Ссылки для упрощенного доступа

Протест и контрпротест


Во время Второй мировой войны из Норвегии в Англию было переправлено шесть тысяч беженцев. Около ста пятидесяти человек отправились в путь морем из деревни Телевог, что в 37 километрах от Бергена. Местные жители укрывали людей в своих домах, а потом вывозили с помощью группы Shetland Bus. 30 апреля 1942 года эта партизанская сеть была разгромлена. 18 мужчин казнили, остальных (72 человека) отправили в концлагеря – выжила только половина. Женщин, детей и стариков немцы выпустили из лагеря незадолго до конца войны. Отстроить Телевог заново было делом чести для норвежцев.

Движение сопротивления работало по всей стране. Символом борьбы за независимость стала скрепка, изобретение которой национальный миф приписывал норвежцу. Люди из множества подпольных групп устраивали забастовки, акции солидарности с репрессированными, диверсии и теракты, бойкотировали мобилизацию – из 70 000 призывников в военкоматы явились всего 300 человек. Чтобы помешать оккупантам, норвежцы подорвали единственную железную дорогу в тысяче мест одновременно. Одним из многих героев-антифашистов военного времени был бергенец Макс Манус, о жизни которого недавно сняли хороший художественный фильм.

Музейный стенд. Старики, женщины и дети из Телевога. Фотография сделана после освобождения в 1944 году
Музейный стенд. Старики, женщины и дети из Телевога. Фотография сделана после освобождения в 1944 году

Ратуша города Осло – та самая, в которой теперь вручается Нобелевская премия мира, – во время войны была одним из центров встреч подпольщиков, а теперь ее главный зал украшает фреска Альфа Рольфсена, посвященная периоду оккупации. На фреске изображены партизаны, уходящие в лес, доносчики, потопленные корабли, немецкие самолеты, гестапо, разгром норвежской культуры, расстрел патриотов, концлагерь, освобождение.

О том, сколько антифашистов живет в Норвегии сегодня, мир узнал после теракта, устроенного неонацистом Брейвиком. Норвегия небольшая страна – здесь всего 5 миллионов человек, поэтому катастрофа затронула всех, был объявлен траур. 24 июля 2011 года двести бергенцев пришли на акцию солидарности с семьями пострадавших, организованную активистами из SOS Rasisme. Произнося речи, люди плакали. 25 июля в Осло на улицы вышло 150 тысяч человек, а в Бергене (по разным подсчетам) 15–30 тысяч человек. На центральной площади прошел митинг, горожане хором пели песню “К молодежи”, написанную на стихи Нурдаля Грига: "Может быть, вы спросите, испугавшись: Как мне бороться, что есть мое оружие? Вот ваша защита от насилия, ваше оружие – человеческое достоинство и вера в людей”. В эти дни в Норвегии была российская актриса Лия Ахеджакова, вот что она увидела: "Дождь, и люди идут с колясками, со свечками, с цветами и зонтами. Вся площадь и уходящая улица были забиты свечами. Это было шествие по всей Норвегии. Со свечами, цветами и письмами, на которых многие рисовали сердце. Маленькие дети под проливным дождем несли свои розы".

Берген, 25 июля 2011 года. День национального траура
Берген, 25 июля 2011 года. День национального траура

Брейвик был осужден и помещен в тюрьму. С учетом всеобщего к нему отношения в данном случае тюрьма больше походит на убежище для массового убийцы. В апреле 2012 года Норвегия отреагировала на слова Брейвика о том, что он ненавидит песню “Дети радуги”. Люди во главе с одним из авторов песни, композитором Лиллебьерном Нильсеном, потрудились выйти на улицы, чтобы спеть хором. Хор в Осло состоял из 40 тысяч человек, в Бергене пело больше тысячи взрослых и детей: “Небо, полное звезд, море до горизонта, земля, на которой растут цветы, – чего еще ты можешь желать? Мы будем жить вместе, сестры и братья, маленькие дети радуги на плодородной земле”. Норвегия восстанавливается после тяжелого удара, а ксенофоб Брейвик навсегда избавлен и от бескрайнего моря, и от звездного неба, и от возможности жить с кем-то вместе.

Берген поет песню “Дети радуги”. 26 апреля 2012 года
Берген поет песню “Дети радуги”. 26 апреля 2012 года

О том, что неонацизм представляет собой серьезную угрозу для страны, многие годы говорили активисты из норвежского филиала международной организации SOS Rasisme. Ежегодно они проводили десятки антифашистских акций. Бергенский SOS Rasisme выступал против исламофобии, милитаризма, капитализма, тоталитаризма, против произвола полиции, моббинга в школах, требовал создания приюта для бездомных. Волонтеры пекли вафли, чтобы привлечь больше людей на свои просветительские акции.

SOS Rasisme участвовал в митингах и демонстрациях памяти жертв Хрустальной ночи, устраивал концерты “День независимости – для всех” и дни памяти Бенджамина Хермансена, убитого неонацистами в Осло в 2001 году. Организацию критиковали со времени, когда к руководству пришли сторонники коммунистического пантеона из организации “Служить народу”. В 2011 году SOS Rasisme обвинили мошенничестве, лжесвидетельстве, провели обыски, приговорили к штрафу (16 миллионов норвежских крон). Лидера – Кьелля Гуннара Ларсена – арестовали. В 2013 году организация была объявлена банкротом. Собравшись снова как Nye SOS Rasisme, активисты продолжили деятельность, называя себя жертвами “охоты на ведьм”.

Если сравнивать с недемократическими странами, уровень вмешательства норвежского государства в активизм невелик. Единственный человек, задержанный во время политической акции в Бергене за последние 5 лет, – коммунист Рогер Солсвик из организации “Служить народу”, раздававший листовки на площади незадолго до появления на первомайской трибуне премьер-министра Йенса Столтенберга. Рогера освободили через три часа и обязали покинуть город, но он в тот же день принимал участие в феминистской акции против стрип-клуба, а 20 мая привел к полиции несколько десятков человек с транспарантом: “Политическая цензура? Нет, спасибо.”

Акции против полицейского произвола SOS Rasisme устраивал также в день гибели норвежца нигерийского происхождения Юджина Обиоры. Юджина задушили во время ареста в офисе социальной защиты в Тронхейме в 2006 году. Служебное расследование посчитало действия полицейских необходимой самозащитой. В 2009 году сын Юджина получил компенсацию в 500 тысяч крон.

Одной из постоянных тем SOS Rasisme была борьба с исламофобией. В 2010 году 13 человек из организации “Остановить исламизацию Норвегии” (SIAN) провели митинг в Бергене. Контрпротест собрал 200 человек. За полтора месяца до расстрела на острове Утойя, 14 мая 2011 года, десяток сиановцев снова устроили митинг с плакатом “Ислам вызывает конфликты и раздоры”.

По случайному стечению обстоятельств в этот день рядом с исламофобами открылась многолюдная благотворительная ярмарка, собирающая деньги в пользу Конго. На противоположной стороне площади выстроилось 70 антирасистов с транспарантом “То же самое дерьмо: новая упаковка, евреи – в 1940-м, мусульмане – сейчас”. "После Утойи" SIAN, как и другие норвежские правые (включая печально известного антисемита, расиста и политического изгоя Варга Викернеса), дистанцировалась от Брейвика. Бергенские антифашисты имеют нулевую толерантность к взглядам SIAN, а во время просветительских кампаний статистически доказывают, что пропаганда неофашизма основывается на мифах и заблуждениях.

Антифашистский контрпротест. Берген, 14 мая 2011 года
Антифашистский контрпротест. Берген, 14 мая 2011 года

В последние годы на бергенскую акцию памяти жертв Хрустальной ночи собирались по 100-200 человек. Люди несли факелы, транспаранты, скандировали "Нет фашизму на улицах!". В 2011 году демонстрация в память о жертвах Хрустальной ночи пришла к церкви святого Иоанна, где беженцы устраивали голодовку против депортации. В 2012 году в акции участвовала мэр города Труде Древланд. Она говорила: "Нельзя разделять людей, нельзя допускать стигматизации и отвержения миноритарных групп". Осмунд из SOS Rasisme сказал: "Брейвик – апофеоз происходящего, но в Норвегии многие другие фашисты тоже пытаются создавать международные союзы".

В 2014 году группа Хрустальной ночи впервые раскололась на две части по отношению к израильско-палестинскому конфликту. Активисты, большинство из которых поддерживали бойкот Израиля, спорили, допустимо ли участие в акции Анны Сендер, представителя организации Hjelp jødene hjem. В итоге в официальной общегородской церемонии, которая включала митинг и факельное шествие с транспарантом "Мы помним Хрустальную ночь – больше никакого нацизма", участвовала представительница еврейской организации Анна Сендер, священники, две ЛГБТ-организации, палестинский комитет, представители партий, благотворительные организации. Радикальные левые активисты и миноритарные группы – одно палестинское и два тамильских общества, группа солидарности с Индией, инициатива “Бойкот Израиля”, феминистская группа, марксисты-ленинисты, сталинисты, антирасисты Nye SOS Rasisme и члены организации “Революционная коммунистическая молодежь” устроили встречу-митинг в активистском кафе, а затем прошли по городу с мегафонами, скандируя “Сионизм – это расизм”, “Осудить геноцид тамильского народа”, “Солидарность с курдами”, “Запретить фашистские организации”.

Фейсбук-раскол выглядит так: общегородскую акцию (с участием представительниц еврейской организации) поддержали 173 (+68 “возможно”) человека из 1000 приглашенных. 70 человек из 1700 приглашенных объявили об участии в акции антирасистов (+44 “возможно”). Я не знаю, сколь многолюдным в результате оказался общегородской протест, но, исходя из опыта предыдущих лет, думаю, что речь может идти о сотне человек, причем преимущественно из парламентских партий. Судя по фото, на контрпротест пришло 15 человек.

Представитель феминистской группы Kvinneaktivistene сказала во время акции: "Хрустальная ночь и Холокост были результатом античеловеческой идеологии, сторонники которой полагают, что некоторые люди по праву рождения лучше, чем другие". Представительница Палестинского общества: "Так же, как еврейские магазины во время Хрустальной ночи, израильская армия разбомбила завод моего отца и мой дом... Большинство евреев не живут в Израиле, и не все евреи согласны с политикой государства Израиль”.

Может быть, вы спросите, испугавшись: "Как мне бороться, что есть мое оружие?" Вот ваша защита от насилия, ваше оружие – человеческое достоинство и вера в людей

19 ноября 2014 года правозащитник Доминик Сопо (многолетний лидер материнской французской организации SOS Rasisme) выступил с беспощадной критикой действий бергенской группы Nye SOS Rasisme, потребовал сменить название и отказаться от использования символики SOS Rasisme, желтой руки. Официальное заявление французской организации заканчивалось так: "Если лидеры норвежской организации имели бы хоть немного порядочности, они поспешили бы изменить свое название". Лидер Антирасистского центра из Осло Руне Берглунд Стин заявил, что другим активистам следует отказаться от сотрудничества с Nye SOS Rasisme. В тот же день организация Nye SOS Rasisme заявила, что продолжит свою работу.

20 ноября сеть антирасистских организаций из тридцати стран выступила против того, чтобы называть евреев расистами. 21 ноября в газете Dagen появилась статья о том, что родительская организация SOS Rasisme устала от репутационных проблем, возникающих из-за крайне левых взглядов своего норвежского представителя. Анна Сендер, из-за выступления которой на акции памяти жертв Хрустальной ночи и произошел раскол в антифашистской среде, в 2014 году получила приз фонда "Свободное слово".

В заключение кратко расскажу о других группах бергенских активистов с антифашистскими взглядами. Бергенские антифа и анархисты редко принимают участие в уличных протестах под своими флагами. В марте они провели акцию солидарности со шведским правозащитником иранского происхождения, Шованом Шаттаком. Шован должен был приехать в бергенскую библиотеку, чтобы прочитать лекцию “Фанаты против гомофобии”. Но 8 марта 2014 года в Мальмо на Шована и других феминистов, возвращавшихся с демонстрации, напали неонацисты. Четыре человека были госпитализированы с ножевыми ранениями. Шован долгое время находился в коме. После этого на улицы Мальмо вышли 10 тысяч человек, антифашисты всего мира проводили акции солидарности. Различные бергенские антифашистские группы (антирасисты, антифа, анархисты, футбольные фанаты и участники Феминистского фестиваля) сделали несколько фото, чтобы поддержать шведских товарищей.

Фильмы и фото с антифашистских протестов вы можете найти в русскоязычной сетевой газете "Бергенский заяц". Смотрите также книгу “Город говорит: Активизм в Бергене". И помните: свобода исчезает сразу, как только ее перестают защищать.

Любава Малышева – гражданский активист, фотограф-документалист, живет в норвежском городе Берген

Читайте другие тексты из цикла о гражданском активизме в Бергене: "Активизм в Бергене" (феминистские организации), "Радужные дни" (ЛГБТ-движение), "Против мусора" (экологическое движение), "Некуда бежать" (движение в защиту прав мигрантов), "За мир – всегда" (антивоенное движение).

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG