Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Исторический репортаж Владимира Абаринова

Александр Генис: Как уже, конечно, догадываются наши слушатели и читатели, постоянный автор АЧ Владимир Абаринов - большой знаток и ценитель истории. Одно из его многочисленных увлечений связано с самым знаменитым преступлением Викторианской эры, совершенным Джеком Потрошителем. Оставшись нераскрытым, эта серия убийств до сих пор волнует экспертов и дилетантов.

Владимир Абаринов: Осенью 1888 года в лондонском районе Уайтчепел неведомый маньяк совершил серию зверских убийств, жертвами которых во всех без исключения случаях стали нищие проститутки. Точное их число не известно. Обычно говорят о пяти, но некоторые исследователи доводят цифру до двузначной за счет убийств, совершенных до или после уайтчепельской серии в других местах или даже странах.

Трупы несчастных (за исключением одного случая, когда киллера, вероятно, спугнули) были страшно изуродованы. Все эксперты сходятся на том, что преступник прекрасно знал анатомию и владел по меньшей мере основами хирургии: он безошибочно, твердой рукой, удалял внутренние органы чуть ли не в полной темноте, будучи крайне ограничен во времени.

Лондонское дно знало серийных убийц и до Потрошителя. Однако он стал первым получившим небывалую известность благодаря наступлению эры всеобщей грамотности и широкому распространению иллюстрированных газет-таблоидов.

Потрошитель стал сублимацией подавленных страстей викторианского общества, которое вытесняло все неприличное на задворки сознания. Журналист Уильям Стэд, освещавший уайтчепельские убийства, написал об их сексуальной подоплеке и в качестве возможной модели предложил феномен “доктора Джекила и мистера Хайда”.

Газета London Daily Post с сообщением о пятом убийстве. Слева – портрет инспектора Фредерика Абберлайна

Газета London Daily Post с сообщением о пятом убийстве. Слева – портрет инспектора Фредерика Абберлайна

Повесть Стивенсона, опубликованная за два года до серии убийств, как нельзя лучше выражала раздвоенность сознания позднего викторианца. Публика увидела в Хайде воплощение сексуального подполья своего собственного сознания. В августе 1887 года в Лондоне состоялась премьера спектакля по повести Стивенсона. Исполнитель главной роли Ричард Мэнсфилд играл Хайда именно как сублимацию тайных помыслов Джекила. Мэнсфилд был настолько убедителен, что его самого стали подозревать в том, что он и есть Потрошитель. Сама гипотеза о том, что Потрошитель неуловим по той причине, что в обычной жизни ничем не отличается от добропорядочных членов общества, была абсолютно новой.

Дело расследовал инспектор Скотланд-Ярда Фредерик Абберлайн. Несмотря на то, что Потрошитель даже прислал два глумливых письма, инспектору не удалось подтвердить ни одну из версий. Оставалось уповать лишь на случай или неосмотрительность преступника. Случай так и не представился, но и убийства прекратились. В 1892 году дело было закрыто.

Однако расследование продолжается по сей день день. Его ведут сыщики-любители, историки и литераторы, криминологи и психологи. Люди, увлеченные тайной кровавого маньяка, называют себя рипперологами (от английского слова ripper – потрошитель). За десятилетия, прошедшие после уайтчепельских убийств, появилось множество новых, неожиданных, парадоксальных и скандальных версий. В числе подозреваемых значится лицо королевской крови: внук королевы Виктории, принц Эдди, он же Альберт Виктор Кристиан Эдуард, герцог Кларенский, наследник британского престола. Вариант этой версии утверждает, что принц не убивал сам – это делали подосланные его бабкой придворные, в частности, подозрение падает на королевского лейб-медика Вильяма Гулля.

Мрачная история Джека Потрошителя стала основой множества художественных произведений. Одно из самых впечатляющих воплощений – опера Альбана Берга «Лулу». Вот ее финал в постановке Парижской оперы 1979 года. Проститутка Лулу приводит в дом очередного клиента. Это Джек. «Что вы во мне такого увидели?» - спрашивает она, желая услышать хоть какой-нибудь жалкий комплимент. «Понравилось мне, как ты по улицам ходишь, - отвечает Джек. - Подумал я: она ладно сбита». Они начинают торговаться. Лулу будто под гипнозом. В конце концов Джек не только не платит ей, но и отбирает деньги у нее и уводит ее в соседнюю комнату.

Письмо Потрошителя. В качестве места отправления значится: «Из ада»

Письмо Потрошителя. В качестве места отправления значится: «Из ада»

Партию Лулу в этом отрывке поет Тереза Стратас, Джека – Франц Мазура, дирижер Пьер Булёз.

(Фонограмма)

Владимир Абаринов: Несколько лет назад американская романистка Патриция Корнуэлл объявила на весь мир о том, что она установила личность Джека Потрошителя. Корнуэлл – одна из самых популярных авторов детективов. Свой предмет она знает не понаслышке. Она была полицейским репортером, работала в офисе главного судмедэксперта штата Вирджиния, служила в полиции и прошла подготовку в Академии ФБР. Ее излюбленный сюжет – серийный убийца.

Патриция Корнуэлл: Я видела тысячи вскрытых тел, трупов и мест преступления. И ни разу в своей карьере я не видела ничего подобного тому, что сделал убийца с Мэри Келли. Это самый низкое, безумное и злобное убийство, какое только можно вообразить. Для этих преступлений нет никакого срока давности только потому, что они совершены больше ста лет назад. Жертвы имеют право на справедливость, на то, чтобы мир узнал имя их убийцы. И моя задача - добиться этой справедливости единственным способом, какой я знаю: установить его личность.

Владимир Абаринов: Патриция Корнуэлл утверждает: Джек Потрошитель – известный английский художник Уолтер Сиккерт. У этой версии много сторонников. Они до одури всматриваются в полотна Сиккерта, и им начинает мерещиться портретное сходство жертв Потрошителя с натурщицами Сиккерта. Но это не доказательство. Ничего не доказала и Патриция Корнуэлл, хоть и написала толстую книгу и сняла документальный фильм о своем расследовании.

В фильме братьев Хьюзов «Из ада» с Джонни Деппом в роли инспектора Абберлайна рассказана «королевская» версия – убийцей оказывается уже упоминавшийся нами лейб-медик доктор Гулль. Непосредственный начальник инспектора, член тайной масонской ложи, старательно направляет следствие по ложному следу.

Шеф полиции: Ясно одно: англичанин этого сделать не мог. Может, кто из индейцев, слоняющихся по Уайтчепелу, дал волю своим инстинктам.

Абберлайн: При всем должном уважении, сэр, этот человек знает на практике, что такое вскрытие трупов. Это человек с образованием, врач или...

Шеф полиции: С образованием? Это абсурд. Человек благородного происхождения такого не сделает. Возможно, это лавочник или мясник.

Абберлайн: . Очень может быть, сэр, что лавочник. Но есть серьезный довод против этой версии. Под трупом обнаружена виноградная кисть.

Шеф полиции: К чему вы клоните?

Абберлайн: К тому, что ни один лавочник Уайтчепела, чем бы он ни торговал, не может позволить себе покупать виноград. Совершенно очевидно, что его дал ей убийца, и что это человек при деньгах.

Шеф полиции: А как насчет евреев? Мясник-еврей или портной-еврей. У них водятся деньги. Их полно в Уайтчепеле.

Абберлайн: Сэр, ради общественного спокойствия я бы крайне осторожно отнесся к слухам о причастности евреев.

Владимир Абаринов: Вполне возможно, что такой мотив в действиях полиции действительно присутствовал. Тогдашний шеф лондонской полиции Генри Смит – в отличие от его кинематографического воплощения – в своих мемуарах называет обвинения в адрес евреев «безответственными». Но автор последней сенсации детектив-любитель Рассел Эдвардс, утверждает, что убийства совершил именно еврей Аарон Косминский, семья которого эмигрировала из Российской империи.

Этот человек попал в число подозреваемых поздно. Полицейский документ с упоминанием его фамилии без имени был обнаружен лишь в 1959 году. Спустя еще 28 лет Аарона Косминского нашли в списках пациентов клиники для душевнобольных. Основания, по которым Косминский попал под подозрение, неизвестны – кроме того, что он жил поблизости от мест преступлений.

Рисунок из газеты The Pictorial News. 6 октября 1888 года. Обнаружение трупа Кэтрин Эддоуз, рядом с которым был будто бы найден платок с пятнами крови и спермы

Рисунок из газеты The Pictorial News. 6 октября 1888 года. Обнаружение трупа Кэтрин Эддоуз, рядом с которым был будто бы найден платок с пятнами крови и спермы

Рассел Эдвардс увлекся тайной Потрошителя после того, как посмотрел фильм «Из ада». В марте 2007 года он купил на аукционе женский платок, точнее - шаль, с запекшимися пятнами крови на ней. По словам владельца шали, она была обнаружена на месте одного из уайтчепельских убийств – полисмен с разрешения начальства взял ее в подарок жене. Но жена ни стирать, ни носить ее не стала, а убрала в чулан. Эдвардс обратился к специалисту по молекулярной биологии Яри Лухелайнену, и тот сумел получить из пятен крови генетический материал, пригодный для экспертизы. Кроме того, он обнаружил на платке брызги другого биологического свойства – это была сперма.

Поскольку в обоих случаях в распоряжении исследователя оказалась митохондриальная ДНК, код которой передается только по женской линии, для сравнения следовало найти потомков жертвы и преступника именно по женской линии, и Эдвардс это сделал. Образцы, по словам Эдвардса, совпали с неопровержимой точностью.

У специалистов много претензий к выводам Эдвардса. Прежде всего, доктор Лухелайнен пока не опубликовал сообщение о своем исследовании ни в одном из научных журналов, и его методы не подверглись проверке специалистов. Во-вторых, история платка ничем не подтверждена, а совпадение генетического кода может оказаться следствием перекрестной контаминации, загрязнения исходных образцов материалом, полученным от потомков. Кроме того, Эдвардс был заранее уверен в виновности Косминского, и это тоже не добавляет объективности его расследованию.

Добавлю по праву рипперолога со стажем и я свои пять копеек в эти сомнения. Я уже говорил о двух письмах Потрошителя, причем ко второму посланию он приложил половину человеческой почки. Это второе письмо написано с грубыми орфографическими ошибками и без знаков препинания, но в том-то и дело, что ошибки чересчур нарочитые. При внимательном чтении возникает ощущение, что текст написан грамотным человеком, который старательно маскируется под неуча, но при этом синтаксически строит фразы абсолютно правильно. Это что-то вроде современного сетевого языка падонкафф, который, как известно, придуман профессиональными филологами. А вот Аарон Космински был действительно малограмотным и говорил в основном на идиш, потому что очень плохо владел английским.

Так что ставить точку в истории Джека Потрошителя еще рано.

Показать комментарии

XS
SM
MD
LG