Ссылки для упрощенного доступа

50 лет Сурожской епархии Русской Православной Церкви


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.



Андрей Шарый: Исполнилось 50 лет Сурожской епархии Русской Православной Церкви, расположенной на территории Великобритании. Судя по участию в юбилейных торжествах главы отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Кирилла, после случившегося минувшим летом в епархии раскола московский патриархат придает судьбе своих приходов в Великобритании особое значение.



Наталья Голицына: Сурожскую епархию в Англии основал покойный митрополит Антоний (Блум). В 1957 году он создал Сергиевское викарианство, которое в 1962-м было преобразовано в Сурожскую епархию русской православной церкви. Антоний Блум стал ее епископом. До самой своей кончины в 2003 году он пользовался непререкаемым авторитетом в Православной церкви. Митрополит Антоний сам назначил себе преемника, им стал его ближайший помощник епископ Василий (Осборн). Епархия была небольшая, поначалу ее прихожанами была часть старой русской эмиграции и перешедшие в православие англичане. Служба обычно велась на двух языках - русском и английском. Если в 50-е годы число православных в Англии не превышало 200-300 человек, то ко времени кончины митрополита Антония в Британии насчитывалось уже более 30 православных приходов, а общее число прихожан достигло тысяч.


В июле этого года в Сурожской епархии произошел раскол. Часть клириков и прихожан во главе с епископом Василием, недовольные политикой московской патриархии, которая, по их мнению, стремится ликвидировать наследие митрополита Антония, перешла из московского патриархата под юрисдикцию православной Константинопольской церкви. Так что 50-летний юбилей Сурожской епархии в Британии отмечают две различные православные общины.


Значит ли это, что сейчас в Англии фактически существуют две Сурожские епархии? - спросила я отца Петра, внука религиозного русского философа Семена Франка.



Петр Скорер: Да нет, двух Сурожских епархий не может быть. Существует одна Сурожская епархия. Но половина клириков, половина общин и приходов, которые раньше составляли Сурожскую епархию, перешли с владыкой Василием под константинопольский патриархат, и они составляют отдельную церковную группу, которая называется викарианство экзархата церквей русской традиции под вселенским патриархом. Почти наполовину разбилась бывшая Сурожская епархия, то есть половина осталась под московским патриархатом, и половина перешла вместе с владыкой Василием.



Наталья Голицына: Сейчас, на праздновании 50-летия Сурожской епархии, в Лондон прибыл председатель отдела внешних церковных связей, митрополит Кирилл. Как вы полагаете, будет ли этот визит способствовать примирению двух епархий?



Петр Скорер: Вряд ли. Сейчас произошло огромное торжество в Успенском соборе в Лондоне по поводу 50-летия собора в Лондоне, приехал митрополит Кирилл, с ним тоже приехал епископ Илларион Алфеев, Венский, которого в свое время владыка Антоний просил убрать из Англии. И приехал хор Даниловского монастыря. Так что состоялось огромное празднество, но руководимое Москвой. Были приглашена все члены духовенства, которые составляли этот клир Сурожской епархии. Были приглашены и все прихожане. Но, насколько мне известно, ни один человек, который был на открытии Сурожского собора, на освещении собора 50 лет тому назад, не присутствовал. Они все были на отдельной службе с владыкой Василием, с другом храме в Лондоне.



Наталья Голицына: Говорил протодиакон Петр Скорер.



Андрей Шарый: В прямом эфире программы "Время Свободы" эксперт по вопросам религии, ответственный редактор газеты "НГ-Религия" Марк Смирнов.


Марк, скажите, пожалуйста, насколько актуальны для Русской Православной Церкви проблемы таких расколов в каких-то отдаленных епархиях?



Марк Смирнов: Вы знаете, такие расколы за последнее время стали за последние более чем 50 лет вполне устоявшейся... боюсь сказать, даже традицией. Потому что политические изменения, общественные перемены этому часто способствовали, это было связано и с советской властью, которая преследовала церковь, и таким образом появился Парижский экзархат под юрисдикцией Константинополя. Также большая часть зарубежных приходов объединилась в зарубежную церковь, которая только сейчас пытается установить какие-то взаимоотношения с Москвой, и, кажется, вполне успешно. Так что митрополит Кирилл даже, выступая в Лондоне, сказал, что, возможно, в начале следующего, 2007 года это объединение состоится. Но, как мы видим, здесь существуют такие самые различные движения как в сторону объединения с Москвой, так и в сторону от нее.



Андрей Шарый: Скажите, в последние годы, по крайней мере, за последнее десятилетие эта проблема стала менее острой? То, что вы говорите о попытках объединения, сближения с зарубежной Русской Православной Церковью - это, наверное, для РПЦ положительный знак?



Марк Смирнов: Да, безусловно. И я напомню, что несколько лет тому назад патриарх Алексий Второй обратился к посланием ко всем диаспоральным приходам, то есть существующим в эмиграции православным приходам русской традиции, с призывом снова объединиться под эгидой Москвы и указал на то, что, конечно, общественно-политическая ситуация изменилась, и тех причин, прежде всего, конечно, политических, связанных с государственным атеизмом, уже больше не существует в России. Поэтому как бы идея этих расколов была - только на время как бы закрепить свое церковное существование, как-то его оформить юрисдикционно. Но теперь уже причин для этого нет. Но, к сожалению, не все одинаково услышали этот призыв. Во всяком случае, так называемое Парижское архиепископство, которое подчиняется Константинополю, оно решило остаться вне этого процесса, в отличие от зарубежников, которые все-таки на этот призыв откликнулись.


XS
SM
MD
LG