Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Автодизайн как искусство, профессия и образование


Евгения Назарец: Тема выпуска – автодизайн как искусство, профессия и образование.



Анатолий Горлов: Уральская государственная архитектурно-художественная академия сознательно и успешно готовит дизайнеров на экспорт.



Евгения Назарец: Летающее маршрутное такси, экраноплан и аэромобиль уже принимают участие в конкурсах автодизайна.


Сегодня речь пойдет о тех, кто создает автомобили, исходя из критериев – красиво, современно, индивидуально и, наконец, нравится, не нравится. Насколько быстро поедет и поедет ли вообще такая машина – это уже забота инженеров. Так я понимаю суть автомобильного дизайна, прежде чем поговорила с нашими сегодняшними гостями. Толя, как ты думаешь, если одна моя подруга говорит, что приму «Оку» только в подарок с доплатой от дарящего, или другая про «десятку» своего мужа – да, это какой-то беременный таракан, простите. Так вот, все это имеет отношение к автодизайну, точнее к плохому автодизайну или нет?



Анатолий Горлов: На мой взгляд, Женя, некрасивых автомобилей не бывает. Мне кажется, что это вообще вопрос вкуса. Например, на мой взгляд, модели «Мерседеса» проигрывают в красоте моделям «Ситроена», но, тем не менее, «Мерседес» по-прежнему остается одной из самых популярных машин. Или, скажем, «Порше-111». Он создан лет 40 назад, а до сих пор смотрится авангардистским. Так что, по поводу красоты или не красоты, я думаю, нам помогут разобраться наши гости – это заведующий кафедрой индустриального дизайна Уральской архитектурной академии Борис Федотов и его ученики, молодые автодизайнеры Иван Волков и Оксана Семенихина.



Евгения Назарец: «Время за рулем» на Радио Свобода продолжают автомобильные новости. Продолжает Анатолий Горлов.



Анатолий Горлов: К 1 ноября почти все особые номерные знаки на автомобилях чиновников будут сняты. Сейчас правительство разрабатывает законопроект о полной ликвидации автомобильных спецномеров. Это делается в рамках борьбы с привилегиями и борьбы с аварийностью на дорогах. После 1 ноября номерные знаки серии «Флаг» останутся только на машинах депутатов и сенаторов. По данным МВД России, сейчас в стране почти 1600 автомобилей с особыми регистрационными номерами. За восемь месяцев этого года с участием таких машин произошло более 200 дорожных происшествий.


Глава ГИБДД России Виктор Кирьянов заявил, что завершается создание единой базы данных по нарушителям Правил дорожного движения. Она позволит госавтоинспекторам в любой точке страны узнать водительскую биографию каждого россиянина за все время действия его водительского удостоверения. Это поможет милиции выявлять поддельные документы и тех, кто лишен права управления транспортом. Однако правозащитники опасаются, что такой инструмент в руках ГИБДД может привести к всплеску коррупции на дорогах.


Минфин России предлагает поправку к Закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев», суть которой – не учитывать износ автомобиля при компенсации ущерба. Страховщики не согласны и полагают, что это приведет к увеличению страховых выплат и сделает страхование автогражданки убыточных бизнесом. Они настаивают на увеличении тарифов по ОСАГО и считают, что если владелец автомобиля с износом 80 процентов рассчитывает на восстановление автомобиля с использованием новых деталей, то он должен платить по другому тарифу.


Российские власти собираются отобрать у калининградского предприятия «Автотор» налоговые льготы, которыми оно пользуется, находясь в особой экономической зоне. Таким образом, правительство пытается заставить «Автотор» наращивать количество и расширять ассортимент собираемых машин, в том числе за счет моделей для среднего класса. Но представители автозавода утверждают, что из-за отмены льгот они могут прекратить сборку в России автомобилей высокого ценового сегмента BMW , Hummer , «Кадиллак», а также сократить персонал. В то же время автомобили, ввозимые из-за границы, вырастут в цене.


В Москве скоро появится новая расцветка пешеходного перехода. Полоски «зебры» на переходах станут красными. При этом они сделаны из особого материала, который повышает сцепление с дорогой и сокращает тормозной путь. Столичные власти предупреждают, что новые пешеходные переходы будут носить статус экспериментальных. Судьба новой расцветки будет решена после того, как выяснится устойчивость краски материала к химикатам, которыми посыпают улицы зимой.


От 5 до 6 процентов комплектующих для автомобилей Горьковского автозавода являются контафактными. Об этом сообщил директор по связям с общественностью ГАЗа Сергей Луговой. Однако точный объем выпуска контрафактных деталей установить невозможно. Последние исследования на эту тему проводили в 2002 году. Как полагают эксперты, контрафакт ГАЗовских запчастей на российском рынке – подделки низкого качества. Львиная доля такой продукции производится на мелких частных металлообрабатывающих предприятиях либо на машиностроительных производствах, где эта продукция не является профильной.


Мини-вэн Ford Gala xy получил высшую оценку – пять звезд – по результатам испытаний повреждений машины и водителя во время аварии. Автомобиль проверили на столкновение со сминаемым препятствием при скорости 64 километра в час. Высоких показателей безопасности помогли достичь передние подушки безопасности, подушка для защиты колей водителя, а также боковые подушки для защиты грудной клетки и надуваемые занавески для сидящих на всех рядах сидений. Эта система позволяет остаться живым и даже невредимым в очень серьезной аварии.


Компания Ford передала экс-президенту США Биллу Клинтону новенький гибрид Mercury Mariner . Подарок был приурочен к первому заседанию экологического фонда Клинтона, который борется с глобальным потеплением. Президентский автомобиль повторяет технические параметры появившегося на рынке Ford Escep гибрид. Бензиновый мотор V 6 в 2,3 литра мощностью 200 лошадиных сил, бортовой аккумулятор напряжением 110 вольт и силовой электродвигатель. Расход топлива на шоссе составляет менее 7,5 литров на 100 километров, а в городе не превышает 8 литров. Через год Ford собирается вывести на рынок еще три новых гибрида, а популярные модели типа «пикапа» F150 планирует перевести на использование этанола.



Евгения Назарец: Кафедра промышленного искусства, она же индустриального дизайна появилась в Свердловском архитектурном институте (так раньше называлась Уральская государственная архитектурно-художественная академия) в 1968 году. Ее выпускник, главный дизайнер европейского центра Toyota Владимир Пирожков - отнюдь не единственный представитель уральской дизайнерской школы, добившийся успеха. Подробности у нашего корреспондента Светланы Кулешовой.



Светлана Кулешова : За 30 с лишним лет кафедрой были выпущены десятки дизайнеров, успешно работавших и работающих сейчас в автомобильной отрасли. Это главный дизайнер «АвтоВАЗа» Евгений Лобанов, ведущий дизайнер «Центра стиля» «АвтоВАЗа» Андрей Захаров и Андрей Бессолицын. На КАМАЗе - это главный дизайнер Сергей Ворошнин и дизайнер Вадим Хайман. Не менее известно уже и новое поколение уральской дизайнерской школы - Артем Неретин, Peugeout , «Ситроен», Андрей Басманов, получивший Гран-при на конкурсе Mitsubishi , Алексей Лаптев, арт-директор в «Скайтеогрупп». Несколько выпускников кафедры индустриального дизайна работают в Toyote в команде Владимира Пирожкова.


Молодежь сразу нацелена на работу в зарубежных компаниях. Ректор Уральской Государственной архитектурно-художественной академии Александр Стариков не видит в этом ничего удивительного.



Александр Стариков : В наше время сложно говорить о подготовке специалистов для своей страны. В наше время уже стерлись границы для академической мобильности. Большинство студентов перешагивают самое главное – языковый барьер. Преодолев этот барьер, человек становится свободен для работы в той или иной стране. Мы готовим студентов именно к деятельности, людей мира, свободных, умеющих и понимающих задачи работы независимо от места, где они живут.



Светлана Кулешова : В 2006 году среди тем дипломных проектов выпускников кафедры индустриального дизайна были летающее маршрутное такси, экраноплан и аэромобиль. Их авторы прекрасно понимают, что шансов работать над такими проектами в Екатеринбурге у них нет. У большинства выпускников УрГАХА жизненная программа состоит из трех пунктов – получение образование и наработка портфолио, отъезд в Москву, отъезд на Запад. Рассказывает президент Гильдии свободных дизайнеров Александр Баранов.



Александр Баранов : Все цель, конечно, остаться на родине, наверное, никто не ставит, потому что возможностей реализации намного больше. Промышленные дизайнеры в России не востребованы в той мере, в которой наш институт предлагает. За рубежом любая фантазия осуществима за счет современных материалов, большой научной базы, которая в промышленности.



Светлана Кулешова : По мнению дизайнеров, входящих в Гильдию, получить интересную работу в России можно будет не раньше, чем через 10-15 лет. К счастью, для студентов Уральской архитектурно-художественной академии их образование соответствует европейскому уровню. УрГАХА имеет право выдавать британские диплом бакалавра дизайна по специальностям Transport Design и Product Design.



Анатолий Горлов: Многие студенты Уральской архитектурно-художественной академии призеры и победители международных профессиональных конкурсов автодизайнов. Среди них Иван Волков и Оксана Семенихина.


Продолжу тему, которую развил ректор Уральской архитектурно-художественной академии о том, что Запад так сказать очень любит наших дизайнеров. Хочу сказать, что Оксана Семенихина совсем недавно стала победительницей конкурса, который объявила Toyota . Оксана, расскажи, пожалуйста, что это за конкурс? Что нужно было туда представить? Как ты там оказалась единственной девушкой среди всех конкурсантов?



Оксана Семенихина: На конкурс надо было нарисовать спортивную машину, автомобиль. Надо было представить минимум три ракурса машины, описание машины и вовремя заполнить анкету и послать работу.



Евгения Назарец: Описание чисто техническое или, в том числе, художественное? Что это за машина, как она выглядит и так далее? Пожалуйста, поподробнее, потому что слушатели не могут видеть этих рисунков.



Оксана Семенихина: Надо было описать свою идею. Тема была – русский автомобиль. Почему именно такой автомобиль.



Евгения Назарец: Русский автомобиль – это что значит?



Анатолий Горлов: Это такой угловатый.



Иван Волков: С матрешками.



Смех в студии



Оксана Семенихина: Как раз надо было нарисовать то, чем бы могла гордиться Россия, наверное.



Евгения Назарец: Как вы это воплотили?



Оксана Семенихина: Я воплотила в том, что у России развит авиапром, боевая техника, военная очень сильно развита. Это наша гордость. Поэтому автомобиль напоминает самолет.



Анатолий Горлов: Я видел этот рисунок на сайте. Он даже напоминает где-то бронетранспортер. Но это сделано настолько изящно и удачно, что, честно говоря, я только поблагодарил жюри за то, что они сделали совершенно правильный выбор. Это совершенно замечательная машина будущего. Оксане, я думаю, «грозит» большое-большое за это вознаграждение. Кстати, каков приз был на этом конкурсе?



Оксана Семенихина: Изначально приз был – год обучения в Италии. А потом внезапно итальянцы решили дать три года обучения. Все были удивлены.



Евгения Назарец: Вы, наверное, в первую очередь? Я слышала, что вы не совсем так уж и собирали принимать участие в этом конкурсе. Это почти случайно получилось, наитием каким-то?



Оксана Семенихина: Об этом конкурсе мне сказал мой друг. Он тоже хотел принимать участие, но в последний момент он не смог. У него что-то там не получилось. А я решила, что раз уж я собралась, так надо. У нас «Автомания» проходит каждый год в академии. Там ни одной девочки не представлено. Надо было исправлять ситуацию.



Иван Волков: Срочно.



Евгения Назарец: Иван, вы же видели эту работу. Ваше мнение. Что вы сказали?



Иван Волков: Можно я еще немножко справку по поводу этого мероприятия?



Евгения Назарец: Да, да.



Иван Волков: На самом деле организаторами были не из Toyota , а организаторами был ресурс промышленного дизайна российского – это «Дизайн.нет». Причем парни тоже из нашего института заканчивали вместе с Пирожковым в одной группе. Они как бы в доску свои.



Оксана Семенихина: Вова Самойлов.



Иван Волков: Да. А Toyota была официальным спонсором. Почему организаторы заинтересовались темой этой? Они очень долго выбирали тему. Владимира Пирожкова спрашивали, и кучу других людей. Они спросили у него: «Володя, может быть, вам какую-то тему надо развить? Конкурс у нас».



Анатолий Горлов: Решили развить спортивную тему?



Иван Волков: Он сказал: «Да, вы знаете, у нас на 20 лет вперед уже все развито. Нам не надо». Хотелось как бы обратить внимание зарубежных фирм и определенных личностей на Россию. Поэтому выбрали именно тему – русский автомобиль. А, вообще, класс грантуризма такой современный.



Евгения Назарец: Модно сейчас в нем работать.



Иван Волков: Да.



Анатолий Горлов: Мы тут уже упомянули про «Автоманию». Я для радиослушателей, которые не в курсе расскажу. «Автомания» - это конкурс, который проводит Уральская архитектурно-художественная академия. Иван как раз один из тех самых победителей, который в «Автомании» участвовал. Ради чего вы начали этот конкурс? Как он развивается? Какие личности дизайнерские там уже появились?



Иван Волков: Вообще, «Автомания» первый раз увидела свет в нашей Архитектурной академии в 2001 году. Это уже прозвучавший недавно в эфире Артем Неретин, братья Басмоновы. Они просто продемонстрировали свои работы. Они долго рисовали и хотели показать себя, свой уровень. Там были какие-то даже конкурсные работы, сейчас уже не помню. А я в «Автоманию» пришел в 2002 году. Это просто как демонстрация изначально была. Очень узкие рамки – наш институт. Потом как-то пресса подтянулась, телевидение. Появился какой-то широкий интерес у людей. Поэтому она как-то начала развиваться.


Потом у каждой «Автомании» были какие-то свои фишки. Например, приурочен к какому-нибудь конкурсу. Третья «Автомания» была приурочена к конкурсу Mitsubishi , где Андрей Басманов победил. Потом Peugeot и так далее. Вообще, «Автомания» сейчас это уже не просто выставка, это ассоциация. В ней уже около 70 человек. А сначала было всего 6 человек.



Евгения Назарец: Эти 70 человек не только местные?



Иван Волков: Да, они не местные. Например, последняя «Автомания» включает в себя, по-моему, пять стран. Она все-таки такая студенческая тусовка. Мы пригласили уже таких известных кардизигнеров зарубежных, работающих на Toyot е, например, Владимир Пирожков, Антон Шименков. Они были вне конкурса, как поддержка. Висят работы, а люди сравнивают.



Евгения Назарец: Компании зарубежные, а фамилии сплошь русские. Иностранцы-то хоть появляются там?



Иван Волков: Иностранцы? Да, есть иностранцы, но у них тоже почему-то русские фамилии.



Смех в студии



Анатолий Горлов: Они дизайнеры из Архитектурно-художественной академии в третьем поколении.



Иван Волков: Они из разных дизайнерских школ. У нас ребята из Франции, из Италии, Америки.



Оксана Семенихина: Ты еще не сказал, что «Автомания» ездила в Москву.



Иван Волков: Да, «Автомания» ездила в Москву.



Оксана Семенихина: Была «Дизайнерская ночь».



Иван Волков: «Дизайнерская ночь» - это просто пик всего. Там и конкурс, и подведение итогов, и бомонд, и «Автомания».



Анатолий Горлов: А почему, собственно, все-таки автодизайн? Архитектурно-художественная академия готовит дизайнеров во всех сферах. Может быть, выгоднее заниматься дизайном квартир, садовых участков?



Евгения Назарец: Промышленных зданий, в конце концов.



Анатолий Горлов: Небоскребов. Или это все-таки интересней?



Иван Волков: Квартиры – это, конечно, деньги, это прибыльно. Но, понимаете, автодизайн… Это человек просто болеет с детства. У него это не прошло…



Евгения Назарец: Кстати, какой у вас автомобильный опыт? Оксана, вы водите? Какие у вас отношения с автомобилем в реальной жизни?



Анатолий Горлов: Может быть, у вас игрушки в детстве были, автомобили, которые запомнились?



Оксана Семенихина: Автомобили были в детстве, но такие – русские. А водить я умею чуть-чуть. На права я еще не сдала.



Евгения Назарец: Не сдали или еще не сдавали?



Оксана Семенихина: Нет, не сдала, но водить чуть-чуть умею.



Анатолий Горлов: Вопрос чисто водительский. Оксана, какие автомобили больше нравятся – красивые или комфортные?



Оксана Семенихина: И красивые, и комфортные. Когда все это сочетается, то это супер.



Евгения Назарец: Иван, а вы?



Иван Волков: Я ездить умею на машине, но у меня еще нет автомобиля, к сожалению.



Анатолий Горлов: А не слабо самому нарисовать такое, чего ни у кого нет, а потом исполнить? Вообще, у нас есть возможность где-то создать такой автомобиль?



Евгения Назарец: Я отсылаю вас к тем репортажам, в которых везде звучит, что нет возможности реализоваться. Действительно, нет?



Иван Волков: Реализоваться…



Евгения Назарец: Как дизайнеру что-то сочинить и сделать это здесь же, произвести хотя бы в единственном экземпляре?



Иван Волков: В принципе, можно. Но только это будет не такой какой-то индивидуальный транспорт, а, например, трамвай, автобус.



Евгения Назарец: Даже так?!



Иван Волков: Да. Вот у нас есть завод «Уралмаш», например, в Тагиле есть.



Оксана Семенихина: Владимир Пирожков говорил, что у нас сейчас очень активно ГАЗ развивается.



Иван Волков: Да, кстати, скажу вам по секрету, что следующими спонсорами «Дизайнерской ночи» будет ФК ГАЗ.



Евгения Назарец: Уже есть какие-то стремления поучаствовать там? Мне представляется, безусловно, как человеку, который несведущ в этой сфере в такой степени, как вы, что для творчества интереснее автомобили, которые могут быть частными автомобили, а не промышленными. Это верно или все-таки это не так, на самом деле? Интереснее ли создавать машины для частных владельцев?



Иван Волков: Наверное, да.



Евгения Назарец: А что же тогда можно предложить ГАЗу?



Иван Волков: ГАЗу?



Анатолий Горлов: «Газели» какого вида будут в ближайшем будущем? Я надеюсь, что они изменятся внешне.



Иван Волков: Да, и водители там тоже изменяться.



Смех в студии



Евгения Назарец: По поводу водителей это уже не к дизайнерам, похоже.


Сейчас новости авторынка. Их на свой вкус для вас подобрал Анатолий Горлов.



Анатолий Горлов: Завершает работу Парижский автосалон. Здесь представлено около 40 премьер, среди которых немало городских внедорожников. Одна из интересных новинок принадлежит японцам. Компания Mitsubishi привезла в Париж новое поколение кроссовер Outlander , ориентированного на европейский рынок. Машина стала длиннее предшественника, зато вес стал меньше за счет алюминиевой крыши. В базовую комплектацию автомобиля заложены все существующие системы безопасности. Outlander II получил новейший 2-литровый турбодизель мощностью 140 лошадиных сил. А бензиновый двигатель V 6 объемом 2,4 литра может выдавать 170 или 220 лошадиных сил в зависимости от модификации.


Свой прототип кроссовера представила на Парижском автосалоне и компания Renault . Ее новинка под названием Koleos построена на платформе, разработанной совместно с компанией Nissan . Под капотом разместился 2-литровый турбированный дизельный мотор мощностью 180 лошадиных сил с 6-ступенчатой механической коробкой передач. Автомобиль прилично оснащен для движения по бездорожью и другими практичными опциями.


Компании General Motors , которой сейчас принадлежит марка Hummer , намерена расширить модельный ряд знаменитых внедорожников. Решение вызвано тем, что спрос на Hummer очень высок. В этом году продажи поднялись на 50 процентов. Особой популярностью пользуются маленький Hummer H3. Ожидается, что в ближайшие 1,5-2 года на его базе появится пикап с одинарной и двойной кабиной, а в 2008 году к нему присоединиться Hummer H4, который станет самым маленьким и самым дешевым внедорожником этой марки.


Volkswagen работает над новой для себя бюджетной моделью, которую начнут делать в России в 2008 году. Как заявил руководитель Volkswagena Бернт Пишетсридер, эта машина будет стоить примерно 7-7,5 тысяч евро. Главным конкурентом на российском рынке у новой модели будет Renault Logan . Российские машины Volkswagen в расчет не берет. В России сейчас выпускаются автомобили стоимостью 5-6 тысяч евро. Но, исходя из современных требований, в первую очередь, безопасности, они скоро могут перестать существовать, заявил руководитель немецкого автогиганта.


Таиланд собирается предстать в новой для себя ипостаси – производителя спорт-каров. Через два года в этой стране начнется серийное производство автомобиля Galmer Arbitrage GT . 7-литровый 500-сильный двигатель суперкара с карбоновым кузовом по желанию покупателя можно форсировать до 800 лошадиных сил. Выпущен он будет ограниченной серией в 350 автомобилей, 250 из которых отправятся в США. Но из-за высоких пошлин в Америку будут поставлять не готовые автомобили, а сборочные комплекты.


Представители компании Dodge обещают в следующем году начать продажи в Европе и в России самой мощной версии модели Caliber . Этот автомобиль получит индекс SRT -4. Его двигатель кажется не очень объемным – всего 2,4 литра, но с помощью турбонаддува он способен выдавать более 300 лошадиных сил. Предварительная стоимость нового Dodge Caliber – 30-33 тысячи евро.


В конце этого года компания «Северсталь-Авто» собирается начать выпуск внедорожников SsangYong Kyron . Эту модель корейской сборки продают в России уже полгода. Она комплектуется 2-литровым дизельным турбомотором мощностью более 140 лошадиных сил с коробкой-автоматом или 5-ступенчатой механической коробкой. По словам представителей «Северсталь-Авто», в российской сборке SsangYong Kyron будут стоить на 4 тысячи долларов меньше, то есть около 30 тысяч долларов.



Евгения Назарец: У нас в студии Борис Федотов, добрый день.



Борис Федотов: Здравствуйте.



Анатолий Горлов: У меня сразу вопрос к Борису Филипповичу. В начале нашей программы Женя обмолвилась, что она видит дизайн, скажем, в критериях - современно, индивидуально и красиво. На ваш взгляд, все-таки автодизайн это что такое?



Борис Федотов: Индивидуально, конечно, - да. Красиво – да.



Анатолий Горлов: А современно?



Борис Федотов: Современно – да, но не только современно, но и устремленное в будущее. Этот четвертый компонент обязательно надо учитывать. Почему? Потому что все мечтают дальше улететь, дальше уехать почему-то. Видимо, на своем месте не так комфортно.



Анатолий Горлов: Это астрология какая-то получается. Как можно предвидеть будущее?



Борис Федотов: А это так и есть, в принципе. Потому что творчество – это некие полет, полет фантазии. Тут нужно быть достаточно свободным во многих вещах – от земли свободным, от того, что происходит на земле, свободным от некоторых догм, которые получили в результате образования, может быть, неудачного образования. Тогда начнет получаться некий мир свой, свободный, который позволяет двигаться в нем достаточно быстро. Видимо, у Оксаны это достаточно удачно, быстро и хорошо случилось. Не со всякими дизайнерами это происходит. Почему? Потому что некоторые вещи, например, знание техники, знание технологии, знание модели, современного автодизайна тормозит развитие фантазии, держит каким-то образом.


Среди своих студентов я проповедую такую вещь, что не создавать модели свои на основе аналоговых, каких-то образцов, а попытаться заглянуть в себя, в свой мир, в свои чувства, в свои желания. Тогда может происходить чудо, которое может называться дизайном.



Евгения Назарец: К Ивану вопрос. Вроде как прозвучало, что дизайнера стесняют такие рамки, как знание технологии, возможности воплотить фантазию. Это действительно так, или дизайнер вообще должен не принимать во внимание можно ли это сделать сегодня или через 20 лет, что с этим разберутся дальше инженеры и технологи?



Иван Волков: Вообще, насколько мне известно, как делают, какая кухня у дизайнерских студий, например, автомобильных. Они сажают какого-нибудь молодого дизайнера, возможно, стажера. Он начинает космос рисовать полнейший. Если как-то это проходит, они потом начинают рисовать по технологиям и так далее. Наверное, все-таки все с космоса начинается.



Евгения Назарец: Что, действительно, есть такая работа? Сидит человек и фантазирует? Наверное, о такой работе каждый дизайнер мечтает. Но их готовят заведомо больше, чем мест для таких мечтателей? На чем развивается тогда борьба-то? Сложно! Почему притом, что фантазия работает у многих, один оказывается на этой работе, а другой не оказывается?



Иван Волков: Здесь может быть просто стечение обстоятельств, удача, случай.



Борис Федотов: Да, конечно, удача, случай большую роль играют. Вот с Оксаной такая удача случилась. А некоторые люди достаточно долго работают, но… Я видел работы этого конкурса «Дизайнерская ночь». Так вот сопоставляя эти работы, увидел, что наивность в работе Оксаны присутствует. Может быть, вот эта наивность, чистота, какие-то непрофессиональные ходы, которые уже накатаны в других конкурсных работах, подвинуло организаторов конкурса посчитать эту работу более удачной, более свежей. Немножко незнания нужно – не столько знаний, сколько незнания.



Анатолий Горлов: Незнания, да?



Борис Федотов: Незнания, да. Тогда есть возможность идти дальше. А раз знаешь, значит, заборчики такие, которые не позволяют продвигаться. Такое пространство впереди должно быть.



Анатолий Горлов: То есть, чем меньше они смотрят новинки автосалонов Парижского и так далее, тем лучше. Иначе они потом потеряются, да, будут повторяться?



Борис Федотов: Вообще-то, новинки надо смотреть, но…



Анатолий Горлов: Чтобы знать.



Борис Федотов: Да, чтобы знать, но на них не надо смотреть, как кролик на удава, потому что они имеют, естественно, гипнотическое воздействие. Они для той цели и создаются эти автосалоны, современные автомобили с целью привлечь, с целью вызвать желание купить этот автомобиль. Тоже самое с профессионалом происходит. Они попадают в эту, так назовем ее, профессиональную ловушку, из которой выбраться уже не могут. Кстати, со многими профессионалами отечественными, которые работают, допустим, на «АвтоВАЗе» происходит тоже самое, на мой взгляд. Проходят какие-то автосалоны. Дизайнеры, естественно, просматривают, и им нравятся некоторые элементы форм, деталей и так далее. Они заворожены этими деталями и автоматически, непроизвольно, переносят в те модели, которые уже они создают. Таким образом, ВАЗ попадает в шлейф тех западных решений, а западные компании уходят вперед и вперед.



Евгения Назарец: Хочу и Ивана спросить. Вообще-то, когда говорят о российском автодизайне, говорят, что это с позволения сказать дизайн. Тем не менее, мы упомянули, что много выпускников, в том числе Уральской архитектурно-художественной академии, работают именно в этих компаниях. Каково это, на ваш взгляд, слушать такие упреки тем, кто там работает, трудится и все-таки в душе, по крайней мере, человек творческий, но сдерживаемый какими-то технологическими рамками? Вопрос об эмоциях.



Иван Волков: Я не знаю. Если человек уехал, работает, то ему это, наверное…



Евгения Назарец: Уже все равно, да?



Иван Волков: Да, наверное.



Евгения Назарец: А как вы думаете?



Борис Федотов: Мне трудно сказать, кто, куда уехал. Немножко переверну вопрос. Я сторонник того, чтобы не заклиниваться только на проектировании автомобилей. Владимир Пирожков об этом же говорил, и довольно часто говорит, что сам старается так делать, так поступать – не рисовать одни автомобили, а что-то другое, что обогащает душу дизайнера, любого художника. Поэтому здесь, если широкий диапазон интересов, тогда экстраполяция или переход достижений из одной области в автодизайн просто обогатит автодизайн и привнесет новые ходы композиционные, образные ходы, впечатления. Культура не должна забываться. Она все время должна работать.



Анатолий Горлов: Я вот слышал, например, такое мнение и я согласен с ним, что автомобили, собственно говоря, концептуально как-то не развиваются, не меняются. Они примерно ведут в одном направлении похожести. В чем заключается тогда роль дизайна, если сегодня ведущие дизайнеры говорят, что сегодня потребителю главнее всего пространство салона?



Евгения Назарец: Безопасность, может быть.



Анатолий Горлов: Безопасность. Как проявить себя в рамках салона, если, как правило, два ряда сидений и четыре или две двери и панель приборов?



Борис Федотов: На мой взгляд, конечно, проблема безопасности существует. Потому что многие передачи показывают столкновения автомобилей, естественно, много жертв. Но тут вопрос такой. Да, нужно создавать автомобиль безопасный. Может быть, использовать новые материалы, в том числе задуматься о системе транспорта. Допустим, общественный транспорт. В России сейчас бум приобретать частный транспорт, свой личный, чтобы не застревать в общественном транспорте. Потом смешение путей движения частного транспорта, трамвайного транспорта, троллейбусного. Смешение это дает суету и заклинивает те самые пробки, которые мы получаем. Если было бы раздельное движение транспорта, было бы гораздо лучше. Естественно, безопасность самого транспорта, автомобильного. Это один момент



Евгения Назарец: Как проявить себя в салоне дизайнеру?



Иван Волков: Мне кажется, что пик автодизайна прошел, как автодизайна. В 70-х-80-х он уже закончился. Мне кажется, что пока не начнут летать, то есть принципиально не поменяется средство передвижения, принцип, то, наверное, это будут технологии.



Борис Федотов: Могу добавить еще о том, что сейчас интенсивно ведутся работы о создании новых типов двигателя, альтернативных, без выхлопных и так далее. Во-первых, это очищает город, естественно. Конечно, хотелось бы от дизайнеров получать во внешнем виде, в дизайне таких автомобилей новую форму. Потому что было бы комично и смешно, если бы автомобили с такими типами двигателей выглядели также. Потом все равно тенденции такие. Хорошо скульптурный дизайн немножко отыграли, ретродизайн автомобиля отыграли, элементы какие-то техно проявляются. Но на мой взгляд, как человека, который занимается больше теорией построения формы, какие формы могут быть в будущем, они еще не достигло того пика. Могут появиться такие автомобили, которые, в принципе, никому не снились.


Но есть методика, методика подкрадывания к таким методам построения формы. Она в нашей студии существует такая методика, но не все знакомы с ней. Даже те ребята, которые обучаются на 5-й курсе в моей студии, они немножко игнорируют. Тот же Артем Неветин, например. Он игнорировал одну ступень, с которой мы начинали на 5-м курсе. А потом, когда я ему более доходчиво объяснил в разговоре тет-а-тет, как это нужно и для чего это нужно, он прислушался. Многие не прислушиваются к советам старшим. Артем человек контактный, открытый. Он прислушался, и стали появляться совершенно другие решения. Он доволен.



Анатолий Горлов: Я, кажется, знаю, какие автомобили будущего нас ожидают. Судя по тому, что в вашей студии и, вообще, на дизайнерском профиле вашей академии больше всего оказалось девушек, то не окажется ли так, что автомобили будущего будут созданы женскими руками? Какими они тогда будут?



Борис Федотов: Я уже говорил о том, что некоторые знания ограничивают полет фантазии. А у девушек происходит такая вещь. Коль скоро они недостаточно хорошо знают технику, технологию, они идут от образа, от чувств, естественно, тут и автомобиль такой получается чувственный, может быть, мягкий, какие-то линии новые появляются. Вот это незнание как раз служит той опорой. Вот этот недостаток мы оборачиваем в достоинство. Он автоматически происходит. Стоит только чуть-чуть править, с точки зрения технологии, с точки зрения, может быть, немножко напряжения. Потому что они слишком мягкие.



Евгения Назарец: Иван, вот Оксана обмолвилась, что на конкурсе не было ни одной девочки. Она из этого чувства противоречия приняла в нем участие. И это получилось очень здорово. Как вы считаете, почему, действительно, несмотря на то, что девушки очень интересуются дизайном вообще и автодизайном в частности, тем не менее, в конкурсах их не так много?



Иван Волков: Я не знаю, к сожалению, почему их мало в конкурсах. Но я просто хочу сказать, что в принципе в Москве, например, большая уже часть потребителей транспорта – это именно женщины. Сейчас идет такая политика у западных фирм именно под женский взгляд. Женский взгляд очень нужен для дизайна.



Анатолий Горлов: Вообще, создавать автомобили для женщин. Одна, кстати, из японских компаний уже начала выпускать автомобили, которые массируют тело во время движения.



Евгения Назарец: Можно подумать, что мужчинам это никогда не бывает надо.



Анатолий Горлов: Да. Там стоит лобовое стекло, которое, скажем так, защищает от солнечного загара лицо и так далее.



Иван Волков: Я, к сожалению, не в курсе.



Евгения Назарец: Это технологические уже штучки. Мы говорим немножко о дизайне.



Иван Волков: Вообще, по-моему, где-то около 3 процентов всех автодизайнеров женщины всего лишь.



Евгения Назарец: Пока лишь только 3 процента.



Иван Волков: И то, наверное, из этих 3 процентов 2 процента на Volvo работают, на General Motors одна женщина и еще где-то.



Анатолий Горлов: Стоит напомнить, что руководителем конструкторского бюро, которое создавало боевую машину пехоты российской армии, была женщина.



Евгения Назарец: Это правда?



Иван Волков: Да.



Евгения Назарец: Мы анонсировали сегодняшнюю тему – автодизайн как искусство, профессия и образование. Про искусство и профессию поговорили. Про образование тоже все как-то у нас пошло. Все-таки вопрос про образование. Действительно так, что Уральская Государственная архитектурно-художественная академия сознательно готовит дизайнеров, автодизайнеров на экспорт? За заострила полемически или это так и есть?



Борис Федотов: Нет. Этим можно было бы заняться, конечно, целенаправленно. В этом что-то есть, потому что в этот год я решил не следовать той методики, которая существует в студии, а обратить внимание на конкурсные работы. И уже в конкурсных работах проповедовать ту технологию построения формы, которая существует, та методика, которая накатана. Могу сказать, что эта методика стоит на четырех китах – это чистая геометрия, пластически деформировать, с целью получить новые образы, потом техностиль или хайтек (пока еще дискуссии идут среди профессионалов, что такое техностиль и что такое хайтек, до сих пор не знают разграничивать их или сливать воедино) и скульптурный дизайн, где отсутствует прямая линия.



Евгения Назарец: На четырех китах и остановимся.



Анатолий Горлов: В студии Олег Вахрушев с обзором некоторых автомобильных изданий России.



Олег Вахрушев : Столичные дорожники приступили к эксперименту по исследованию новых типов асфальтового покрытия. Как сообщает «Пятое колесо», первый участок с экспериментальных асфальтом уже появился на 86-м километре внешней стороны Московской кольцевой автодороги. Причем, по словам благоустроителей, это место было выбрано неслучайно. Именно здесь наиболее заметна калейность покрытия дороги. Эксперимент будет проходить под контролем ученых, которые занимались созданием новых вяжущих составов. Так ожидается, что все десять видов асфальтового покрытия будут укладываться друг за другом на участке с 86-го по 79-м километр кольцевой дороги. Эксперты затем наглядно смогут определить, какой из составов имеет лучшие характеристики и наиболее подходят для эксплуатации.


Журнал «За рулем» сообщает, что в предстоящем октябре «АвтоВАЗ» представит свои автомобили на III Международной выставке «Автомоторшоу» в Ташкенте, на международном салоне в Литве, на 11-й специализированной выставке «Моби-2006» в Краснодаре, на международной выставке «Автошоу-2006» в Алма-Аты и на 15-й Международной выставке «Авто + Автомеханика 2006» в Санкт-Петербурге. В Краснодаре наряду с серийными автомобиля продемонстрируют ближайшую перспективу «АвтоВАЗа» «Лада-Калина» универсал и «Лада Приора» седан, а также недавно запущенный в серию «Лада-Калина» хечбек и «Лада-112 Спорт » от фирмы «Суперавто». Кстати, согласно данным ежегодного рейтинга «Финанс-500» «АвтоВАЗ» занял 18-е место в сотне крупнейших компаний России за 2005 году. В 2005 году выручка Волжского автозавода составила 132, 5 миллиарда рублей, что на 5 процентов выше 2004 года.


На Московском шинном заводе начался выпуск шин марки «Амтел», принадлежащей четвертому по величине производителю шин в Европе «Амтел - Фредештайн». «Авторевю» предполагает, что объем выпуска составит около 2,5 миллионов единиц в год. Закрыв на предприятии цех по производству резиной смеси (отныне она будет поставляться с Воронежского шинного комплекса), компания выполнила свое обещание – улучшить экологическую сторону производства. Производство шин марки «Таганка», ранее выпускавшихся на этом заводе, приостановлено.


На открывшейся в Гаване 10-й международной транспортной выставке FIT -2006 крупнейший российский производитель коммерческого автотранспорта группа ГАЗ представила 20 образцов своей продукции, пишет журнал «За рулем». Выпускаемая на предприятиях компании автомобильная техника, давно известна на Кубе и в других странах Латинской Америки и пользуется хорошей репутацией еще с советских времен. В прошлом году группа ГАЗ экспортировала на Кубу своей продукции почти на 3 миллиона долларов. На нынешней выставке предложены легкие автомобили «Волга-ГАЗ-31105» и «Волга- Универсал», кроме того, различные модификации «Газелей», грузовой автомобиль, фургон и микроавтобус, а также специализированный автомобиль «Вепрь», предназначенный для доставки команды до 10 человек к местам проведения работ, в том числе по трудно проходимой местности. Об этом, напомню, пишет журнал «За рулем».


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG