Ссылки для упрощенного доступа

Подавись своей елкой!


“Подавись своей йолкой” – это лозунг граждан свободного города Киева, под которым они выходили в декабре прошлого года на Майдан, протестуя против запретов собраний. Виктор Янукович тогда стыдливо рационализировал идею: Майдан мешает простым горожанам праздновать новогоднее веселье. “Йолка” стала одним из смысловых центров Майдана еще на полгода: конструкция, обвешанная протестными лозунгами, народная инсталляция революционного карнавала. Интересно, что ту же идею не собираться вокруг елки на центральной площади сегодня предлагает гражданам свободной России администрация города Калининграда.

История все время норовит повторяться в виде фарса, причем на довольно коротких отрезках времени. События последнего года в метафорическом смысле лучше всего укладываются в формулу Нового Средневековья, извлеченную Владимиром Сорокиным в “Теллурии” не только из произведения Николая Бердяева, но и из работ методолога Георгия Щедровицкого, умственного отца проекта постперестроечного модернизма в России и на интеллектуальном постсоветском пространстве, читающем по-русски.

Удивительным образом и либералы, и консерваторы используют управленческие модели Щедровицкого, толкуя их в свою пользу. Если убрать из этих моделей присутствие человека (то есть главный вопрос, что будет простому человеку от решений политического менеджера), то обнаружится вполне антигуманная утопия. Смысл ее в том, что разум и власть элиты могут управлять низшими слоями населения. Этот горький (неофашистский по сути) парадокс у Сорокина проявлен во всей красе, отсылаю к тексту. У Бердяева концепция Нового Средневековья более гуманна: НС не только архаика и погружение в темные слои бессознательного, это еще и возвращение к наивности и чистоте непосредственного религиозного и экстатического переживания, становление христианства с его идеей жертвы-искупления, формирование человеческого братства не на принципах политической вертикали власти, а на принципах Спасителя.

Есть только одна вертикаль, которая интересует христианство и философа его Бердяева: жертва за страдания человечества. Во главе этой вертикали – не объединители земель, не кесари и отцы народов, а Тот, кто пожертвовал собой за всех. В бердяевской концепции Нового Средневековья не исключается, а признается, что каждый гражданин этого утопического времени окажется способен действовать по модели вершины вертикали. Подчинение добровольное. В этом главное отличие от других вертикалей власти, как бы соблазнительно они ни предлагали гражданам отказаться от свободы выбора.

С какого дьявола, как стихийный анархист Тебя спрашиваю, Ты позволяешь демонам государственности, а это их работа, с весны убивать живых людей, зачем Ты даешь силу и голос братоубийцам, позволяешь им соблазнять через телевизор и интернет малых сих?

Главный вопрос года – способны ли граждане (они же пролетарии всех стран) осознать смысл этой вертикали. Где горит звезда на Елке, Йолке? Она кремлевская или Вифлеемская? Она киевская или московская? Она римская или русская? Она американская или европейская? Может быть, она засияла в Африке, где есть христианские конфессии и мигранты которой гибнут сотнями в попытках добраться до берегов лучшей жизни в Средиземноморье? Или она по-прежнему в Иерусалиме, городе Смерти и Воскресения Спасителя, одновременно центре мировых геополитических проблем, городе терактов и молитв у Стены Плача? Есть ли у добра только одно лицо или у историй, как говорили Борхес и Акутагава, есть множество рассказчиков?

Как утверждает один из моих друзей, крупный русский писатель, Путин – это Антихрист. Как утверждает другой, историк, – мелкие антихристы есть те, кто сейчас выступают против Путина. Как вы понимаете, речь идет о войне на востоке Украины. Как можно быть христианином и гражданином в ситуации, когда империя продолжает распадаться и жрет своих сыновей?

Я не верю в то, что люди хотят войны, что они хотят смерти себе подобных. Но моя вера в лучшее в них входит в противоречие с тем, что ежедневно я вижу в телевизоре, интернете, наконец, моем личном аккаунте в сети Facebook. Как заметил один из лучших русских современных поэтов, выступают “Захарченко против Семенченко”. А Тому, кто зажигает звезду, я бы задала такие вопросы, последовательно в этом году: зачем Ты позволил смерти на Майдане? Зачем потом Ты попустил коридоры ненависти с избиениями в Киеве, в финале Майдана? Зачем Ты позволил драки в городах на востоке Украины в феврале и в начале московской спецоперации по присоединению востока к Кремлю?

С какого дьявола, как стихийный анархист Тебя спрашиваю, Ты позволяешь демонам государственности, а это их работа, с весны убивать живых людей, зачем Ты даешь силу и голос братоубийцам, позволяешь им соблазнять через телевизор и интернет малых сих? Почему позволительны в Твоем реализуемом сегодня концепте смерти братьев, зло и ложь?

Ответ, увы, известен по всей истории ХХ века, такие вопросы Ему задавали во время и после Второй мировой люди гораздо почище меня, ныне Святые Церкви. Ответ был такой: это ваша свобода, это ваш выбор.

Ну так и подавись своей Йолкой!

Елена Фанайлова – поэт, лауреат нескольких литературных премий, автор и ведущий программы Радио Свобода "Свобода в клубах"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG