Ссылки для упрощенного доступа

Выборы без "иностранных агентов"


Надпись "иностранный агент" на здании Правозащитного центра "Мемориал" в Москве
Надпись "иностранный агент" на здании Правозащитного центра "Мемориал" в Москве

НКО, внесенным в реестр "иностранных агентов", запрещено в какой-либо форме участвовать в избирательных кампаниях

Российским некоммерческим организациям, внесенным в реестр "иностранных агентов", отныне запрещено в какой-либо форме участвовать в избирательных кампаниях. Соответствующие поправки были внесены в закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" еще в конце ноября. Изменения вступают в силу уже с ближайших выборов.

Представители организации в защиту прав избирателей "Голос", которая была первой внесена в реестр "иностранных агентов", отмечают, что эти поправки являются дискриминационными для НКО и противоречат апрельскому решению Конституционно суда. В "Голосе" собираются обратиться в суд за разъяснениями и отмечают, что де-факто наблюдатели от организации уже сталкивались с действием новой редакции закона.

Поправка, о которой идет речь, публично депутатами не обсуждалась и не анонсировалась. Изменения в закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" были подписаны президентом Владимиром Путиным еще 25 ноября, наряду с другими поправками – в частности, например, с запретом политическим партиям совершать сделки с НКО, включенными в реестр "иностранных агентов". Об этом накануне сообщило издание РБК. Поправки в избирательное законодательство подготовил председатель конституционного комитета Госдумы Владимир Плигин в пакете с законопроектом об ужесточении требований к финансированию политических партий, внесенным в Думу Владимиром Путиным еще в июне.

Такие ограничения были введены де-факто, хотя в законе их не было. Сейчас мы увидели де-юре закрепление этих ограничений в избирательном законодательстве

Теперь некоммерческим организациям, внесенным в реестр "иностранных агентов", запрещено способствовать или препятствовать выдвижению на выборах кандидатов и их списков, выступать с инициативой проведения референдума, а также "в иных формах участвовать в избирательных кампаниях". Что именно подразумевается под "иными формами участия", в документе не уточняется, однако наблюдателей от НКО – "иностранных агентов", намеренных участвовать в выборах, приравняют к иностранным наблюдателям. При этом, как отмечает издание РБК, статус иностранного наблюдателя российская НКО может и не получить.

В сентябре, накануне Единого дня голосования, против участия в избирательной кампании некоммерческих организаций, внесенных в реестр иностранных агентов, высказался Центризбирком России. В организации заявили, что это "является нарушением духа и буквы" закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" и что деятельность таких НКО на выборах может привести к дискредитации института наблюдателей.

Григорий Мельконьянц, один из руководителей движения "Голос", которое пришло на смену включенной в список иностранных агентов ассоциации "Голос", полагает, что поправки, внесенные в избирательное законодательство, носят дискриминационный характер, и отмечает, что наблюдатели от организации уже сталкивались с этими ограничениями:

Григорий Мельконьянц
Григорий Мельконьянц

– Этот закон – первая ласточка того, о чем мы предупреждали, когда депутаты вносили поправки к закону "Об иностранных агентах". Много раз, в том числе и первые лица государства, заявляли, что этот статус не несет никаких ограничений, дискриминаций, мол, вы только включаетесь в реестр и продолжаете работать, никто вам мешать не будет. Сейчас мы видим, что ситуация иная. Целью этого закона было, конечно же, ограничить деятельность некоммерческих организаций. С ограничением деятельности мы столкнулись де-факто уже в период проведения выборов в Единый день голосования. Тогда избирательная комиссия со ссылкой на этот закон рассылала по избирательным участкам информацию о том, что, мол, "не пущать" на участки представителей "Голоса", говорила о дестабилизации обстановки, дискредитации института выборов и наблюдателей и т. д. Такие ограничения были введены де-факто, хотя в законе их не было. Сейчас мы увидели де-юре закрепление этих ограничений в избирательном законодательстве.

По словам Григория Мельконьянца, поправки в законодательство противоречат решению Конституционного суда, вынесенному в апреле, по которому была запрещена дискриминация некоммерческих организаций. Движение "Голос" намерено обратиться за разъяснениями в Конституционный суд:

Поправки в закон предлагал Владимир Путин, но там не было пункта об избирательном законодательстве, это была инициатива на местах, попытка выслужиться

– В этом постановлении действительно было указано, что закон "Об иностранных агентах" был нужен не с целью ограничить деятельность организации,что в термине "иностранный агент" нет какой-то негативной коннотации. Задача была лишь дополнительно усилить контроль. А властные органы как раз ставят все организации, которые находятся в этом реестре, в ряд вредоносных, что противоречит и Конституции, и постановлению Конституционного суда. Эти поправки были приняты тайно, никто на них не обращал внимания. Поправки в закон предлагал Владимир Путин, но там не было пункта об избирательном законодательстве, но потом в очередном чтении эти поправки появились. Это была инициатива на местах, попытка выслужиться, как они это обычно делают, внося какие-то постоянные ограничения и запреты. Сейчас наша работа направлена на обжалование этих норм в Конституционном суде, чтобы они дали нам четкое понимание, что имели в виду: то ли то, что они действительно указали в своем постановлении, то ли они принимают такие законодательные изменения, тогда они должны пояснить, как такое противоречие возможно. Ассоциация "Голос", которая включена в реестр, давно уже не работает, поэтому надеемся, что де-юре эти ограничения на нас распространяться не будут, хотя не исключаю, что де-факто мы будем сталкиваться с трудностями. Мы будем преодолевать их обращениями в суды, к уполномоченному, в том числе, возможно, и к президенту, чтобы он дал свое понимание того, что он говорил, что закон плохо работает и требует доработки.

Эксперт по избирательному законодательству Андрей Бузин считает, что с юридической точки зрения внесенная поправка вряд ли скажется на допуске некоммерческих организаций, внесенных в реестр "иностранных агентов", к выборам, однако на практике наблюдатели могут столкнуться с проблемами:

Андрей Бузин
Андрей Бузин

– Те организации, которые признали себя иностранными агентами, в выборах участвовать не собирались, а те организации, которые не признали себя сами, но их признало государство, сейчас находятся под пристальным вниманием всех государственных органов, они не будут участвовать в электоральных действиях, потому что знают, что за ними очень внимательно смотрят. Другое дело, что есть некоторое количество организаций, которые не признаны юридически иностранными агентами, но наши государственные органы, вопреки закону, говорят о том, что они являются иностранными агентами. Если говорить о движении "Голос": есть ассоциация "Голос", а есть движение. Движение "Голос" – это неформальная организация, которая еще не зарегистрирована, которая не получает никаких грантов – ни зарубежных, ни российских, действует она на основе энтузиазма своих сторонников. Эта организация не может быть признана "иностранным агентом" даже формально, юридически. Естественно, что и "Голос", и другие организации, которые с ней сотрудничают – "Гражданин наблюдатель", СОНАР – будут и дальше сопротивляться тому, что происходит в нашем государстве с выборами, с деградацией этого важнейшего демократического института. На них эта поправка может повлиять в том смысле, что слухи, которые будут распространяться, могут создать определенное впечатление у организаторов выборов на местах, они будут сопротивляться тому, чтобы эти организации участвовали в выборах. Это мы и так уже видим довольно давно. Сама по себе поправка, как и очень многие поправки в наше законодательство, носит, скорее, пиаровский, рекламный характер: это размахивание всякими ужасами ради того, чтобы в очередной раз кого-то напугать, – считает эксперт по избирательному законодательству Андрей Бузин.

5 декабря во время встречи с представителями президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Путин заявил, что закон "Об иностранных агентах" необходимо доработать. По словам Путина, он "нуждается в совершенствовании", поскольку "некоторые вещи входят в противоречие с первоначальным смыслом того, что предполагалось сделать". "Никто изначально не ставил цель кого-то обидеть или унизить", – сказал президент.

Если из этого реестра будут исключаться организации одна за одной, то чиновники просто потеряют смысл своего существования

8 декабря Министерство юстиции откликнулось на послание Путина, предложив исключать некоммерческие организации из реестра "иностранных агентов" по заявлению самой НКО, если внеплановая проверка министерства подтвердит такую возможность, сообщает РАПСИ. Предполагается, что Минюст должен будет провести внеплановую проверку и принять решение об исключении организации из реестра в течение трех месяцев со дня поступления заявления от НКО.

Григорий Мельконьянц считает, что подобное нововведение вряд ли пойдет на пользу НКО, и предполагает, что чиновники неохотно будут исключать организации из реестра "иностранных агентов":

– В Министерстве юстиции создается специальный отдел по делам "иностранных агентов", им нужно что-то делать. Если из этого реестра будут исключаться организации одна за одной, то чиновники просто потеряют смысл своего существования. Во-первых, они будут продолжать включать туда организации, во-вторых, выйти будет очень непросто. Взять, например, ассоциацию "Голос". Уже есть постановление Конституционного суда, в котором четко указано, что факт отказа от финансирования есть отсутствие этого иностранного финансирования. Мосгорсуд отменил все решения судов, которые послужили основанием для включения Минюстом ассоциации "Голос" в реестр "иностранных агентов". Но Минюст до сих пор не исключает ассоциацию "Голос" из списка. Проще создать новую организацию, чем годами пытаться выйти из этого злополучного реестра. Также не факт, что организация сможет пройти проверки, которые будет устраивать Минюст. Они будут устанавливать, есть ли иностранное финансирование или нет, политическую деятельность будут толковать очень широко. Так что перспективы у этих поправок не очень радужные для НКО, то есть это будет тоже правом Минюста. Когда у чиновников возникает право, а не обязанность, то некоммерческие организации получают назначенную норму, которая будет работать не на них, а опять на чиновников, – считает Григорий Мельконьянц, один их руководителей движения "Голос".

Закон, обязавший некоммерческие организации, которые финансируются из-за рубежа и занимаются политической деятельностью, регистрироваться в качестве "иностранных агентов", вступил в силу в России в конце 2012 года. Летом 2013 года Министерство юстиции получило право признавать организации "иностранными агентами" по собственному усмотрению. Сейчас в реестр "некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента", включено 17 организаций, среди которых ассоциация "Голос", правозащитный центр "Мемориал", организация "Юристы за конституционные права и свободы", "Институт региональной прессы" и другие.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG