Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Президент Буш говорит начистоту об иракских планах. Возможен ли успех в Ираке? Однополые пары смогут получить равные брачным права в Нью-Джерси



Юрий Жигалкин: Президент Буш говорит начистоту об иракских планах. Возможен ли успех в Ираке? Однополые пары смогут получить равные брачным права в Нью-Джерси. Таковы некоторые из тем рубрики «Сегодня в Америке».


За 13 дней до выборов в Конгресс президент Буш во время пространной пресс-конференции сделал неожиданные признания относительно ситуации в Ираке и заявил о намерении довести дело до успешного завершения.


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов: Пресс-конференция президента в Белом доме в среду состоялась через неделю после появления в печати сведений о якобы планируемом администрацией резком изменении иракской стратегии. Буш признал, что разгул насилия в Ираке принимает устойчивый характер, и это не может не тревожить американцев.



Джордж Буш: Я знаю, что многих американцев не удовлетворяет ситуация в Ираке, как и меня. Вот почему мы предпринимаем новые шаги, чтобы помочь обезопасить Багдад, и постоянно обновляем нашу тактику во всем Ираке в соответствии с меняющимся характером угрозы. Мы не должны рассматривать каждый успех нашего врага как нашу ошибку, повод для расследования действий руководства или для призывов вернуть наши войска домой. Мы не должны становиться жертвой пропаганды врага, пытающегося подорвать нашу уверенность и заставить нас поверить, что наше присутствие в Ираке – причина всех этих проблем.



Аллан Давыдов: Президент признал, что терпение его администрации небезгранично, и она оказывает давление на правительство аль-Малики, с тем, чтобы оно приняло решительные меры по спасению своей страны. Но даже в этом случае, добавил Буш, есть пределы этому давлению. Президент подчеркнул, что сегодня речь идет не о работе над графиком вывода американских сил из Ирака, а о выработке ориентиров для достижения мира.


Хотя Джордж Буш отказался от своего традиционного рефрена «наш курс в Ираке остается неизменным» и предпочитает теперь говорить о «проявлении гибкости в соответствии с меняющимися условиями», демократы на Капитолийском холме считают, что в сущности это ничего не меняет. Говорит сенатор-демократ Джек Рид.



Джек Рид: Президент пытается сменить фразеологию, но он практически не меняет свою политику и, как я считаю, не предпринимает нужных нам и жителям Ирака эффективных шагов, для обеспечения стабильности в этой стране. Президент и его администрация никогда не привлекали к решению этой задачи необходимые гражданские ресурсы.



Аллан Давыдов: Учитывая, что до выборов в Конгресс осталось две недели, Джордж Буш, судя по всему, пытался дать понять, что решение электората о том, кто возьмет большинство в Конгрессе, будет определяться не только иракской проблемой, и что демократам рано радоваться.



Джордж Буш: Кое-кто здесь, в Вашингтоне, уже предвкушает победу и даже подбирает себе обстановку офиса, вплоть до занавесок. Но только американский народ решит исход выборов, рассудив, кто его лучше защитит и кто будет сохранять низкие налоги.



Аллан Давыдов: Согласно самому последнему опросу телекомпании CNN , сегодня только 20 процентов американцев считают, что Соединенные Штаты выигрывают войну в Ираке.



Юрий Жигалкин: Какие выводы из этой речи президента делает известный американский политолог сотрудник фонда «Наследие» Джеймс Филипс?



Джеймс Филипс: На мой взгляд, ее цель – заверить американцев, что у Белого дома есть дееспособный план действий в Ираке, что он реализуется, что и администрация и Пентагон учитывают изменяющиеся обстоятельства, соответственно, пробуют различную тактику, хотя стратегические задачи остаются прежними.



Юрий Жигалкин: Но многие критики Белого дома сомневаются, что эта стратегия и тактика способны привести к успеху. Вообще, понятно ли что собой представляет нынешняя иракская стратегия США?



Джеймс Филипс: Я думаю, общее направление, заданное Бушем, неизменно: как только иракцы смогут постоять за себя, Соединенные Штаты начнут выводить войска. Проблема в том, что иракские власти не спешат с организацией дееспособной армии. А когда эти подразделения встают, наконец, под ружье, они не хотят воевать. Сейчас Пентагон перенес акцент с количества на качество подготовки иракских сил. Он начал чистки уже созданной иракской армии, подозревают, что в нее внедрились шиитские группы смертников. Одновременно, администрация заявила о политических инициативах. Она намерена, например, прибегнуть к помощи иракских религиозных лидеров в попытках нейтрализовать религиозных боевиков. Она попытается убедить иракское правительство и парламент в необходимости срочного создания условий для большего участия суннитов во власти. Она хочет, чтобы ее арабские союзники оказали более действенное давление на повстанцев, чтобы они помогли заставить их сложить оружие.



Юрий Жигалкин: А каково ваше личное ощущение, верит ли президент Буш, что все эти усилия действительно приведут к успеху?



Джеймс Филипс: Администрация, образно говоря, гнется под давлением ветра, который явно дует не в направлении, предсказанном в предвоенных аналитических разработках. Белый дом надеется, что рано или поздно, пусть даже придется идти окружной, длинной дорогой, конечная цель все-таки будет достигнута. Хотя уже заметно, что администрация готова отказаться от тезиса превращения Ирака в образцовую для арабского мира демократию. В конце концов, я думаю, большим успехом будет считаться создание в Ираке стабильного режима, способного навести порядок в стране и обеспечить права граждан, если при этом он будет демократическим, то успех можно назвать полным. Белый дом сейчас наверняка больше думает о стабилизации Ирака, чем о демократизации, тем более что у преемника Джорджа Буша на посту президента скорее всего будут свои идеи относительно Ирака. Президент осознает, что у него осталось два года на то, чтобы представить миру результаты иракской операции. Но я уверен, что принципиальные решения о будущем иракской операции примет уже следующая администрация.



Юрий Жигалкин: Говорил американский политолог сотрудник фонда «Наследие» Джеймс Филипс.


Остаться верным голливудским секретам и своим звездным клиентам даже под страхом длительного тюремного заключения поклялся из-за решетки частный детектив Энтони Пелликано. Популярный на Фабрике грез сыщик, добывающий для своих заказчиков пикантные подробности частной жизни сильных и слабых голливудского мира, проходит главной фигурой по делу о незаконном прослушивании телефонных разговоров нескольких актеров и продюсеров, в том числе Сильвестра Сталлоне, и незаконном сборе другой приватной информации о них. В истории, словно разворачивающейся по сценарию, составленному из голливудских штампов, столкнулись коммерческие и частные, в том числе матримониальные, интересы известных в индустрии лиц. Пелликано заверяет клиентов, что, как честный человек, он намерен держать рот на замке и не уподобляться голливудским, как он сказал, акулам, готовым соврать где угодно, чтобы получить желаемое.


Один из лучших способов экономии бензина? Потеря веса! На такой вывод наталкивает исследование, проведенное специалистами Иллинойского университета. По их подсчетам, американцы сегодня используют на миллиард галлонов бензина больше, чем в 1960 году исключительно из-за увеличившегося груза в автомобилях. Авторы работы в традициях политической корректности пишут, что если автомобилист уменьшит вес груза в автомобиле, не забив багажник доверху или сбросив несколько килограммов веса, он ощутит добавку в кошельке. Впрочем, небольшую: потеря 60 килограммов принесет в семей бюджет сорок долларов. Но важен принцип, излишний вес американцев стоит миллионов и миллионов долларов, например, авиакомпаниям, сжигающим больше горючего. Исследователи подсчитали, что на транспортировку каждого дополнительного килограмма веса автопассажира уходит ежегодно 80 миллионов галлонов бензина. Эта работа – еще одна из серии исследований, бьющих тревогу по поводу феномена ожирения нации. В 2002 году средний американца составлял около 86 килограммов, американки – 74 – на 10 килограммов больше, чем сорок лет назад.


Однополые пары, согласно конституции штата, должны обладать правами, равными супружеским парам, - провозгласил в среду Верховный суд штата Нью-Джерси. Он потребовал от легислатуры либо принять закон, позволяющий однополым партнерам вступать в брак, либо уравнять такие союзы в правах с супружеским, обозначив их другим термином. Не исключено, что через шесть месяцев Нью-Джерси станет вторым в стране штатом, узаконившим однополые браки.


Рассказывает Ян Рунов.



Ян Рунов: Верховный суд оставил законодателям решать вопрос о легализации однополых браков и дал 180 дней, за которые законодатели штата должны либо внести поправки в существующий закон о браке, либо создать новую систему гражданского брака для однополых партнеров. Подобный закон был принят в 1999 году в штате Вермонт. Там закон утвердил легальную форму брачного союза, не назвав это собственно браком, хотя партнёры получили почти все права, какими пользуются обычные супруги.


Организация гомосексуалистов и лесбиянок штата Нью-Джерси не удовлетворена результатом голосования в Верховном суде и заявила, что будет продолжать борьбу за право на регистрацию однополых браков. Пока в США только Массачусетс признаёт однополые браки.


Эта, казалось бы, локальная новость из штата Нью-Джерси может подогреть политические страсти и отразиться на выборах, до которых осталось менее двух недель. Вот что говорит об этом американский политолог Джефф Гринфелд.



Джефф Гринфелд: В ноябре 2003 года Верховный суд штата Массачусетс тоже с перевесом всего в один голос признал конституционность однополых браков, именно браков, а не только гражданского союза или партнерства. В 2004 году избиратели 11 штатов проголосовали против регистрации однополых браков. Этот вопрос дал республиканцам дополнительное число голосов, что привело к победе Джорджа Буша, оставшегося в Белом доме на второй срок. В этом году вопрос об однополых браках включён в избирательные бюллетени в 8 штатах, и в некоторых из них он может оказаться решающим в борьбе демократов и республиканцев за места в Сенате. Даже среди избирателей-демократов есть немало противников узаконивания однополых браков. По данным опроса общественного мнения, проведённого совместно Институтом Гэллапа и телекомпанией CNN , 56 процентов американцев выступают против равных брачных прав для гетеросексуалов и для однополых партнёров. Однако гражданский брак, то есть гражданский союз партнёров, приемлем для большинства опрошенных.



Ян Рунов: Политические наблюдатели полагают, что вопрос об однополых браках может заставить избирателей с консервативными убеждениями прийти на избирательные участки, чтобы проголосовать по этому вопросу. Если так произойдёт, то у республиканцев может появиться дополнительное число голосов.


XS
SM
MD
LG