Ссылки для упрощенного доступа

Тихий омут Ротерхэм


Здание муниципального совета Ротерхэма
Здание муниципального совета Ротерхэма

В британском городке покрывали жестокие преступления – из соображений ложно понятой политкорректности

Второй месяц Великобритания не может оправиться от шока, вызванного разоблачительным докладом о сексуальных преступлениях с вовлечением несовершеннолетних в городке Ротерхэм. Из доклада, в котором подводились итоги расследования этих преступлений, стало известно, что на протяжении 16 лет – с 1997 по 2013-й – в Ротерхэме были изнасилованы и вовлечены в проституцию более 1400 детей. На днях парламентский комитет по внутренним делам потребовал полного и тщательного правительственного расследования преступлений в Ротерхэме и ужесточения уголовного законодательства.

Ротерхэм – небольшой тихий город в графстве Южный Йоркшир с населением чуть больше 250 тысяч человек. В городе есть значительная мусульманская община, в основном пакистанского происхождения. Ротерхэм известен как оплот Лейбористской партии, к которой принадлежат все члены его муниципального совета и глава полиции графства. Среди членов совета есть и представители пакистанской общины. В конце августа профессор Алексис Джей ознакомила городской совет с результатами расследования сексуальной эксплуатации почти полутора тысяч детей, происходившей в Ротерхэме на протяжение 16 лет при преступной халатности властей и практически при полной осведомленности полиции.

Алексис Джей
Алексис Джей

Группа преступников пакистанского происхождения с помощью угроз, побоев, пыток, насилия, а нередко и наркотиков вовлекали девочек, многим из которых было по 11-12 лет, в сексуальную эксплуатацию и проституцию. Детей похищали, обливали бензином, угрожая поджечь, клеймили и продавали в сексуальное рабство в другие города. Широко практиковались групповые изнасилования. Многие годы насильникам все сходило с рук, поскольку полиция закрывала на это глаза и отказывала родителям детей в возбуждении уголовных дел. Впоследствии, как пишет профессор Джей, местные власти и полиция оправдывались тем, что не хотели наказывать членов этнического меньшинства, опасаясь прослыть расистами и раздуть в городе конфликт с участием экстремистских группировок. Немалую роль в преступной халатности местных властей играли и политические причины: пакистанская община, как правило, голосовала на выборах за кандидатов Лейбористской партии, занимавших в городской администрации ключевые посты.

Это продолжалось 16 лет, и сейчас крайне трудно выявить всех участников этого преступления и всех жертв

Разразившийся скандал вынудил уйти в отставку главу городского совета Роджера Стоуна, главу полиции Южного Йоркшира Шона Райта, руководство городских социальных служб. Сменился весь состав совета. Правительство объявило о расследовании преступлений в Ротерхэме с участием следователей Национального криминального агентства. Автор доклада о сексуальных преступлениях в Ротерхэме Алексис Джей отмечает в интервью Радио Свобода, что 1400 вовлеченных в преступления детей – лишь верхушка айсберга:

– Никто не знает подлинного масштаба сексуальной эксплуатации детей в Ротерхэме. Это продолжалось 16 лет, и сейчас крайне трудно выявить всех участников этого преступления и всех жертв. На протяжении этих лет не велся систематический учет жалоб, многие заявления об изнасилованиях и педофилии попросту не принимались полицией во внимание. Мы выявили более 1400 детей – жертв сексуальной эксплуатации, это лишь по самым скромным подсчетам.

– Какой была ваша реакция, когда открылась вся картина этих преступлений?

– Первая – это колоссальный шок от масштаба случившегося. Поразило огромное число детей, вовлеченных в эти преступления, и невероятная халатность местных властей, включая муниципальный совет и полицию. И второе: меня с самого начала расследования просто убивала невероятная жестокость, с которой совершались эти преступления. Не только жестокость самих сексуальных надругательств, но прежде всего граничившие с пытками методы принуждения детей к сексу и проституции.

– Вы говорили в Ротерхэме с полицейскими и муниципальными советниками. Чем они объясняли свое бездействие?

– Их первой реакцией было отрицание бездействия и стремление скрыть масштаб преступлений. Поначалу они настаивали, что все 16 лет действовали по приказам и распоряжениям вышестоящих начальников. Кроме того, они настаивали на том, что относились к этим преступлениям серьезно. Однако факты, зафиксированные в сохранившихся делах и файлах, беседы с жертвами сексуального насилия этому противоречили. Тогда полиция и муниципальный совет сменили тактику и начали частично признавать промахи в работе, ответственность за происходившее в городе и отсутствие надлежащей полицейской защиты детей от сексуальных домогательств.

И полицейские, и муниципальные советники практически тормозили расследование и не помогали моим сотрудникам

– В своем докладе вы прямо обвиняете полицию и мэрию Ротерхэма в том, что они препятствовали вашему расследованию и пытались скрыть факты сексуальной эксплуатации детей...

– Да, они пытались скрыть факты. И полицейские, и муниципальные советники практически тормозили расследование и не помогали моим сотрудникам. Не стану отрицать, что рядовые полицейские и социальные работники подвергались давлению со стороны начальников. Никакой, даже элементарной, полицейской защиты девочек не существовало. Высокопоставленные сотрудники мэрии, в частности, муниципальные советники, производили впечатление людей, не заинтересованных в раскрытии преступлений.

– Вы отмечаете в докладе, что власти Ротерхэма скрывали эти преступления, в частности, опасаясь прослыть расистами, поскольку преступниками были в основном жители города пакистанского происхождения. Может ли этот аргумент служить оправданием преступной халатности городских властей?

Часть городских властей бездействовала из соображений ложно истолкованной политкорректности, зная, что преступления совершают люди, принадлежащие к этническому меньшинству

– В этом деле был явный конфликт интересов. Дело в том, что для выборных деятелей местной власти важное значение имела репутация города, которую они боялись подмочить. Другая группа имевших отношение к этому делу сотрудников полиции и муниципалитета искренне не верила в возможность таких чудовищных по масштабу преступлений в их тихой заводи. Третья часть городских властей действительно бездействовала из соображений ложно истолкованной политкорректности, зная, что преступления совершают люди, принадлежащие к этническому меньшинству. Их больше всего беспокоили политические последствия обнародования этого факта. Город был оплотом Лейбористской партии. По их мнению, огласка угрожала бы спокойствию и сплоченности жителей города.

– Каковы последствия публикации вашего доклада? Были ли арестованы преступники? Чем поплатились скрывавшие преступления представители местной власти?

– В 2007 году в Ротерхэме были возбуждены уголовные дела против восьми его жителей пакистанского происхождения, обвиненных в сексуальном насилии над малолетними. В 2010 году их приговорили к тюремным срокам от четырех до девяти лет. После этого – тишина. Огромное количество остальных преступников, участвовавших в сексуальной эксплуатации детей в течение 16 лет, все еще на свободе. Что касается официальных лиц, то важнейшие из них поплатились лишь добровольной отставкой. Это глава городского совета, мэр города, глава полиции графства, директор муниципальной службы по работе с детьми, ряд полицейских чинов. Лейбористская партия заставила уйти в отставку членов городского совета, которые были избраны по ее партийному списку. Однако меня намного больше беспокоит то, что ничего не сделано, чтобы помочь жертвам этого чудовищного преступления, – отмечает автор доклада "Независимое расследование детской сексуальной эксплуатации в Ротерхэме" профессор Алексис Джей.

XS
SM
MD
LG