил, в изложении ТАССа: Есть такие формы культуры, которые рождают негативные настроения у людей и с которыми тяжело найти примирение. Нас приучают к каким-то эпатажным формам современной культуры, показывают какую-то жуть, но находится группочка людей, которая вдруг начинает аплодировать", - сказал патриарх. Он отметил, что открытое неприятие таких произведений культуры стало принято считать непросвещенностью.

Предстоятель Церкви убежден, что, «когда нас приучают к мерзости, глупости под видом искусства, никакого примирения быть не может».

Интеллигентная публика, конечно, возмутилась истинно христианским призывом к непримиримости. Мария Шубина: Мрак. Не говоря уже об уровне разговора - еще и христианин, который говорит о том, что не может быть примирения. Мрак

Но вот художник Юрий Альберт задает более принципиальный вопрос: А искусство под видом мерзости можно?

И мнение куратора. Марат Гельман: Ну вот обьясните мне, две православные страны воюют, а этот решил с искусством бороться. Это как?

Просто времена меняются, приоритеты теперь расставляют иначе. Вот как объясняет странные российские мутации Александр Баунов на «Слоне»: Все заметили какую-то важную перемену, которая происходит с русской властью в последний год. А что случилось-то? Был умеренный авторитарный режим, остался умеренный авторитарный режим. А чувствуем, что другой. В чем дело?

По большому счету существует два типа авторитарного правления. Одно опирается на разных непростых граждан, а другое, наоборот, на тех, кто попроще. В первом – правитель вместе с элитой против не доросшего до власти народа: сдерживаем народную стихию – для ее же блага. Во втором – правитель с народом против элиты: показываем, где ее место.

Одна власть опирается на бюрократию, бизнесменов, менеджеров, профессуру, военных, экономистов, программистов, вообще на всех, кто чувствует себя в стране выше среднего. Другая – на тех, кто чувствует себя ниже среднего. Эта говорит простому человеку: нет никого лучше тебя, такой, какой ты есть, ты прекрасен. Твои ценности – мои ценности, твои мысли – мои мысли, твои вкусы – мои вкусы, те, кого ты не любишь, – мои враги. Да, мне наверху приходится иметь с ними дело, у нас же не 1937 год. Но – исключительно зажавши нос, а так я с вами. А эти у нас еще попрыгают.

Из одной диктатуры в другую – из олигархической в популистскую – у нас сейчас и переход. Вот вам и публичные выволочки министрам президентом по телевизору – нам внове, а белорусский зритель такими давно развлекается; и антикоррупционные дела с увольнениями на самом верху, хотя раньше бюрократов не сдавали; и Говорухин вместо Михалкова; и полпред с завода; и народные конспирологи во главе парламентской дипломатии с Министерством культуры. Возрождение Героя Труда, школьной формы и ГТО. Байкеры с иконами Сталина не отдадут наших сирот западным извращенцам.

Правитель должен показать, что он с народом. А народ, по мнению правителя, не жалует непонятного, сложного, нового, от себя отличного. Не любит, чтобы выпендривались, выеживались, выделялись. Самый умный тут, что ли? Больше всех надо? Ты вообще из какого района? Закурить есть?

Как все это сказывается на культуре, искусстве и науке, коротко и ясно объясняет Глеб Сташков: Времена меняются, и люди меняются вместе с ними.

Вспомнилось. В первой половине 90-х учился я на истфаке. И был у нас однокурсник. Который говорил:

- Я за Россию жопу себе порву!

Все считали его идиотом. И никто не понимал, зачем России его порванная жопа.

А сегодня с таким высказыванием смело можно идти на телевидение. На вечер, скажем, к Владимиру Соловьеву. На ура примут.

Понадобилась то есть. Ну и о прессе:

И дело тут даже не в спецметках, которыми в России скоро будет помечено все живое и мертвое, а в смысле этой акции – она направлена на сохранение иностранного капитала в неполитических СМИ: Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) обратилась в комитет Госдумы по инфополитике с предложением ввести запрет на владение иностранцами более чем 20% акций российских СМИ только для общественно-политических изданий и не распространять его на владельцев развлекательных и lifestyle-газет и журналов. Развлекательные СМИ, выпускаемые издательскими домами с иностранным участием, не участвуют в информационной войне против России, а значит, не угрожают интересам государства, отмечают в своем письме представители АРПП (есть в распоряжении «Известий»). Кроме того, распространители предлагают ввести специальную маркировку для общественно-политических СМИ сродни возрастной маркировки информационной продукции, которую по закону размещают на своей продукции ТВ-каналы и печатные СМИ. АРПП также просит оставить возможность иностранным издательским домам учреждать СМИ по согласованию с госорганами, - пишут «Известия».

Ожидаемый результат вот:

Иван Засурский тем временем поучает «Ведомости»:

Илья Матвеев описывает стратегию критики-ерничества - такой, как у Засурского: Как собрать миллион лайков. Будь постсоветским интеллигентом и критикуй постсоветских интеллигентов. Будь сексисткой-"антисексисткой" (Арина Холина). Будь либералом и критикуй либералов (играя с ними в поддавки при этом). Почему-то такая псевдокритика рождает море удовольствия и бешеную популярность. Если же критиковать не понарошку - скука, зевки.

Собственно, именно такое состояние общества и описывается термином «нормальней», который употребляет для характеристики российской жизни «Коммерсант» - «Россиянам стало нормальней жить»:

"Все нормально" — так большинство россиян оценивают сейчас ситуацию в стране, своем регионе и своем населенном пункте, выяснил ВЦИОМ. В третьем квартале 2011 года обстановку в стране "нормальной" считали 49%, "плохой" либо "ужасной" — 36%, "хорошей" или "отличной" — 7% респондентов. Годом позже ситуацию в стране оценивали словами "все нормально" уже 51%, а в третьем квартале 2013 года — 54% опрошенных. Соответственно, меньше становилось тех, кто оценивает обстановку негативно, и больше тех — кто позитивно. К началу 2014 года "все нормально" было уже у 60% респондентов. О негативной ситуации в стране говорили 23%, а о позитивной — 11% граждан. В "феврале--марте начал действовать патриотический подъем, который продолжается", заверил "Ъ" гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. Подъем привел к тому, что сейчас оценивают ситуацию в России как "нормальную" 69% населения, а число позитивных и негативных отзывов почти сравнялось: 2% говорят, что в стране "все отлично", 12% — "все хорошо", 14% — "все плохо" и 1% — "все ужасно". Валерий Федоров объясняет это тем, что пока "личные проблемы меркнут на фоне конфликта на Украине и конфликта России с Западом". "Нам показывают каждый день, что такое настоящие проблемы. Этот анестезирующий эффект еще не исчерпался",— говорит он.

Еще бы. Вот Проханов полностью согласен с Валерием Федоровым:

О «настоящих проблемах» в виде конфликта на Украине и конфликта России с Западом – следующий пост.

17:14 25.9.2014

Порошенко-2020. Мир в Донецке. Необходимость массовых арестов. Ужасы люстрации. Искандеры смешат, но они не смеются

Петр Порошенко сегодня дает первую пресс-конференцию на президентском посту. Он использовал ее для презентации своей «Стратегии-2020»:

Главной реформой Порошенко назвал судебную.

Олег Кашин: Программа Порошенко, с которой он сейчас выступает, называется "Стратегия-2020". Это помните как у Прохорова в Правом деле были старые лозунги Яценюка, потому что авторы те же, так и тут, только наоборот - кто-то украинцам старую сурковскую тему подсунул, может, даже сам Сурков, в нагрузку к Новороссии.

Геннадий Миропольский: Я ожидал от "презентации" Порошенко, конечно, чего-то более серьезного и менее патетического. С каким-то графиком исполнения, конкретикой, сроками. Но, конечно, это была наивность с моей стороны. Да. Просто большая пресс-конференция.

Выслушав вопрос журналистки из Мариуполя, Порошенко призвал всех ее коллег посетить этот город, где буквально на глазах у людей просыпается воля к свободе. У кого-то слезы навернулись на глаза, кто-то реагировал иначе:

Но нет:

О мире в Донецке и Луганске (где в последние сутки не погиб ни один украинский солдат, о чем несколько раз упомянул сегодня Порошенко) – репортаж Екатерины Сергацковой на «Кольте»: Ни одного дня перемирия, конечно же, не было.

Каждое утро, как и раньше, жители Донецка и других городов Донбасса просыпаются под звуки залпов тяжелой артиллерии. Правда, стрелять начинают чуть позднее, чем до перемирия, и не так интенсивно.

Передо мной за столиком в киевском кафе сидит Таня. Она только что приехала из Донецка на несколько дней, перевести дух. Таня — коренная дончанка. Когда начался Майдан, она помогала организовывать медицинскую службу на донецких «проукраинских» митингах, а когда началась война, занялась волонтерской работой: доставляет продукты питания тем, кто остался без денег и крова в разбомбленных районах. <…>

Таня с июня ждала, что Донецк «освободят». Каждый день она прогуливалась по своему району, наблюдала за тем, как ведут себя боевики ДНР, и сообщала обо всем в штаб АТО. Из общественного активиста стала своего рода партизаном. Когда вооруженное сопротивление достигло апофеоза в конце лета, она была уверена, что вот-вот украинская армия зайдет в город и ужас, в котором живет Донецк, закончится. «Гуманитарный конвой», вместе с которым на Донбасс по-тихому зашли регулярные российские войска, круто изменил планы. После «минских переговоров» и подписания закона об особом статусе Донбасса для всей Украины наступил мир. Но для Донбасса — нет.

— Так что нам теперь делать? И что делать беженцам, которые надеялись вернуться домой к осени? — спрашивает меня Таня. Я лишь развожу руками. — Неужели придется налаживать жизнь внутри ДНР?.. <…>

Жители Донбасса оказались вдруг наедине с этим странным, потусторонним миром с перевернутыми ценностями, где неосторожный шаг может привести в пыточную, где под ногами может разорваться мина, где в любой момент может оказаться, что не на что купить хлеба, где нет никакой культуры, а есть только напряженная, кромешная тишина.

Донбасс превратился не в серую зону, нет. Донбасс стал черным полем, на котором ничего не растет. На таком поле невозможно заниматься жизнью, а можно заниматься только войной. И, несмотря на это странное, условное перемирие, которым закрыли глаза украинцам и всему миру, война на потустороннем Востоке продолжается.

Донецкий университет не собирается работать в условиях ДНР и думает об эвакуации. О том, что происходит в медицинском университете Луганска, пишет Виталий Портников: Инструкция, полученная от читателя из Луганска и разосланная студентам тамошнего медицинского университета. Чтобы никто не сомневался - речь идет об оккупации, а не он каких-то мифических особенностях местного самоуправления.

1. 25 сентября будет собрание в 11.00, приходят кто сможет. Учеба начнется с 1 октября.

2. Дипломы будут образца РФ.

3. Статус ВУЗа зависит от количества студентов, учащихся в ЛГМУ. Наш ВУЗ ничем не уступает русским ВУЗам, поэтому он может иметь статус государственного или национального. Поскольку в университете учатся иностранцы, то статус может быть международным. Опять же, от количества студентов зависит конкурентоспособность и самостоятельность ВУЗа. Университет может иметь статус филиала русского ВУЗа, если не наберется достаточное количество студентов. Статус ВУЗа будет оформляться в течение года. <…>

9. Обучение на осенний семестр будет, скорее всего, по модульному образцу, с дальнейшим переходом на систему обучения российских ВУЗов. (уточняется) <…>

11. Свет в ЛГМУ дадут в течение недели. На мед городе свет есть.

12. Первокурсники зачисляются и поступают по отдельной своей системе. Списки о зачислении сами знаете, где находятся.

Петр Шкулинов в связи с этим требует от Порошенко массовых арестов: Я считаю, что сразу после выборов в стране должны начаться массовые аресты подонков. Нам долго объясняли, что в этом парламенте это невозможно - не будет большинства в парламенте; начнутся политические бунты в местных органах власти; луна сойдет с небес и начнется апокалипсис. Ок. Так уж и быть - поверим. Один вопрос: после выборов тоже причины найдутся?

Команде Порошенко нужно либо действовать, либо готовиться бежать. После краха режима Януковича ни один подонок не оказался за решеткой. Ни один. Давайте честно. Пока итог революции по факту - бывшие гады в "новой власти", безнаказанность, коррупция и новые договорняки. Почему в страну начали возвращаться подонки, которые даже при Януковиче боялись голову поднимать?

Президент Порошенко, вам следует понять. Это не просьба. Это приказ вашего народа, который нанял вас на службу. Действуйте. За вами пойдут. Вам поверят. Вас поддержат, если вы будете действовать искренне. Но если вы ничего не измените - поездки по заграницам и аплодисменты закончатся. Война ничего не спишет, господин президент. Действуйте или уходите.

Борис Филатов: Согласен с Петром. Более того, сегодня давал интервью одной нидерландской газете и сказал прямо: "Пусть это звучит ужасно, но нашу страну впереди ждет волна политических убийств. Или власть начнет самоочищаться или...Или те, кто сидел в окопах под "Градами" возьмут в свои руки оружие и начнут вершить самосуд".

И еще. Еще я поражаюсь наглости и поразительной самоуверенности бывших рыгов и прочей падали. Неужели они думают, что им удастся спрятаться за депутатской неприкосновенностью от слепой мести возмущенных людей?

Их в двери - они в окно. Их в мусорный бак - они в парламент. Воистину, безумные слепцы...

Зато ДНР в данном вопросе проявляет большую толерантность. В «Сводках и комментариях» Стрелкова цитируется комментарий от Безлера «о борьбе с коррупцией»: Мы сохранили старые кадры, только отучили брать взятки и воровать - способными учениками оказались. Господин Клеп остался мэром с печатью и правом подписи. Я его берегу и забочусь (сидит под охраной.) - наголо обрит, переодет в форму в духе времени, утром поет Гимн Советского Союза, подъем в 6, отбой в 22:30. Нравственно очищается - не ворует, не берет взятки, отдает народу то, что нахапал, и строит дороги. Сидеть будет, пока не перевоспитается. Пусть узнает на себе, что значит жить по средствам. Стал патриотом - распорядился вывесить по всему городу российские флаги, оставлять в городе все налоги, сохранять зарплату ополченцам на предприятиях, где они раньше работали. Заботливый у нас мэр.

Борис Херсонский заранее против: Хуже поздно, чем никогда?

Прочел, что около миллиона чиновников попало под действие закона о люстрации. Не то, чтобы я слишком сочувствовал деятелям советской поры. Мы хорошо знаем им цену. Но люстрацию надо было проводить сразу же после освобождения. Тогда общество имело бы возможность построить новые отношения, свободные от советских стереотипов. А отстраненные от власти были бы, в большинстве своем, достаточно молодыми и активными для того, чтобы действовать в иных сферах (да так оно и получилось - в девяностые годы чиновники сплошь были банкирами. И не нуждались).

За двадцать три года эти замечательные ребята, что называется, воспитали достойную бодрую смену. Это чиновники новой волны, выученные чиновниками советских времен, сделавшие карьеру в их ближайшем окружении. Это люди, усвоившие риторику и лицемерие советских времен, Они понесут эстафету дальше - через десятилетия....

А получить в одночасье миллион врагов, людей жестких со связями, что называется, нужно ли было это именно сейчас истерзанной (и терзаемой) стране? Да разве только миллион? У всех люстрируемых ведь родственники и друзья есть.

Есть также и китайская пословица: нажить врага - худшее из приобретений.

А в России продолжают обсуждать патриотический угар, выразившийся в майках:

Айдер Муждабаев: Второй день смотрю на разлетевшиеся по Сети фотографии — людей с Тополями на футболках. Это не деревья с зелеными листиками, а ракеты. И какой-то у меня ступор.

Вот стоят взрослые дяди, тети, модельеры, актрисы, у которых есть дети, внуки, — и в ответ на какие-то технологические и финансовые санкции грозят миру баллистическими ракетами. При этом очень довольно улыбаются.

Почему? Потому что надоили смолистого бабла на очередную патриотскую акцию? Ну, это еще куда бы не шло, богемный пипл алчен.

А если они это от души?

Ну, не то, чтобы совсем без бабла (патриотизм — бизнес серьезный), но все-таки искренне угрожают человечеству безумной, садистской ядерной бомбой?

Тогда с ними, простите, что?

Ладно, бог с ними. А что с теми, кто будет это носить?

Уже объявлено, что майки с ракетами бесплатно раздадут аж 30 тысячам халявщиков (сорри, патриотически настроенным гражданам). А там, глядишь, и миллионы пошьют — в нашем отечественном Китае это делают быстро.

И что после этого они будут своими и так расплавленными пропагандой мозгами думать? Какие мысли детям передадут? Что весело ядерным зарядом хренакнуть по проклятым америкосам?

А что подумают о нашей стране и людях (обо мне, о вас — обо всех) жители других стран, которые, не дай бог, это увидят? (А им покажут.)

Не, ребята, ни при каком режиме у нас такого гулянья не было. Ведь всю дорогу за «разрядку» боролись, а простой народ-то и вправду верил, что «Леонид Ильич — за мир». На человеческом уровне демонстрировать ядерную агрессию для русских, переживших страшнейшую войну, было неприлично.

Теперь от патриотического угара развезло нас ну совершенно в слюни. Гуляй, рванина. Абырвалг. А чё? А ничё! Авввввоттакиевотмы! А у нас ракеты есть! А вот ща как ...нем!

Александр Морозов: И вот эти три бабы в футболках "что мне санкции, у меня есть бомба, и сама я - бомба" - это, конечно, яркое и жуткое воплощение "безглазых зайцев". Они не представляют себе, в какого масштаба катастрофу ввергает нас эта идея "переигрывания", которой они - эти бабы - так радуются на самом еще старте этого процесса. Себя мне, конечно, уже не жалко. Как говорится, "мы пожили". Ну, и "реконструкторов" этих и володиных чекистов (вместе с их обслугой в виде бородатого публициста соколова) тоже не жалко - все эти люди тоже уже "пожили". Но в целом, конечно, жалко... Гигантская растрата сил впустую. Просто выжигание национальных сил... Просто сжечь все топливо в движке и с мертвым двигателем сидеть на обочине и подбирать бычки, выброшенные из проезжающих машин...

И ни одного по-настоящему остроумного ответа.

19:00 25.9.2014

Не светла моя печаль. Раскол среди правых, раскол среди левых. Навальный против нелегального обогащения. «Не то чтобы совсем все плохо, но, знаете, не очень».

Лев Рубинштейн: Когда "болотный" процесс был в самом разгаре, меня, помню, попросили записать видеоролик в поддержку одного из фигурантов. Я, разумеется, согласился. Это то немногое, но, как я был уверен (уверен и теперь), необходимое, что я мог сделать для людей, подвергшихся неправедному преследованию.

Поскольку я тогда ни о ком из них толком ничего не знал, я наобум, как билет на экзамене, "вытянул" юношу-студента по имени Ярослав Белоусов. Я, повторяю, не знал о нем ничего, кроме того, что ему вменялся в вину эпизод, где он запустил в сторону полицейского оцепления "чем-то желтого цвета", что позже оказалось лимоном.

Я и записал этот короткий ролик. Что я говорил, я уже не помню. Помню, что закончил краткую речь надеждой на скорейшее освобождение.

Его все-таки осудили. А совсем недавно выпустили. И я был этому очень рад. Радуюсь и теперь.

А совсем на днях я прочитал где-то, что этот юноша высказался в том духе, что все те, кто пришли на недавний марш мира - сущие маргиналы. И я был на этом марше. И я, видимо, маргинал. Тот самый, из "ролика".

Грустная история, да.

Жалею ли я о чем-нибудь? Да нет, конечно: то одно, а это другое.

Но печально все это. И хотелось бы прибавить, что печаль моя, дескать, светла. Но нет, не светла моя печаль.

Украина расколола не только белоленточное движение, закончившееся митингом 6 мая 2012 года и болотным делом – она расколола и чисто политические группировки. Роман Попков на сайте «Открытой России» пишет о правом расколе: Пожалуй, самый болезненный раскол переживает сейчас лагерь националистов. В домайданные времена они были наиболее монолитной из всех российских политических сил. И национал-демократы во главе с публицистом Константином Крыловым, и ультраправое движение «Русские», и левые националисты — множество групп и фракций вместе заседали в оргкомитете «Русского марша» и выходили на митинги против «этнопреступности».

Но украинская революция и последовавшая вскоре война развели националистов по разные стороны фронта, в том числе — и в буквальном смысле слова. В одном из ультраправых пабликов «Вконтакте» сейчас проводится опрос на тему «Каким должен быть русский марш-2014». В пользу «единой акции русских националистов с запретом любых лозунгов, связанных с Украиной» высказались 16,9% участников голосования. В том, что «Русский марш» должен быть за Новороссию, а все остальное – вторично», убеждены 31,2%. Но 51,9% проголосовавших считают, что «Русский марш должен быть под лозунгами русско-украинского славянского единства, против ватников и шовинистов». <…>

Противниками военной экспансии Кремля в Украину оказались и некоторые националисты «старого типа» (Владимир Басманов, Софья Будникова и редакция популярной в националистических кругах «Национальной службы новостей»), не замеченные в ситуативным переформатировании своей идеологии.

А вот Национально-демократическая партия, годами продвигавшая лозунг «Русский – значит свободный» и участвовавшая практически во всех митингах эпохи Болотной-Сахарова, сегодня прославляет «Новороссию» с ее героями — Бесом и Моторолой. На сайте НДП недавний Марш мира называется «Маршем чужих»: «Это чужие. Хронические «неРусские», обратившие свою «нерусскость» в ремесло и политическую позицию».

Среди левых националистов по украинскому вопросу произошел раскол. Возглавляемая Эдуардом Лимоновым «Другая Россия» с самого начала требовала подавления киевского восстания. <…>

Пока проукраинские национал-революционеры шли по бульварам к проспекту Сахарова, их бывшие однопартийцы-другороссы в компании антисемитов, дугинцев и сталинистов подпрыгивали за спинами полиции, провоцируя участников Марша на драку.

Так, на руинах коалиций и репутаций, русский национализм готовится отмечать свой главный праздник — 4 ноября. И возможно, традиционный «Русский марш» в этом году впервые окажется под угрозой срыва не из-за запрета властей, а просто потому, что русские националисты теперь друг друга ненавидят.

В левом лагере дела обстоят не лучше. Сегодня «Кольта» публикует разгневанные ответы левых товарищей на текст Егора Путилова о связях левых активистах с кремлевскими организаторами. Одним из главных героев Путилова был Алексей Сахнин. В ответ он пишет следующее: Мне очень хочется указать автору на фактические ошибки, из которых состоит его текст, а также узнать побольше о его источниках. Особенно о «слухах из околополитических кругов», на которые он ссылается. Но делать этого я не буду. Потому что проблема не в том, что какие-то люди считают меня агентом путинского режима, разлагающим западную элиту и под видом оппозиционера экспортирующим кремлевскую пропаганду в Европу. Это как раз не проблема. <>

Настоящая проблема, на мой взгляд, в том, что опять — и на этот раз уже совсем не на НТВ — вместо содержательной дискуссии нам предлагают банальную теорию заговора. Только вместо мировой закулисы — сурковская «секта методологов» (о которой шепчутся неизвестные в «околополитических» кругах); вместо Гиви Таргамадзе и грузинской разведки — путинский режим и его спецслужбы; вместо «массовых беспорядков» на Болотной площади — «промосковская демонстрация в центре Стокгольма». Ведь других причин политического выбора, помимо небескорыстной работы на какую-нибудь разведку, просто не бывает, правда?

Все очень просто. У меня и моих товарищей взгляды на то, что происходит на Украине, отличаются от того, как это видит Егор Путилов. Почему? Да потому что мы — агенты Путина, почему же еще. Об этом свидетельствуют и какой-то «независимый активист», и околополитические слухи, и даже то, что у Гейдара Джемаля дедушка руководил НКВД в Азербайджане в 1940-х гг. Карманные революционеры!

Егор не цитирует ни одного моего текста, ни одного выступления. Ему неинтересны публичная позиция и аргументы в ее защиту. Он не хочет вступать в дискуссию. Ему все и так ясно. Его не смущает даже то, что ключевые представители кремлевской «агентуры» сидят в тюрьмах. И вот этот подход мне лично кажется проблемой. Егор не любит Владимира Путина и его режим. Но его аналитическая методология абсолютно идентична той, которую этот режим навязал моей стране.

Ярослав Алешин, Сергей Козловский (Российское социалистическое движение): Показателен при этом тот факт, что какие-либо активные фигуры, за исключением упомянутого ранее Сахнина и его соратников во зле — Митиной, Шапинова, Киричука, — в тексте отсутствуют. Многообразие левых групп и организаций, видящих друг друга подчас только на массовых шествиях, в диапазоне от анархистов и уличных антифа или социалистов, работающих с социальными движениями и профсоюзами, до сталинистов-реконструкторов, оспаривающих друг у друга право преемственности от КПСС, — ненужные детали. За пределами генерируемого мифом разоблачительного нарратива нет и не может быть ничего значимого. Сотни активистов, шедших в левых колоннах на «маршах миллионов», и тысячи простых москвичей, взявших в руки в эти дни красный флаг, для автора все та же «совковая» манипулируемая масса. Даже Сергей Удальцов в этом повествовании присутствует в качестве только фоновой фигуры. Впрочем, он уже разоблачен другими конспирологами и в логику сговора левых с Кремлем явно не вписывается. Прямая и тесная связь Удальцова и Сахнина, которая прекрасно известна всем, кто мало-мальски интересуется текущей ситуацией в среде российских радикальных левых, никого от главной мысли текста отвлекать не должна.

Удивительно, но обвиняя Путилова в том, что он не обращает внимание на содержательные дискуссии, оппоненты к его статье тоже предъявляют исключительно формальные претензии: конспирология, идентичность сурковской пропаганде и т.п. И я не говорю уже о словосочетании «показателен тот факт». Показателен, да:

Общее впечатление: словосочетанием «содержательная дискуссия» участники в данном случае пользуются так же, как Рогозин российским ядерным оружием. Его способ обращения с ядерной бомбой анализирует на «Слоне» Станислав Кувалдин: 21 сентября в New York Times появился материал о реализуемой в США программе обновления ядерного арсенала. На следующий день в интервью «России-24» вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил, что Россия к 2020 году также полностью обновит арсенал Cтратегических ядерных сил. Речь вроде бы идет об одном и том же – обе страны модернизируют ядерное оружие. <…>

Для США, если судить по публикации в New York Times, начало активной фазы модернизации ядерных сил представляет собой проблему, связанную с гигантскими тратами, которые стали результатом болезненного компромисса правительства с конгрессом. <…> В США взвешивают за и против принятой программы, говорят о наличии внутри страны тех, кто считает лучшим решением сокращать боеголовки без столь внушительных трат. На любые заявления о том, что Америке необходимо следить за прочностью своего ядерного зонтика, всегда найдутся аргументированные возражения о том, что большого значения для сдерживания в современном мире ядерное оружие не имеет, что можно видеть хотя бы по ситуации на Украине (где в ответ на «гибридную войну» Запад вводит санкции, а нового Карибского или Берлинского кризиса пока не просматривается). <…>

Теперь посмотрим, как перспективы ядерного перевооружения обсуждаются в России. Главным официальным спикером по этой теме в последние годы выступает уже упомянутый Рогозин, курирующий в правительстве оборонный комплекс. Он рапортует, что к 2020 году Стратегические ядерные силы в России обновятся «не на 70, а на все 100 процентов». <…>

Очевидно, Рогозин предполагает, что стопроцентное обновление ядерных сил – это настолько хорошая вещь, вроде рекордного урожая, что можно ограничиться простым сообщением о наших достижениях. Впрочем, в этом сообщении вице-премьер еще и задает игривые вопросы и сам же на них отвечает: «Надо ли удивлять наших коллег и всеми ли видами оружия надо бряцать, чтобы их удивить? Кое-что надо сохранить в тихой тайне, для себя, и удивить в самый критический момент». <…>

Созданное в СССР ценой неимоверных усилий ядерное оружие, которое в конечном итоге надорвало силы страны, все же было предметом более-менее сложных рефлексий – хотя бы на уровне кинофильма Михаила Ромма «Девять дней одного года». Им можно было устрашаться, но им все же не полагалось пугать. В самом факте обладания виделось не только благословение, но и проклятие. Сейчас же официальная риторика российских властей просто предлагает обывателям гордиться той мощью, которая столь удачно оказалась в нашем распоряжении назло Западу. У нас есть штука, которую все боятся, и нашему счастью по этому поводу нет пределов. Эта эмоция несколько безответственная, если не сказать примитивная. Однако, в конце концов, сложный разговор нужен для сложных структур – для научных сообществ, экспертов, имеющих влияние на общественное мнение или хотя бы интересующих СМИ, политиков, имеющих видение мира и места России в этом мире, и граждан, выбравших таких политиков. Или хотя бы нужно иметь демонстративное уважение к гуманистическим идеалам, присутствовавшее в СССР. Без этого атомная бомба становится праздничной открыткой пропаганды, которой надо бряцать и под которую можно получать солидное финансирование.

C последствиями этого солидного финансирования сегодня начал бороться Навальный:

Навальный описывает кампанию так: Я честно скажу: нам ужасно надоело искать спрятанное имущество чиновников. Все эти дачи да офшоры. Мы, конечно, будем продолжать это делать, потому что это важнейшая работа, кроме нас её делать никто не будет, и она, без сомнения, направлена на общественное благо. Но мы, естественно, хотим чего-то большего: не просто разоблачить жулика, а создавать систему, в которой ему максимально некомфортно живётся. Систему, при которой очередная найденная вилла, приобретенная на непонятные доходы, приводила не просто к отставке или к придумыванию баек про тёщу, а открывала прямую дорогу к уголовной ответственности.

Фонд борьбы с коррупцией пишет много антикоррупционных законов, поправок, предложений, концепций. Среди них есть одна штука, которая, по моему убеждению, является совершенно ключевой и без принятия которой невозможен никакой серьёзный разговор о борьбе с коррупцией.

Давайте добиваться этого вместе. Речь идёт о борьбе с незаконным обогащением.

Как вы знаете, есть Конвенция ООН против коррупции, она давно ратифицирована Россией, за исключением одной маленькой статьи, которая выглядит настоящим ночным кошмаром российского чиновника.

Статья 20 предусматривает признание уголовно наказуемым незаконного обогащения публичных должностных лиц, то есть значительного увеличения активов, превышающего его легальные доходы и не поддающегося разумному обоснованию.

Навальный продолжает: Я призываю всех объединиться, для того, чтобы добиться двух простых вещей:

1. Ратификации Россией 20 статьи Конвенции ООН против коррупции.

2. Введение в уголовный кодекс РФ понятия «незаконное обогащение», позволяющего привлекать к уголовной ответственности чиновников, которые не могут объяснить источники доходов, покрывающие их реальные траты.

Заблуждаться не надо: «серебряной пули» — закона, который убьёт коррупцию в России не существует. Коррупцию может победить только политическая конкуренция, честные суды и свободные СМИ. Но если есть что-то очень важное, главный шаг, с которого можно начать и без которого ничего не получится, то он именно здесь.

Возможно. Но вот еще один интересный вопрос задает Глеб Морев: Любопытно, что все эти поместья, которые находит навальный - Якунина, Володина, помощника Приходько и пр. - все новострой. То есть начаты посреди пустоши год-два, ну три назад. дома достраиваются, на участках голо, вокруг следы стройки.

Что за коррупционный рывок случился? Третий срок пришел и решили, что можно строить на века? или-- ?

Кирилл Рогов: Хороший вопрос. Я думаю так: это проблема роста. Они строить предыдущие начали году в 2003 - 2004, но к 2008-9 стало ясно, что они уже не соответствуют текущим ценам на нефть. Заложили новые, ну там - кризис-медведев, то се. И вот как раз поспели к 2012.

Интересно, будут ли чиновники начинать строительство более скромных дач, если цены на нефть значительно снизятся?

Ну и вести с границ Российской Федерации. Сегодня – невеселые.

Надя Толокно: На границе в Шереметьево. Вернулись на родину. Мальчик-пограничник берет мой паспорт, вбивает в компьютер, еще раз берет паспорт, всматривается. Поднимает трубку. Спрашивает:

- Толоконникова Надежда Андреевна. Пропустить?

Слушает указания, кивает. Ставит мне штамп в паспорте, пропускает.

Следующая - Маша. Пограничник вбивает в компьютер ее данные и вздыхает.

- Девушка, а что с вами обычно делают на границе?

- ???

- Ну когда вы проходите границу, а тут такой парень вроде меня сидит - что он делает? Он звонит уполномоченному?

- Честно, не знаю. А что там, у меня все плохо? - кивает Маша на компьютер.

- Не то чтобы совсем все плохо, но, знаете, не очень.

Возможно, это странное состояние границ объясняет феномен, подмеченный Вячеславом Даниловым. Он обсуждает возможность «другой России», отличной от той, что имеется сейчас, тезис, который поддерживают большинство либералов: Признаться, когда-то я и сам разделял этот тезис, будучи его пропагандистом. Но позднее мне стало ясно, что никакое русское не удерживается в своем качестве, будучи отделенным от Москвы границей.

Конечно, не удерживается, если под Россией понимать вот это вот «не то чтобы совсем все плохо, но, знаете, не очень».

XS
SM
MD
LG