Ссылки для упрощенного доступа

Михаил Саакашвили назвал освобождение российских офицеров жестом доброй воли


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Аллан Давыдов.



Андрей Шароградский: Грузинские власти приняли сегодня решение депортировать четырех российских офицеров, арестованных ранее в Тбилиси по обвинению в шпионаже. Военные переданы председателю ОБСЕ, министру иностранных дел Бельгии Карел де Гюхту, который специально для этого прилетел в Тбилиси. Михаил Саакашвили, встречаясь сегодня в Карелом де Гюхте, назвал освобождение российских офицеров жестом доброй воли. Он еще раз заявил, что грузинские власти располагают весомыми доказательствами вины российских военных. Вот что в частности сказал Саакашвили.



Михаил Саакашвили: Мы не хотим жить в мире, где процветают только запугиванию, шантаж и давление. Мы хотим жить в мире, где уважается цивилизованный диалог, а не истерия - цивилизованный диалог между государства. Жить в мире, где большие и маленькие государства равны, когда дело касается закона. Что касается выдачи России ее офицеров, то это наш жест доброй воли по отношению к нашим друзьям-демократам и союзникам, но ни в коем случае не реакция на давление. Мы ведь к таким вещам привыкли. Мы этого не боимся, и будем двигаться вперед, несмотря на давление.



Андрей Шароградский: Президент России Владимир Путин, накануне комментируя арест российских военных, сделал очень резкое заявление, назвав этот арест "политикой государственного терроризма". А сегодня стало известно, что Россия приостанавливает почтовое и железнодорожное сообщения с Грузией, депутаты Государственной Думы хотят запретить денежные переводы из России в соседние страны.


Итак, насколько адекватно реагировал Кремль на арест в Грузии российских офицеров, обвиненных в шпионаже? С таким вопросом наш корреспондент в Вашингтоне Аллан Давыдов обратился к известному политологу Андрею Пионтковскому, который сейчас работает в Гудзоновском институте в американской столице.



Андрей Пионтковский: Мне кажется совершенно неадекватной. Такие разоблачения разведчиков, ну, это настолько рутинное событие в отношениях между государствами. Поэтому то, что произошло, это проявление, я бы не сказал, это имперская политика, потому что политики-то нет никакой, а проявление таких имперских комплексов, глубокая невозможность формально, на уровне уже сознания, подсознания смириться с идеей, что Грузия так же, как и другие бывшие республики Советского Союза, являются независимыми государствами.



Аллан Давыдов: Андрей Андреевич, как бы вело себя американское правительство в подобном случае, будь американские офицеры арестованы по обвинению в шпионаже?



Андрей Пионтковский: Ну, так же, как оно ведет себя в таких случаях. Еще раз повторю, таких случаев было сколько угодно и российские офицеры арестованные, и американские. Например, все мы помним случай с летчиком Пауэрсом, который был арестован и судим. Соединенные Штаты не настаивали на экономической блокаде Советского Союза. Еще раз скажу, к сожалению, это реальность, с которой все считаются, все понимают, что существуют разведывательные службы, существуют цивилизованные методы решения этих споров, как и произошло, кстати, в данном случае. Ведь сегодня офицеры были в присутствии главного представителя ОБСЕ переданы российским войскам.



Аллан Давыдов: Сейчас Россия вводит ряд экономических санкций против Грузии. И что же дальше?



Андрей Пионтковский: Вы знаете, ведь это касается не только Грузии. Вот очень удачная параллель просто самой жизнью предложена, в эти же дни отношения с Белоруссией. Если Грузией это раздражение вызвано по крайней мере, скажем, сближением Грузии с Соединенными Штатами, с НАТО, то Лукашенко всегда считался такой опорой, защищающий твердыни нашего союза от полчищ НАТО. И тоже выворачивание рук Лукашенко, по существу объявление той же газовой блокады, шантаж, требования продать за бесценок его газотранспортные структуры. Что мы дождались? Что Лукашенко сказал, что Россия просто обрекает себя на международное позорище. По-моему, он совершенно прав, как в отношении Белоруссии, так и в отношении Грузии.



Аллан Давыдов: Андрей Андреевич, по вашему мнению, какой урок, какой вывод из последнего российско-грузинского скандала могут извлечь для себя Соединенные Штаты?



Андрей Пионтковский: Вы знаете, никакого нового урока они не извлекут. То, что представляет из себя Путин и путинский режим, они прекрасно понимают, но ссориться с ним не собираются. Несколько раз в последнее время, сначала меня это удивляло, а сейчас я понял логику американцев, они, разговаривая о Путине в частном порядке, все чаще приводят такую аналогию с президентом Мушараффом: "Мы, конечно, понимаем, что Мушарафф поддерживает талибов и, наверное, скрывает лидеров "Аль-Каиды", но мы не можем себе позволить с ним ссориться по целому ряду причин, потому что будет только еще хуже. И он будет вести себя еще хуже, и придет еще худший, более антиамерикански настроенный правитель". Да, американцы настолько увязли в Ираке, в Афганистане, что вынуждены закрывать глаза на явную антиамериканскую политику и Мушараффа, и Путина, и продолжают притворяться, что они являются их союзниками.



XS
SM
MD
LG