Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Осло будет объявлен лауреат Нобелевской премии мира


Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Марк Крутов: Сегодня в Осло будет объявлен лауреат Нобелевской премии мира. Среди почти двухсот персон и организаций, которые упоминались в качестве возможных претендентов на премию нынешнего года, есть и российские правозащитники, и известные европейские политики, и даже целые организации.



Данила Гальперович: Нобелевская премия мира - пожалуй, самая противоречивая из премий, учрежденных когда-то создателем динамита Альфредом Нобелем. Она отличается уже тем, что вручается не в Стокгольме, а в Осло, но и в самой процедуре присуждения нобелевской премии мира очень много противоречий. Полностью определение премии мира из завещания Нобеля звучит так: «лицу, которое внесет наибольший вклад в дело укрепления содружества наций, в ликвидацию или снижение напряженности противостояния вооруженных сил, а также в организацию или содействие проведению конгрессов миролюбивых сил». В этой связи присуждение в прошлом году награды Международному агентству по атомной энергии и его председателю Мохаммеду Аль-Барадеи для многих выглядит логичным, но за год до этого премия мира была вручена женщине-экологу из Кении Вангари Маатаи, совсем не известной широкой публике. Достижения многих из тех, кто получил награду, отнюдь не были безоговорочно признаны. Физик Виталий Гинзбург, лауреат Нобелевской премии по физике 2005 года, удивляется, как премию, в официальном статусе которой сказано «за наибольший вклад в дело укрепления содружества наций», мог получить глава Организации освобождения Палестины.



Виталий Гинзбург: То, что я знаю, те случаи меня не впечатляют. Вот я приведу вам два примера. В каком-то году получил Арафат вместе с Пересом и Рабином. Ну, я считаю Арафата просто бандитом, а Переса и Рабина - очень недальновидными людьми. Во всяком случае, давать ее Арафату, учитывая все дальнейшее развитие событий, было просто смехотворно.



Данила Гальперович: А политолог Сергей Караганов вообще уверен, что никакого отношения к тому, что было сказано Нобелем, нынешний механизм выбора, который делают пятеро норвежских парламентариев, не имеет.



Сергей Караганов: Ее начали давать исключительно по политическим или конформистским соображениям, поэтому она не тянет на нормальную Нобелевскую премию. Давали и людям, которые воевали и убивали, давали людям, которые разрушали, давали людям, которые были приятны в этот момент Нобелевскому комитету.



Данила Гальперович: Действительно, выдвижение некоторое время назад кандидатами на премию мира президента США Джорджа Буша и премьера Великобритании Тони Блэра было раскритиковано и даже осмеяно многими. Тем не менее, Николай Петров из Московского центра Карнеги уверен, что, как минимум, эта премия полезна и для чувства национальной гордости соотечественников награжденного, и для напоминания всем, что забота о сохранении мира и спасении людей достойна воздаяния.



Николай Петров: Несмотря на все издержки, тем не менее, мне кажется, Нобелевская премия мира - это очень престижная международная награда. Она, по крайней мере, способна привлечь внимание (особенно в тех странах, чьи граждане ее получают) к целому ряду проблем, которые совсем не обязательно находятся в центре общественного внимания. То есть надо сказать, что Нобелевскую премию мира могут получить политики за какие-то очень крупные прорывные достижения в деле мира, но ее могут получить и правозащитники. Скажем, Андрей Сахаров получил Нобелевскую премию мира именно в таком качестве - за те достижения, которые мировая общественность и норвежский парламент видят в их деятельности. И сейчас, мы знаем, что в шорт-листе кандидатов есть и представители нашей страны - Лидия Юсупова, которая в Чечне возглавляет отделение "Мемориала".



Данила Гальперович: Кроме адвоката Лидии Юсуповой, которая занималась поисками пропавших в Чечне людей, по мнению некоторых экспертов, есть шансы получить премию мира и у известного правозащитника Сергея Ковалева - он уже выдвигался кандидатом на эту награду. Тем более это мнение интересно, учитывая иногда просыпающееся у членов норвежского парламента желание сделать миру сюрприз.


XS
SM
MD
LG