Ссылки для упрощенного доступа

США и Япония предложили Совбезу ООН ввести дополнительные санкции против Северной Коерии


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Александр Гостев, Ян Рунов.



Андрей Шарый: Сегодня утром Северная Корея объявила, что рано утром провела на северо-востоке страны первые испытания ядерного оружия. Многие страны мира немедленно выступили с резким осуждением КНДР, звучат призывы к ООН немедленно отреагировать на действия Пхеньяна, которые подрывают стабильность во всем азиатско-тихоокеанском регионе.



Александр Гостев: Северная Корея давно заявила, что обладает ядерным оружием, однако испытания провела впервые. Режим северокорейского диктатора Ким Чен Ира утверждает, что оборонная мощь КНДР укрепляется на случай атаки со стороны Соединенных Штатов. Это сообщение было зачитано сегодня по государственному телевидению КНДР.



Диктор: Уже подтверждено, что никакой опасности радиоактивного заражения в районе испытания не существует, поскольку они были рассчитаны и проведены со всей тщательностью. Ядерный взрыв был подготовлен и осуществлен со стопроцентной опорой на наши национальные мудрость, науку и технологии. Это историческое событие, которое невероятно вдохновило и обрадовало нашу народную армию и весь народ, мечтающий о дальнейшем укреплении могучей обороны нашей страны.



Александр Гостев: Подземный взрыв был осуществлен в половине шестого утра по московскому времени. Северокорейское ядерное оружие было испытано в горах Хамген, примерно в 130-150 километрах от границы с Россией. Эксперты расходятся в оценке мощности ядерного заряда. Министр обороны России Сергей Иванов доложил президенту Путину о взрыве силой от 5 до 15 килотонн.



Сергей Иванов: Нам точно известно и место проведения подземных испытаний вот этого, экологическая обстановка находится в норме, в том числе и на территории Российской Федерации, и Приморского края, но мы продолжим мониторинг атмосфер, чтобы видеть всю обстановку, полностью и досконально.



Александр Гостев: С наиболее резким осуждением действий Пхеньяна первыми выступили ближайшие соседи КНДР - Южная Корея, Китай и Япония. Президент Южной Кореи Но Му Хен и премьер-министр Японии Синдзо Абэ, которые провели сегодня переговоры в Сеуле, уделили большое внимание северокорейской проблеме.



Но Мух Хен: У нас нет иного выхода, кроме как считать ситуацию, возникшую после заявления Северной Кореи, критической, и принять соответствующие меры. Наши вооруженные силы в рамках союзного соглашения с США провели все необходимые приготовления на случай северокорейской провокации.



Синдзо Абэ: Япония и все мировое сообщение должны жестко отреагировать на ядерные испытания, проведенные Северной Кореей. Именно на Северной Кореи лежит ответственность за сложившуюся ситуацию.



Александр Гостев: А вот что сказал генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер.



Яап де Хооп Схеффер: Я самым категорическим образом осуждаю северокорейские ядерные испытания. Это плевок в лицо международному сообществу, которое настоятельно просило КНДР отказаться от испытаний. Это совершенно неприемлемо. Это не только угроза региональной безопасности и миру, это глобальная угроза, которая требует самой резкой реакции от международного сообщества.



Александр Гостев: Реакция Москвы, как всегда, оказалась более сдержанной. Президент России Владимир Путин, по сути, вновь призвал стороны к очередным переговорам по северокорейской проблеме.



Владимир Путин: Россия, безусловно, осуждает испытания, проведенные в Корейской Народно-Демократической Республике, и дело не только в самой Кореи, дело в огромном ущербе, который нанесен процессам нераспространения оружия массового уничтожения в мире. Надеюсь, что Корея вернется в переговорный процесс, и поручаю Министерству иностранных дел провести соответствующие консультации в Совете безопасности ООН.



Александр Гостев: По мнению директора Центра корейских исследований института Дальнего Востока РАН Александр Жебина, реакция на северокорейский взрыв лидеров большинства западных стран выглядит несколько чрезмерной.



Александр Жебин: Мне кажется, радикально картина не меняется, если только ее не захотят изменить более крупные державы. Ясно, что Северная Корея, несмотря на это испытание, остается такой же маленькой, слабой, экономически недоразвитой, с полуголодным населением, находящейся на краю света страной. Говорить о том, что она с этим оружием сейчас пойдет завоевывать мир или, так сказать, Россию, Китай или еще какие-то соседние страны, ну, просто несерьезно. А вот чтобы Северной Кореи не уготовили судьбу, ее лидерам, прежде всего, судьбу Саддама Хусейна или Милошевича, вот за это она будет, видимо, сражаться, и показала, что будет это делать.


Северокорейцы достаточно реалистично мыслящие политики. Недаром этот режим сумел, несмотря на все перипетии современного мира, сохраниться у власти почти 60 лет.



Александр Гостев: Однако большинство экспертов считают, что отныне над всем азиатско-тихоокеанским регионом и над Россией нависла реальная угроза. В частности известный военный обозреватель Александр Гольц отмечает: "Еще Ким Ир Сен, отец нынешнего тирана Ким Чен Ира, превратил ядерный шантаж в самое надежное средство снабжения Северной Кореи продуктами питания и топливом.



Александр Гольц: Российское политическое и военное руководство эту угрозу просмотрело, проигнорировало. Как показали пуски северокорейских ракет в июле, у нас не существует эффективной системы ПРО и ПВО на Дальнем Востоке, способней перехватывать эти ракеты. Россия длительное время концентрировалась на том, что видела военную угрозу отнюдь не там, где она появилась. В нынешних условиях было бы разумным проводить немедленную модернизацию средств ПВО Дальнего Востока, а также задуматься о возможных переговорах с Соединенными Штатами о возможном участии в их системе глобальной противоракетной обороны. Мы рассматриваем эту систему ПРО, как попытку нарушить стратегическую стабильность и получить военное превосходство над Россией. Если мы откажемся от этого взгляда, задумаемся над американской аргументацией, которая сводится к тому, что существуют обладающие ракетной и ядерной технологией государства, которые могут представлять опасность для других стран, то, естественным следующим шагом было бы сотрудничество в этой области.



Александр Гостев: Примерно такого же мнения придется и Валентин Моисеев, бывший заместитель директора первого департамента Азии МИД России, специалист по Корейскому полуострову.



Валентин Моисеев: Я считаю, что вообще обострилась обстановка в Северо-Восточной Азии в результате испытания. Если раньше мы могли предполагать или догадываться о том, что есть бомба или нет бомбы ядерной у Северной Кореи, то теперь очевидно не только стремление северян иметь ее, но и ее испытание, и наличие ее. И, прогнозируя обстановку, прогнозируя реакцию соседей и стран, заинтересованных в ситуации на Корейском полуострове, можно сказать, что она будет весьма жесткой.


Что касается России, мне кажется, что Россия так и будет, судя по нашей политике в этой регионе, так и будет проводить аморфную политику. Четкости мы от нашего руководства не дождемся. Действия северных корейцев это понятно, их политика понятна и политика их, так сказать, достаточно последовательна. Они ограждают себя от какого-то возможного воздействия извне на свою политику: сначала это были ракетные испытания, которые должны были остановить желающих вмешаться в их дела. Теперь это ядерные испытания, а с ядерной страной уже разговаривают иначе. И южанам придется как-то исходить уже из существующего положения дел. Как практика показывает, со временем, в общем, отношения налаживаются. А что, собственно, южане могут сделать в той ситуации, в которой они полагаются целиком на ядерный зонтик Соединенных Штатов? Я думаю, что придется им смириться с этим.



Андрей Шарый: Теперь чуть подробнее об американской реакции на северокорейские ядерные испытания. Президент Соединенных Штатов Джордж Буш осудил эти испытания, назвав действия Пхеньяна провокацией. По словам президента США, сегодня он осудил проблему в телефонном разговоре с лидерами Китая, Южной Кореи, России и Японии, которые все считают, что Совет безопасности должен немедленно дать ответ на действия КНДР.


В прямом эфире программы "Время Свободы" наш корреспондент в Соединенных Штатах Ян Рунов с более подробным рассказом об американской реакции.


Ян, добрый вечер. Вам слово.



Ян Рунов: Доброе вечер. Вы знаете, что сегодня в Совете безопасности ООН главный вопрос, как реагировать на подземные ядерные испытания, проведенные Северной Кореей на своей территории. По зарегистрированным сейсмологами России, Китая, Японии, Южной Кореи, действительно взрыв был довольно мощный. Находящимся в непосредственной близости от эпицентра в так называемом "круге первом" это чувствовалось. Соединенные Штаты и Япония предложили Совету безопасности ввести дополнительные санкции против Северной Кореи. Испытания не явились неожиданностью для Белого дома. Американская разведка вела пристальное наблюдение за несколькими полигонами, которые могли быть использованы для испытаний, там была отмечена особая активность в передвижениях транспорта и людей, а также были отмечены другие признаки подготовки к испытаниям.


Госсекретарь США Кондолиза Райс назвала действия Пхеньяна актом провокации, она сказала, что ядерные испытания создают качественное иную ситуацию на Корейском полуострове. Госсекретарь выразила надежду, что теперь соседние с Северной Кореей страны пересмотрят свои позиции и вряд ли станут далее оказывать поддержку Северной Кореи. Министр обороны Соединенных Штатов Дональд Рамсфелд выразился еще более жестко, назвав испытания результатом слабости международного сообщества. "Это провал, - сказал он, - провал международного сообщества. Может быть, теперь оно спросит себя, насколько удобно мы себя чувствуем в ситуации, которая сложилась в результате нашей собственной неэффективности".


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG