Ссылки для упрощенного доступа

В Музее имени Пушкина открылась выставка одной картины


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Лиля Пальвелева.



Полина Ольденбург: В Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка одной картины. Из знаменитой Дрезденской галереи привезли шедевр раннего возрождения полотно Антонелло де Мессины "Святой Себастьян".



Лиля Пальвелева: «Святого Себастьяна» Антонелло да Мессины в Москве уже показывали, но было это 50 лет назад. В 1945 году картину вместе с другими шедеврами привезли из разрушенного Дрездена. 10 лет спустя это собрание произведений искусства решили в Германию вернуть, но прежде коллекцию выставили в Музее имени Пушкина на всеобщее обозрение.


Выставки одной-единственной картины - это особый жанр, утверждает директор Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова.



Ирина Антонова: Выставки-блокбастеры, к которым мы привыкли в Манеже, мы сами делаем иногда такие выставки, "Москва-Париж", "Москва-Берлин", они очень важны, они дают панораму. Но иногда наши зрители, приходя в это огромное выставочное пространство, у не очень подготовленных зрителей возникает такое, немного поверхностное что ли отношение. Они проходят через залы, они, естественно, быстро устают, они не всегда способны на фиксацию каких-то определенных вещей.



Лиля Пальвелева: Показ одной картины, по мнению Ирины Антоновой, заставляет сосредоточиться не только на сюжете, как это обычно бывает при беглом осмотре, но и на более тонких вещах.



Ирина Антонова: Это необыкновенно важно для человека, который хочет понять, а что такое пластические искусства вообще и живопись в частности. Надо внимательно приглядеться, что это за тип картины. Ведь он не просто изображает, в общем, достаточно светский образ святого, эта картина посвящена теме, я бы сказала так, место человека в мире, и оно оказывается очень возвышенным. Вместе с тем зритель должен понять, какими средствами художник этого достигает. И вот здесь вам покажется очень многое странным: огромного фигура святого, за ним панорама города и там маленькие фигурки беседующих молодых людей, лежащий на земле стражник, важно прогуливающиеся пожилые люди. Отчего такая разница в масштабах? Это надо осознать. А что значит колонна, которая вдруг валяется у ног святого? А что значит развязанная веревка у его ног, он привязан к дереву. Почему дерево прорастает через мраморные плиты прямо в небо?



Лиля Пальвелева: Не страшно, если вы не сможете найти ответы на эти вопросы. Загадочность картины Антонелло да Мессины уже сама по себе оставляет в памяти глубокий след.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG