Ссылки для упрощенного доступа

В Москве убита журналист Анна Политковская




Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие заместитель главного редактора «Новой газеты» Виталий Ярошевский, лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский, лидер движения «За права человека» Лев Пономарев и секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко.



Дмитрий Волчек: Сегодня в Москве в подъезде собственного дома на улице Лесной была убита известный журналист Анна Политковская. Прибывшие на место происшествие сотрудники милиции нашли в лифте брошенный пистолет и четыре гильзы. Вот что знают в редакции «Новой газеты», где работала Анна Политковская, я говорил с заместителем главного редактора Виталием Ярошевским.



Виталий Ярошевский: Нам известно на этот час немногое, к сожалению. Нам известно, это подтверждают наши источники в правоохранительных органах и, самое страшное, что это подтвердил ее сын - убийство произошло в подъезде дома, где она жила. Ее обнаружила соседка в лифте. Огнестрельное ранение, предположительно в голову, точно не знаем, и брошенное оружие. Орудие убийства - пистолет Макарова. Такой киллерский почерк, профессиональный почерк.



Дмитрий Волчек: Скажите, занималась ли Анна в последние дни каким-нибудь особенным расследованием для вашей газеты?



Виталий Ярошевский: Она занималась расследованием громких дел режима Рамзана Кадырова.



Дмитрий Волчек: Есть ли какие-нибудь детали, которые вы могли сказать сейчас?



Виталий Ярошевский: Сегодня мы ждали от нее материал, который должен был быть напечатан в понедельник. Не дождались. Он тоже связан с ситуацией в Чечне и тем, что связано с Кадыровым, его окружением и так далее.



Дмитрий Волчек: Когда вы говорите о «громких делах», что это значит?



Виталий Ярошевский: Я не могу точно сказать, какие дела. Так навскидку: она на днях напечатала материал о пытках политических противников Кадырова, людей неугодных и так далее. В понедельник готовится специальный выпуск, там в деталях, в подробностях будет рассказано о том, чем Анна Политковская занималась с начала нынешнего года.



Дмитрий Волчек: О своем расследовании пыток в чеченских тюрьмах Анна Политковская говорила на этой неделе в программе Радио Свобода «Час прессы».



Анна Политковская: Сейчас на моем рабочем столе две фотографии, я веду расследование – это пытки в кадыровских застенках сегодня и вчера. Это люди, которые были похищены кадыровцами совершенно по непонятной причине, и их не стало просто для того, чтобы организовать пиар. Я хочу сказать, что эти похищенные, чьи фотографии у меня сейчас на рабочем столе – это люди, один из них русский, другой чеченец, они были представлены так, будто это боевики, с которыми кадыровцы вели бой у селения Алерой. Это известная история, которая ходила по нашим телеэкранам, по радио и газетным страницам, когда Кадыров на фоне поверженных боевиков раздавал интервью перед телекамерами государственных и прочих каналов. А на самом деле этих людей всех собрали, похитили за некоторое время, и убили.



Дмитрий Волчек: Об убийстве журналиста говорит лидер партии «Яблоко» Григорий Явлинский.



Григорий Явлинский: Это превзошло все пределы возмущения. Конечно, боль и трагедия. Анна Политковская была человеком, который был номер один в политической журналистике в смысле того, что она писала все, что думала, все, что видела. Она была всегда в самых главных точках - в Чечне, в Беслане. Она писала материалы, которые раскрывали сущность всего, что происходит в российской политике и вообще в российской жизни. Она была человеком, который мог сделать тайное явным. И убийство, уничтожение такого человека очень символическое событие для России. Россия стала на голову ниже после того, как она лишилась Анны Политковской.



Дмитрий Волчек: Григорий Алексеевич, есть ли у вас догадки, какие силы могли бы стоять за этим преступлением?



Григорий Явлинский: Я не знаю, какими конкретно журналистскими сюжетами занималась Политковская в последнее время, но общая атмосфера психоза, истерии, шовинизма, национализма в стране легко провоцируют именно такое развитие событий. Погромы, которые осуществляются в условиях националистического угара, санкционированные и спускаемые сверху, они легко приводят к тому, что преступный мир чувствует себя совершенно безнаказанным. За месяц, наверное, произошло два крупнейших политических убийства – это убийство Козлова и убийство Политковской.



Дмитрий Волчек: Убийство Анны Политковской в день рождения Владимира Путина – совпадение или политический расчет? Слово лидеру движения «За права человека» Льву Пономареву.



Лев Пономарев: Нас здесь много человек, мы собрались, мы сегодня отмечаем день рождения Юры Самодурова. Когда мы узнали, у нас у всех слезы. У нас - у мужчин - слезы на глазах. Мне сейчас позвонила Людмила Михайловна, плачет: «Я старая женщина. Ну почему не меня, а ее?». Я то же самое хочу сказать: мне 65 лет. Почему убивают молодых, как Аня Политковская, это все молодые люди. Сволочи они. Единственное, что мы можем сделать – это сказать, что мы идем за ней. Мне звонила масса людей, и у нас есть такая тема, лозунг такой – мы ее заменим. Единственное, что мы можем сделать. Заменить ее по существу нельзя. Блестящий журналист, человек, который все время шел на переднем крае. У нас много других было дел – митинг организовать, что-то еще, она большую часть была в Чечне, больше каждого из нас в десять раз. А Чечня - это самый передний край. Она все время рисковала, ее уже травили. Это, конечно, неправильно, что женщина идет впереди мужчин, но так сложилось. И конечно, те люди, которые разжигают истерию антигрузинскую – это те же люди, которые стреляли в Политковскую, одна и та же банда, одна и та же шайка наших врагов.


Мы должны сказать, что нас много, нас все равно всех не перестреляют. Нас много, это просто кажется, что нас мало. Мы должны сделать все, чтобы заменить Аню, хотя это невозможно, но каждый на своем месте мы будем продолжать борьбу против этих сволочей. Если оценивать, кто это, зачем сделал, то, учитывая, что сегодня день рождения Путина – это сложная политическая провокация, это кто-то сидел и ему абсолютно все равно, что это жизнь человека, просто раскладывал политический пасьянс, спланировал это убийство. Кто это сделал – враг Путина, сторонник Путина? Имея в виду сложную политическую провокацию, – мы не знаем. Но это человек, для которого жизнь человеческая - ноль. Это наши враги. А для нас жизнь человеческая - это все. Поэтому это просто наши враги, мы с ними должны бороться до конца, так же как это делала Аня.



Дмитрий Волчек: О том, что означает убийство Анны Политковской для российской журналистики, говорит секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко.



Игорь Яковенко: Это тот редкий случай, когда нет никаких сомнений в том, что это убийство связано с профессиональной деятельностью журналиста. Безусловно, заказное убийство, об этом говорят и сами обстоятельства, то, что человек был убит в подъезде собственного дома, то, что пистолет брошен, оставлен на месте преступления – все это почерк профессионального заказного киллера. Политковская – это номер один в российской журналистике по остроте материалов, бескомпромиссности, честности, профессионализму. Заменить ее абсолютно некем. Это та дыра, которая образовалась в нашей журналистике, которая не зарастает и не латается.


У меня такое ощущение, что если сегодня журналисты не смогут объединиться вокруг независимого журналистского расследования этого убийства, то российская журналистика в нашей стране на какое-то время просто исчезнет как профессиональное явление. Потому что это то, чего не было. У нас в журналистике убивали за последние 15 лет 246 раз, 246 убийств профессиональных журналистов было, и ни разу власть не смогла расследовать эти убийства нормально. Поэтому надежда не на генеральную прокуратуру, которая сейчас взялась вроде бы за расследование дела, но она может только покрывать антигрузинские гонения, чем она занимается в последнее время, а надежда вся только на профессиональное журналистское расследование. Я надеюсь, что оно состоится.


XS
SM
MD
LG