Ссылки для упрощенного доступа

В Совете безопасности ООН пройдет голосование по кандидатуре нового генсека


Программу ведет Андрей Шароградский.



Андрей Шароградский: Сегодня в Совете безопасности ООН состоится голосование по кандидатуре нового генерального секретаря. Единственный оставшийся претендент на этот пост - министр иностранных дел Южной Кореи Пан Ги Мун.


Об уходящей эпохе нынешнего генерального секретаря ООН Кофи Аннана и о новом азиатском этапе для ООН рассуждает доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Академии Наук, президент общественного движения "За новый мировой демократический правопорядок и в поддержку ООН" Анатолий Громыко.



Анатолий Громыко: Вы знаете, Кофи Аннан, по моему мнению, был одним из лучших генсеков ООН. Конечно, он седьмой, кажется, по счету, но он оказался профессиональным дипломатом, помимо администратора. Потому что по уставу ООН генсеки вроде бы - это высшее административное должностное лицо в ООН и ничего более, им только надо как бы увязать разные подходы различных государств в той или иной проблеме. То есть быть больше администраторами. Это де-юре. Но де-факто генсек, он должен быть искусным дипломатом, особенно в отношении великих, сильных держав, ну, может быть, я скажу, что в первую очередь постоянных членов Совета безопасности. На мой взгляд, Кофи Аннан все-таки был очень хорошим генсеком, он все-таки проявлял самостоятельность в определенных вопросах и старался находить компромиссные решения. Генсек, он должен найти компромиссное решение, которое бы всех удовлетворяло, тогда он играет какую-то позитивную роль, начинает действовать. Иначе все бездействует, если компромисс не находится.


Действительно после африканского периода наступает азиатский, это будет восьмой по счету генсек ООН. Вы знаете, от региональной принадлежности генсека, вот у меня такая точка зрения, что не так уж много зависит все-таки в том, как генсек действует. Потому что ведь у Пан Ги Муна, у него так же, как у Кофи Аннана и у предыдущих генсеков, у них ведь есть стратегическая цель, она, в общем-то, примерно одна и та же, это, как я понимаю, укреплять основы планетарного сотрудничества. Организация Объединенных Наций под руководством генсека должна достичь в сообществе взаимных интересов. Вот взаимные интересы - это такая цель. Но ее траектория и стратегия всех государств должны выходить на единое правовое поле, силы права, а не права силы. Собственно говоря, все, что мы наблюдаем на международной арене сегодня - это столкновение тенденции права силы, которая проявляет себя в самых конкретных ситуациях, и силы права, которая, на мой взгляд, это устав ООН, его там реформировать в чем-то надо, но принципы устава, они, собственно говоря, являются базой для того, чтобы в международных отношениях сохранялась стабильность и мир. Ну, конечно, после двух представителей Африки, представителя Ганы Аннана, до этого был, как мы все помним, Бутрос-Гали из Египта, до этого были латиноамериканцы, до этого был, если мне память не изменяет, господин У Тан из Бирмы, но сейчас это Мьянма, кажется, называется, но суть в том, что У Тан был. Вот после У Тана снова генсеком будет представитель Азии. Европейцам, похоже, вход на эту должность надолго закрыт, после Дага Хаммаршельда и Трюгве Ли, пожалуй, европейцев и не было.


Почему избрали? Да потому что, в общем, Азия - это крупнейшее сосредоточие государств-членов ООН, наверное, самый большой блок, если его так назвать, это, наверное, все-таки представители Азии в ООН, затем следует и Африка. В общем-то, ООН сейчас, конечно, в основном состоит из развивающихся стран. Так что ротации, скорее всего, в будущем будут проходить между этими тремя регионами. Я не вижу возможности для европейца в будущем стать генеральным секретарем ООН.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG