Ссылки для упрощенного доступа

Вывезут все иконы?


В Санкт-Петербурге обсуждается законопроект оперной певицы о культурных ценностях, которые можно будет беспрепятственно вывезти из страны

В Законодательное собрание Санкт-Петербурга из Государственной думы поступил для обсуждения новый законопроект федерального закона "О ввозе культурных ценностей в Российскую Федерацию и вывозе культурных ценностей из Российской Федерации". Он вызвал ужас и возмущение у петербургских депутатов, расценивших его как "коррупционное посягательство на суверенитет России".

Этот проект Федерального закона был представлен, в соответствии с регламентом, спикеру Госдумы Сергею Нарышкину его автором – депутатом Госдумы, оперной певицей, солисткой Мариинского театра Марией Максаковой-Игенберг еще 18 июня. К сегодняшнему дню этот законопроект, подписанный всеми членами Комитета по культуре Госдумы, вынесен на обсуждение в комиссии по культуре парламентов российских субъектов федерации. Обсуждение, как предполагается, продлится до 23 октября, после чего этот законопроект пройдет первое чтение в парламенте. У петербургских депутатов он вызвал всеобщую негативную реакцию. Лидер фракции "Справедливая Россия", депутат Алексей Ковалев, который сам является действующим археологом и экспертом Комитета по культуре Государственной думы, недоволен не только тем, что этот законопроект появился на свет без соответствующего экспертного обсуждения, но, главное, его содержанием:

Большая часть артефактов, которые уходят за рубеж, не будет вообще попадать под определение "археология"

– Моя главная претензия к этому закону заключается в том, что он снимает все ограничения на вывоз из РФ всех предметов, имеющих культурную, историческую и художественную ценность, старше ста лет. Т. е. теоретически и практически эти предметы можно будет вывозить: все иконы, все произведения искусства, все древнепечатные книги, все ценности, которые были найдены в результате археологических раскопок, тоже можно будет вывозить из страны. И только от чиновника Минкульта будет зависеть – разрешит он или нет вывоз. Вы сами понимаете, что это коррупция. Кроме того, правила этого вывоза, как написано в этом законе, будут нам диктоваться Таможенным союзом. Получается, что Россия сама отдает свое право регулировать отношения вывоза своих культурных ценностей этим международным организациям. Кроме того, если взять объекты археологического наследия, то в этом законе они трактуются как предметы, полученные в результате археологических раскопок. А если не в результате археологических раскопок? Если я их случайно нашел? А если это грабительские раскопки? Они в этот список не попадают. Поэтому получится, что большая часть артефактов, которые сегодня из России уходят за рубеж, и против чего мы боролись последнее время, не будет попадать вообще под определение "археология". Их будут абсолютно свободно перевозить и дальше продавать на международных аукционах так, как сегодня происходит с огромным количеством бронзовых, золотых, железных и других археологических предметов со всей России. Уровень грабительских раскопок возрастет в разы, – уверен депутат.

На Западе целые аукционы работают только на поставках из России. Все иконы вывезут сразу!

Еще совсем недавно, около года назад, депутат Алексей Ковалев совместно с депутатами Госдумы и сотрудниками ЭФСБ принимал участие в подготовке и принятии другого федерального закона №245, который вернул ранее отмененную уголовную ответственность за контрабанду культурных ценностей и ввел уголовную ответственность и большие штрафы за незаконную археологическую деятельность. И вот теперь, по мнению депутата, законопроект, представленный Марией Максаковой-Игенберг, разрушает все построенные законодателями антикоррупционные барьеры:

– Я не знаком с госпожой Максаковой. Я думаю, что не она писала этот текст. Я думаю, что тот человек, который ей его дал, сегодня должен быть подвергнут проверке правоохранительными органами на предмет его связи с организованной преступностью, с мафией, которая занимается вывозом российских культурных ценностей за рубеж. Потому что сегодня подписан договор ЕврАзЭС, согласно 38-й статье которого, государство – участник союза имеет собственное право вводить правовое регулирование в отношении ввоза или вывоза предметов, если они относятся к культурным ценностям. Т. е. этот договор предполагает приоритет национального законодательства над международным. А вносимый закон предполагает, напротив, приоритет международного законодательства над национальным. Это является ударом по суверенитету РФ и, конечно, приведет к массовому вывозу за рубеж российских культурных ценностей. Но самое ужасное – это снятие столетнего барьера. Четкие барьеры для вывоза, исходя из древности культурной ценности, должны быть обязательно! Если этого барьера нет, то каждый случай вывоза будет рассматриваться индивидуально некими экспертными комиссиями и чиновниками из Министерства культуры. Соответственно, будет невероятный вал взяток, потому что эта сфера традиционно испытывает очень большое коррупционное давление. На Западе целые аукционы работают только на поставках из России. Все иконы вывезут сразу!

С депутатом Алексеем Ковалевым совершенно не согласны петербургские антиквары. Один из них, просивший не называть его имя, сообщил, что сейчас и уже долгое время предметы русского искусства не вывозят из России, а, наоборот, ввозят. И ввозят в страну по двум причинам: именно в России сейчас появилось большое количество богатых людей, собирающих коллекции отечественных произведений искусства, и, как следствие, именно в России предметы русского искусства сейчас имеют гораздо более высокую стоимость, чем в странах Европы и в Америке.

Те, кто занимается контрабандой, при нынешней коррумпированности соответствующих служб, могут найти способ вывезти или ввезти все, что им нужно

Полностью поддержал законопроект и президент Ассоциации антикваров Санкт-Петербурга Игорь Полторак, который заявил Радио Свобода, что "принятие Госдумой закона о вывозе и ввозе культурных ценностей в том виде, в котором он предлагается, вернет Россию в цивилизованный рынок искусства".

Петербургские искусствоведы пока еще пытаются разобраться в предложенном законопроекте. Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея Катерина Андреева обращает внимание на некую размытость формулировок в законопроекте, связанных с регулированием ввоза и вывоза культурных ценностей законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС:

– Трактовать его будут по русской пословице: "Закон что дышло, куда поверну, то и вышло!" Непрописанный, неясный, он будет в каких-то случаях способствовать вывозу национального достояния, в каких-то случаях будет выступать в роли какой-то запретительной меры… Поэтому, я думаю, что абсолютно все заинтересованы в том, чтобы этот закон был предельно ясен и понятен. Чем более он будет неясен для законопослушных граждан, тем больше у них будет сложностей при вывозе или ввозе культурных ценностей из страны или в страну. Те же, кто занимается контрабандой, при нынешней коррумпированности соответствующих служб, могут найти способ вывезти или ввезти все, что им нужно, – считает ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея Катерина Андреева.

Ее коллега, искусствовед, заместитель директора Музея современных искусств Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Пиликин убежден, что для принятия такого закона необходимы широкомасштабные консультации с музейщиками страны:

– Как мы знаем, "законодательный принтер" так чудовищно работает, что принимаются самые нелепые законы. Что касается не музейных ценностей, а тех, что находятся в частных руках, то любой визит на Запад показывает, что антикварный уровень в России на несколько порядков ниже. Потому что уровень культурных предметов был исторически существенно вымыт в годы Революции, в годы Гражданской войны. Перемещен, либо уничтожен, либо распылен. Уровень исторических раритетов в частных собраниях в России достаточно низкий. И в этом смысле обратный ввоз, особенно тех предметов, в которых заинтересована Россия в плане того, что они составляют ее культурное достояние, которое работает на нее саму, уже очень важный момент. Если бы законодательно осуществление этого процесса, процесса возврата культурных ценностей в страну, было бы ограничено, то это, несомненно, было бы для России ущербно. Я надеюсь, что в создании такого закона о перемещении культурных ценностей должны поработать эксперты-специалисты. Музейщики должны сказать свое слово. Такие законодательные инициативы не могут приниматься только депутатами, которые не знают особой специфики вопроса.

Пока специалисты обсуждают этот законопроект, члены комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга приняли решение считать нецелесообразным его принятие Государственной думой.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG