Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Отар Иоселиани: лучшие актеры — лицедеи


Мумин Шакиров: "Отар Иоселиани много лет работает во Франции, начинал свою карьеру в Грузии, но никогда не снимал фильмы о России"

Мумин Шакиров: "Отар Иоселиани много лет работает во Франции, начинал свою карьеру в Грузии, но никогда не снимал фильмы о России"

24 октября в Москве прошла премьера очередной картины Отара Иоселиани «Сады осенью». Известный грузинский режиссер снял лирическую комедию о скандально уволенном французском чиновнике высокого ранга, нашедшего гармонию и согласие в кругу старинных друзей.


Отар Иоселиани остался верен себе. Незамысловатый сюжет, искусно затянутое повествование, отсутствие драматизма, но при этом — легкость, сотканная из простых и знакомых обывателю действий и ситуаций. Но, как говорится, «дьявол содержится в сочных деталях», которые насыщают, казалось бы, скучную картинку и помогают раскрывать характеры героев фильма и ориентироваться в этом запутанном пространстве, созданным художником.


Уже в который раз Отар Иоселиани привлекает к работе актеров-непрофессионалов, за исключением звезды европейского кино — Мишеля Пиколли, который блистательно сыграл в фильме обаятельную и смешную старушку-пенсионерку. Впрочем, согласно традиции и сам маэстро Иоселиани не раз появляется в кадре в роли друга главного героя картины «Сады осенью», отставного французского министра Венсана.


«Сады осенью» — это лирическая комедия или фильм-притча о чиновнике, спустившемся вниз по социальной лестнице и неожиданно для себя нашедшего уют и покой среди старинных друзей, в особенности в окружении когда-то любимых им женщин.


Один из первых вопросов, заданных журналистами Отару Иоселиани, коснулся актерского ансамбля. Режиссер начал с фразы: «Все люди артистичны и каждый талантлив по-своему…» — и продолжил: «Самые хорошие актеры — это жулики, обманщики. Чу́дные актеры — все лицедеи, потому что основной чертой лицедейства касается казаться кем-то, но не быть им. Поэтому нет никакой необходимости мне искать Депардье или Катрин Денев, которые просто мне разрушили бы фильм».


Отар Иоселиани много лет работает во Франции, начинал свою карьеру в Грузии, но никогда не снимал фильмы о России. Режиссер попытался ответить и на этот вопрос: «О России написаны книжки, и этого вполне достаточно. Написана одна замечательная книжка, называется она "Мертвые души", которая актуальна и сегодня. И написана другая замечательная книжка, называется "История одного города", писал ее высокого ранга сановник, господин Салтыков-Щедрин. И написана книжка, таинственная, но чудная, "Мастер и Маргарита". И еще написана книжка, называется "Собачье сердце". Поэтому они, очевидно, это все знали. Лучше них я ничего сделать не смогу».


Тему российско-грузинских отношений Отар Иоселиани аккуратно обошел, сославшись на то, что политической культуры не хватает как российским лидерам, так и грузинским.


XS
SM
MD
LG