Ссылки для упрощенного доступа

Туркменбаши намерен освободить из тюрем более 10 тысяч заключенных


Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Мумин Шакиров.



Михаил Саленков: Президент Туркмении Сапармурат Ниязов намерен освободить из тюрем более 10 тысяч заключенных. Под амнистию попадут также граждане 11 государств и лица, причастные к событиям 25 ноября 2002 года. В этот день, по версии официальных властей, в стране была осуществлена попытка государственного переворота. Правозащитники и независимые наблюдатели предпочитают говорить не о грядущей амнистии, а о помиловании заключенных.



Мумин Шакиров: Президент Туркмении завел традицию проводить амнистию с 1999 года и приурочил его к священному для всех мусульман празднику - Гадыр гиджеси, что в переводе означает «Ночь Всемогущества». Во второй половине октября этого года из мест лишения свободы будут освобождены 10 056 человек, в том числе 253 гражданина 11 иностранных государств.


Как воспринимают эту амнистию за пределами Туркмении? Своими наблюдениями из Болгарии делится председатель Туркменского хельсинского фонда Таджигуль Бекметова…



Таджигуль Бекметова: Эта амнистия не коснется политических заключенных, инакомыслящих, тех, кто не согласен с режимом, тех, кто пытался отстоять свои конституционные права, тех, кто связан с оппозиционерами, правозащитниками, активистами, и тех, кто каким-то образом был вовлечен в мясорубку осуждения, которая практикуется в Туркменистане.



Мумин Шакиров: Наблюдатели и эксперты подчеркивают в своих заявлениях, что объявленная официальными властями амнистия на деле является помилованием. Эту точку зрения разделяет член правозащитной организации «Туркменская инициатива» Фарид Тухбатуллин, который ныне проживает в Вене.



Фарид Тухбатуллин: Если бы это была амнистия, там, конечно, можно было речь вести о контингенте, то есть преступниках, совершивших определенные виды преступлений.



Мумин Шакиров: Особенность этой объявленной властями амнистии заключается в том, что на свободу должны выйти восемь человек, участвовавшие в событиях, которые произошли 25 ноября 2002 года. По версии туркменских спецслужб, эти люди пытались совершить государственный переворот. Руководили этой операцией в прошлом высокопоставленные чиновники местного правительства. Среди них был бывший министр иностранных дел Туркмении Борис Шихмурадов. Те, кто был арестован и осужден, публично покаялись, хотя независимые наблюдатели убеждены, что признательные показания эти люди дали под пытками. И вот, спустя четыре года, президент Ниязов некоторым из этой группы дарит свободу. Кому суждено покинуть тюремные нары? Журналист из газеты «Время новостей» Аркадий Дубнов много писал об этой загадочной истории.



Аркадий Дубнов: Даже если это будет известно, то есть основания считать, что эти восемь человек прямого отношения к тем событиям не имели, они были, видимо, водителями, которых просто нанимали активные участники тех событий, и вряд ли даже подозревали, что они участвуют в каком-либо заговоре. Никто не знает, жив ли Борис Шихмурадов, впрочем, как и большинство остальных обвиненных в участии в этих событиях.



Мумин Шакиров: По официальным данным, по так называемому «делу 25 ноября» были осуждены около 60 человек. По версии правозащитников, в тюрьмы тогда попали несколько сотен человек.


XS
SM
MD
LG