Ссылки для упрощенного доступа

«Шовинизм - всегда инструмент. Осталось только понять, для чего»


Задачи, которые решаются при помощи депортаций, к Грузии никакого отношения не имеют, считает Федор Лукьянов
Задачи, которые решаются при помощи депортаций, к Грузии никакого отношения не имеют, считает Федор Лукьянов

Еще около 100 граждан Грузии в ближайшее время могут быть депортированы на родину. Их отъезд откладывается в связи с тем, что воздушное сообщение между Россией и Грузией прервано, сообщают в Федеральной иммиграционной службе. Ситуацию в эфире Радио Свобода прокомментировал известный московский политолог и журналист, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.


- На ваш взгляд, в поведении грузинского руководства есть какая-то доля ответственности за то, что происходит в отношениях между Тбилиси и Москвой?


- То, что сейчас происходит между Тбилиси и Москвой, а я бы сказал, что это уже не между Тбилиси и Москвой, это сугубо внутрироссийская, так сказать, повестка дня, и задачи, которые решаются при помощи этих депортаций, они, собственно говоря, к Грузии никакого отношения не имеют. Это определенное создание некоей атмосферы. Известно, что шовинизм и крайний национализм это всегда инструмент чего-то. Вот осталось только понять, какова, собственно, цель.
Что касается российско-грузинских отношений, то мне кажется, что изначальный импульс, собственно, с чего последний раунд начался, это арест офицеров и последовавшая за ним очень громкая публичная кампания, короткая, но очень громкая, это, безусловно, был не импульсивный шаг. У нас Саакашвили принято считать человеком, который действует эмоционально, импульсивно. На мой взгляд, это не так, особенно в данном случае. Это был совершенно рассчитанный ход, который он блестяще реализовал. То есть он спровоцировал Россию на действия, адекватность которых все меньше представляется реальной, и со своей точки зрения, с точки зрения укрепления позиций Грузии в глазах Запада, он, безусловно, своего добился, потому что первая реакция, которая была на Западе, она ведь была очень вялой. То есть желания сориться с Россией из-за Грузии по большому счету ни у кого не было, да, в общем-то, и нет. Но он действительно сделал то, что, наверное, хотел. То есть Россия своими действиями продемонстрировала, что ведет себя не просто грубо, она просто игнорирует какие-то правила, которые хотел бы видеть Запад.


- У Михаила Саакашвили есть шанс окончить всю эту кампанию крупной внутриполитической победой?


- Я думаю, что да, потому что консолидация общества, у нас она проходит на антигрузинской основе, а там, естественно, на антироссийской. То есть эти выборы, которые прошли, уже никто не интересуется, были там нарушения, не было там нарушений, уже совершенно другая повестка. Консолидация общества в условиях внешнего давления - это частое явление и чем больше давить, тем больше сопротивление.


- Получается, что грузинские граждане, которых выслали и высылают из России, - заложники, с одной стороны, внутриполитической ситуации в России, инспирированной Кремлем, с другой, - внешнеполитического хода Саакашвили?


- Абсолютно. Можно только посочувствовать этим людям. Я боюсь, что и в Грузии их ничего хорошего не ждет, поскольку ситуация в Грузии совершенно далека от идеальной. Саакашвили больше занимается политической игрой, чем решением внутренних проблем. Так что как всегда, ведутся какие-то циничные игры, а страдают граждане.




XS
SM
MD
LG