Ссылки для упрощенного доступа

Лучшие диски 2014 года


Сонни Роллинс, тенор-саксофон
Сонни Роллинс, тенор-саксофон

В традиции ведущих джазовых ревю не только обзор лучших дисков ушедшего года, а так же оценка или переоценка прошлого: исторических записей. И на этот раз «Даунбит» предложил читателям список девяти лучших СД года (категория «шедевры» - пять звездочек), ну а дальше - по убыванию звезд.

Европейская и американская пресса в январе публикует списки лучших альбомов 2014 года. «Downbeat» открывает список пятизвездочными альбомами категории «шедевры». Сюда входят записи и ветеранов, таких, как Сонни Роллинс и Энтони Бракстон, и менее известных джазменов, таких, как Ромеро Любамбо, Стив Леман или Ральф Тауэнер. Скажу сразу: и на этот раз выбор сделан музыковедами и историками джаза и, как принято уточнять, «их мнение не обязательно совпадает с мнением редакции». Если вы меня, опережая эфир, спросите, чего же мне в этих пяти-и-четырех-звездочных СД не хватает, я отвечу весьма просто - свинга.

Куда бы в этом январе на крыльях удачи, бизнеса или политики судьба вас ни занесла, добро пожаловать в клуб «Времени Джаза». Вы можете слушать нас на волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Sonny Rollins - Why Was I Born? – 23:39 (Sonny Rollins - Road Shows, Vol.3 – OKeh)

«Why Was I Born», «Зачем я родился?» - вполне законный вопрос, которым в 1929 году задались Джером Кёрн (музыка) и Оскар Хаммерстайн (слова, отсутствуют). Отрывок из 23-х минутной импровизации Сонни Роллинса из третьего тома его гастрольных выступлений. Сонни, хвала небесам, свингует и, как обычно, вставляет в композиции знакомые ему с детства караибские нотки калипсо.

Сонни долгожитель, ему 84 года. Из них, учитывая то, что он взял в руки саксофон в 13 лет, он играет джаз уже семьдесят лет. Увлечение в молодые годы разнообразной дурью не подкосило его, как добрую часть его коллег. Сонни во время нашел возможность уравновесить жизнь джазмена йогой, медитациями и упражнениями. Одна из композиций удостоенного пяти звезд диска «Road Shows, часть третья» посвящена учителю йоги, мэтру Патанджали. Как пишет Виктор Шермерер на сайте «All About Jazz»: «он настойчиво движется в русле своего собственного чрезвычайно богатого и изобретательного стиля, который вобрал в себя вневременные идиомы бибопа и хардбопа. Его студийные и концертные импровизации полны свежести и жизненной силы. Его физическое и духовное здоровье позволяют ему поддерживать в полной форме амбушюр и легкие; он до сих пор звучит молодо и задиристо. Второй его секрет заключается в том, что он способен отыскать, отобрать, воспитать и привить дисциплину участникам своих ансамблей, так что они идеально дополняют его игру».

Состав секстета Роллинса: Сонни – тенор-сакс и лидер; Клифтон Эндерсон – тромбон; Бобби Брум – гитара; Боб Краншо – контрабас; Стив Джордан – ударные и Кимати Динизулу – перкуссия.

Sarah Vaughan – Why Was I Born? - 2:29 (Sarah Vaughan - The Complete Roulette Studio Sessions)

«Зачем я родилась?», «Why Was I Born?» - вариант со словами. Песня-стандарт Джерома Кёрна и Оскара Хаммерстайна, написанная для бродвейского шоу 1930 года «Sweet Adeline». Сара Вон - вокал и неопознанный оркестр, шестидесятые годы, Нью-Йорк.

«У трио «The Bad Plus» достало наглости и клыков, чтобы посягнуть на знаменитый балет Игоря Стравинского и Вацлава Нижинского «Le Sacre du printemps», «Весна священная», - читаем мы в «Даунбите». – Посягнуть на сложнейшую партитуру, состоящую из экспериментальных ритмов, тональностей и диссонансов. Версия, сыгранная трио, демонстрирует, как искусность музыкантов, так и их прямоту, и открытость».

Ваши приемники настроены (и это возможно!) на волну «Свободы». Вы так же слушаете нас через спутники HotBird и AsiaSat-7 и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.

The Bad Plus - The Augurs Of Spring – 3:29 (The Bad Plus - The Rite Of Spring - Sony Masterworks)

«Весенние гадания» - первый эпизод из балета «Весна священная», музыка Игоря Стравинского. В данном случае получившее пять звездочек трио из Миннесоты с трудно переводимым названием «The Bad Plus». Итэн Айверсон – рояль; Рид Андерсон – контрабас и Дэйвид Кинг – ударные. Вышедший на «Сони» СД «Весна Священная». Сто лет дистанции между премьерой «Весны Священной» в театре Елисейских полей в Париже и записью диска трио «The Bad Plus». Всё тот же сон мягкий, как мурава, подвижный, как ручей, с провалами в отвердевшую, как айсберг вечность, и при этом осознание того, что всё изменилось, не изменившись ни на йоту…

Romero Lubambo - Laura – 4:12 (Romero Lubambo - Só - Brazilian Essence – Sunnyside Rds)

«Laura» - Дэвида Раскина. Соло бразильского гитариста, которому пророчат лавры Джо Пасса, Ромеро Любамбо. Пять звезд в категории «шедевры» по мнению музыковедов «Даунбита» за прошлогодний диск Ромеро Любамбо «Одиночество. Бразильская сущность…». Ромеро играет, как бразильскую классику, джазовые стандарты, так и свои собственные сочинения. Его игру называют, цитирую, «и пламенной, и интимной с нежной фразировкой и мощными эффектами перкуссии. Он жонглирует мелодиями и ритмами, как циркач булавами, но ни одна не падает на землю».

Frank Sinatra – Laura – 3:28 (Frank Sinatra - Where Are You? – Capitol)

«Laura» - добавим к музыке Дэвида Раскина слова Джонни Мерсера. Песня эта была написана для одноимённого фильма 1944 года. Она стала джазовым стандартом. На сегодняшний день насчитывается более четырехсот вариаций записей «Лоры». В данном случае «Голубые Глаза», Фрэнк Синатра, и оркестр Нэлсона Ридла.

В категории исторических записей (так же пять звезд) «Afro Blue Impressions» Джона Колтрейна; «Симбиоз» Билла Эванса; «Стрелы в бесконечность» Чарлза Ллойда; его же «Манхэттенские истории; «Исключительно для друзей» Оскара Питерсона и «Атлантида» Сан Ра.

«Время Джаза» на волнах «Свободы» - это история джаза от регтайма до свинга, от новоорлеанского стиля до нео-бибопа, авангарда, фьюжн и фолк-джаза, юбилейные даты и фестивали, ваши заявки и ваши вопросы, новые диски и архивные записи на свингующих коротких, или же с нашего сайта www.svoboda.org. Ведущий джаза на «Свободе» - ваш ДС.

John Coltrane - Afro Blue – 7:43 (John Coltrane - Afro Blue Impressions – Pablo)

«Afro Blue» - кубинского мастера перкуссии Монго Сантамария. Более чем исторически заслуженные пять звезд Джону Колтрейну и его квартету. Трейн - сопрано-саксофон и лидер; МакКой Тайнер – рояль; Джимми Гаррисон – контрабас и Элвин Джоунс – ударные. Запись была сделана 2 ноября 1963 года в Стокгольмском концертном зале во время гастролей квартета по Европе, организованных продюсером Нормэном Грэнцом. В своей рецензии на диск Том Джарек, рецензент сайта AllMusic, писал, что “… сопрано Колтрейна движется между блюзом, дорийскими ладами и даже восточными градациями в артикуляции. «Afro Blue» - это ритмические столкновения и наиболее остроугольная из всех трейновская импровизаций, достигающая угрожающего предела мастерства музыканта.»

2nd Movement (Largo, Andante, Maestoso, Largo) – 9:18 (Bill Evans – Symbiosis - MPS)

«Вторая часть: andante, maestoso, largo» – отрывок (увы, сегодня многие композиции сильно выходят за формат «Времени джаза!) из второй части сюиты Клауса Огермана «Симбиоз», написанной специально для оркестра и солиста Билла Эванса. Удачный симбиоз.

Трио Эванса: Билл – рояль; Эдди Гомез – контрабас; Марти Морелл – ударные. Добавим оркестр Огермана. Нью-Йорк, февральские календы 1974 года.

Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий. Сегодня обзор лучших новых и лучших исторических дисков по мнению музыковедов ежемесячника «Даунбит».

Ellis Marsalis - I Didn't Know What Time It Was - 7:13 (Ellis Marsalis Trio - On the Second Occasion – Elm)

«I Didn't Know What Time It Was», «Я не знал, который был час…» - Ричарда Роджерса. Глава новоорлеанской семьи Марсалисов – Бренфорда, Уинтона, Дельфио и Джейсона – пианист Эллис Марсалис, чей диск «Вторая оказия» получил четыре с половиной звезды. Билл Хантингтон играл на контрабасе и Джейсон Марсалис на ударных. Эллису в ноябре исполнилось восемьдесят лет. Он начинал на саксофоне, перешел на фортепьяно, играл с братьями Эддерли, с трубачом Элом Хёртом, с Маркусом Робертсом, Дэйвидом Ньюманом и многими другими джазменами, но он предпочёл, после двадцати студийных дисков, преподавать. Он был другом Майлза Дейвиса и он был известен тем, что живя и играя в Новом Орлеане, он не был пианистом диксиленда или ритма-и-блюза, а играл современный (хард-боп, пост-боп, нео-боп) джаз.

Cassandra Wilson - I Didn't Know What Time It Was - 4:51 (Cassandra Wilson - Blue Skies - JMT)

«Я не знала, который был час…» - Роджерса и Харта. Первый диск Кассандры Уилсон, которая, такое ощущение, не может дождаться момента, когда можно будет пуститься в скэт… Друг Марсалисов Малгрю Миллер – рояль; Лонни Плаксико – контрабас и Тэрри Лайн Каррингтон – ударные. СД «Blue Skies» вышел в 1988 году.

Вот и все на сегодня. Девять композиций и стандартов с трудом, но втиснулись в наше «Время Джаза». Список лучших дисков 2014-го затронут лишь по касательной. Вернемся ли мы к этому обзору? Возможно. Тем много, вариаций тоже. Доживем до 300-го выпуска «Времени Джаза», до следующей недели, а там посмотрим.

Звукорежиссер 299-го «Времени» Александр Аркадьев. Автор и ведущий – ваш ДС. Наши подкасты на сайте www.svoboda.org. Всех вам благ, хорошего настроения, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG