Ссылки для упрощенного доступа

Федор Лукьянов дает свои оценки российско-грузинскому конфликту


Программу ведет Андрей Шарый . Принимает участие г лавный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов .



Андрей Шарый : Российские политологи дают свои оценки ситуации в отношениях между Москвой и Тбилиси. Главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов ставит кризис в контекст общеевропейской ситуации.



Федор Лукьянов : Да, в последние дни, несмотря на жесткие и временами хамские заявления из Москвы, мне показалось, что как раз тональность такая сверхагрессивная призвана создать впечатление мощного ответа без принятия каких-то необратимых мер. На сей раз действия грузинской стороны предельно рациональны и просчитаны. Это не тот случай, когда господина Саакашвили в России очень часто принято представлять как такого человека, себя не контролирующего и действующего импульсивно. Это абсолютно не тот случай. Мне кажется, что главная проблема, которую Саакашвили этим самым пытается решить, - это проблема будущего разрешения или не разрешения главных двух территориальных конфликтов: абхазского и южноосетинского.


Судя по всему, в общих чертах принято решение о будущем Косово. Евросоюз собирается и будет обсуждать эту тему. На эту тему высказывается в последние дни глава миссии ООН, который просто-таки криком кричит - ребята, давайте быстрей решайте этот вопрос, больше невозможно ждать. Ситуация в Косове, действительно, вновь стала весьма нестабильной. Албанское большинство довольно четко дает понять, что если не будет принято устраивающее их решение, а их устраивает, собственно говоря, только независимость, дестабилизация Косова серьезная - это вопрос техники. Соответственно, я думаю, что решение предрешено. Оно будет в какой-то форме, с какими-то оговорками, но это будет независимое государство - второе албанское государство в Европе.


Мне кажется, что после этого решения ситуация в Грузии станет, если не безнадежной, то усложнится в разы. Потому что вне зависимости оттого, что будет хотеть Россия, что она будет делать, наличие этого прецедента уже совершенно по иному настроит, прежде всего, жителей Абхазии и Южной Осетии. Мне кажется, что господин Саакашвили, понимая, что ситуация усложнится, сейчас просто играет на опережение. Его задача - это продемонстрировать западным партнерам, что Россия абсолютно неадекватный и неконструктивный участник этого процесса, процесса, связанного с непризнанными территориями, и никакие ее аргументы, и ее действия в будущем не могут вообще рассматриваться с точки зрения решения этой проблемы. Саакашвили выгодно спровоцировать Россию на наиболее неадекватные действия, какие только она способна предпринять.


Понимает ли это Москва? Мне кажется, что - да, в принципе, понимает. Об этом говорили и министр обороны Иванов, и президент Путин о том, что мы будем действовать адекватно. Но одно дело понимать, а другое дело, конечно, эмоции играют со всех сторон. То, что отношения с Грузией после разрешения кризиса с военными достигнут абсолютно нулевой точки (Грузия будет объявлена такой страной нон-грата полностью) это очевидно. А вот сколько это продлится, тут вопрос другой. Но я думаю, что, с точки зрения практической политики, это сегодня в интересах грузинского руководства.



XS
SM
MD
LG