Ссылки для упрощенного доступа

«Президент рассчитывал на людей, которые ждут простых ответов на сложные вопросы»


Владимир Путин легко поворачивал разговор в удобное для него русло
Владимир Путин легко поворачивал разговор в удобное для него русло

Отвечавший накануне на вопросы страны президент Владимир Путин побил собственный рекорд общения с россиянами в прямом теле-и радиоэфире. Он был на «прямой линии» 2 часа 55 минут, на пять минут больше чем в прошлом году. За это время президент ответил на 55 вопросов из поступивших ему 2 миллионов 300 тысяч обращений, сообщает «Интерфакс». На какие же аспекты общения Владимира Путина с гражданами обратили внимание эксперты?


По мнению известного московского социолога, сотрудника Левада-центра Леонида Седова, президент все таки попал в тот круг вопросов, который должен был вызывать к себе интерес: «Какие-то вопросы явно соответствуют тем интересам, которые мы наблюдаем в наших социологических исследованиях, вопросы, касающиеся непосредственно уровня жизни, цен... Менее волнующие вопросы скорее находятся в области некоторых международных отношений. Но и то, понимаете, когда жительница Калининграда спрашивает относительно выезда в Европу, то понятно, что это интересует жителей Калининграда. Когда дальневосточники задавали вопрос, относящиеся даже к тем же отношениям с Кореей, то это вопросы, которые волнуют».


Традиционно вне сферы серьезного внимания президента остались вопросы, связанные со свободой слова, с ситуацией на Северном Кавказе, с нарушением прав человека. Не говорилось о годовщине трагедии в «Норд-Осте». Не говорилось и о Ходорковском. По мнению Леонида Седова, часть этих вопросов уже не так интересуют население: «Население в значительном своем количестве, если не в большинстве, в общем, не ощущает тех угроз, которые остро ощущает интеллигенция. Считается, мы получаем ответы, что положение со свободой слова в годы правления Путина даже улучшилось. Такие у нас бывают результаты. Так что, его невнимание к этим вопросам связано, с одной стороны, что он-то не очень прислушивается к голосам. Он сам же признался, что голос Политковской - это глас вопиющего в пустыне нашей властной. А, с другой стороны, какие-то вопросы подвергаются фильтрации».


Владимир Путин - опытный политик и оратор. Он легко поворачивал разговор в удобное для него русло, хотя некоторые вопросы были удобнее, что называется, не бывает. Молодой офицер Балтийского флота, например, интересовался задачами, которые перед флотом хочет поставить президент как Верховный главнокомандующий. Президент в очередной раз подтвердил, что ему нравиться его работа и подтвердил это свободным и детальным разговорам на самые разные темы - и об экспорте круглого леса, и о сельском хозяйстве. В целом создалось впечатление, что Путин говорил обо всем, что запланировали организаторы его общения с народом. Помогли, кроме всего прочего, инициатива и исполнительность местных властей, и строгий отбор участников прямого эфира.


В Кондопоге, например, о том, что город попал в число избранных населенных пунктов, жители которых могут задавать вопросы президенту, узнали за день-два, рассказывает представитель карельской общественной организации «Наш дом – Кондопога» Юрий Захарнев. Его организация как раз должна была отстаивать интересы граждан, но его самого к телеэфиру не подпустили сотрудники милиции. Те же жители Кондопоги, которые все же могли пообщаться с президентом, попадали к месту трансляции благодаря сотрудникам ФСБ, говорит он. А многие вообще были не из Кондопоги. В гражданских плащах стояли сотрудники милиции.


В итоге были заданы те вопросы, которые были заранее подготовлены: «Никто не задал вопроса по тем людям, которые в трагические события сентября попали под пресс наших органов внутренних дел, скажем, совершили противоправные действия в отношении имущества, которое принадлежало выходцам с Кавказа. Они выдвинули свой протест, потому что власти у нас ничего не делали. Люди действовали в состоянии аффекта. Можно так сказать. На восемь человек возбуждены уголовные дела. Мы бы хотели этих людей как-то реабилитировать».


Свои впечатления о том, как президент общался с народом высказала известная журналистка Людмила Телень.


- Президент России говорил свободно. У меня создалось впечатление, что, по крайней мере, часть тех людей, которые задавали ему вопросы, тоже говорили свободно. Вы что думаете по этому поводу?


- Я думаю, что, конечно, эта конференция была очень хорошо подготовлена. В ней были именно те вопросы, на которые президент Путин хотел отвечать, и не было тех вопросов, на которые он бы не хотел отвечать. Организаторы конференции сделали так, что вопросы, действительно, были разнообразные, действительно, касались, в том числе и острых тем, которые существуют. Повторю, подбор этих тем был все-таки специфическим.


- На какого гражданина России было рассчитано общение президента с народом?


- После ответа президента возникал целый ряд дополнительных вопросов. А я смотрела на людей, которые слушали ответ президента, видимо, им казалось, что их вопросы исчерпаны ответами президента. Мне кажется, что президент рассчитывал на людей, которые ждут получить простые ответы на сложные вопросы. Он эти простые ответы давал. Практически все ответы на проблемные вопросы выстраивали по одной и той же схеме: мы здесь, в Москве, знаем вашу проблему, мы ее решаем, у нас есть программа, по этому, по другому и еще по десятому поводу. А вот там, на местах, почему-то чиновники не выполняют этих решений, или не успели их выполнить, или вы недостаточно настойчивы, или что-то там мешает. Поскольку этот ответ повторялся в той или иной вариации многократно, у меня, например, возникает вопрос - это ведь значит, что не работает система. Ответы у президента были рассчитаны на людей, которые не могут сделать вывод из этих ответов.


- Люди, которые задают вопросы президенту - часть мозаики. Многие из их вопросов, действительно, важные. Но права ответа у них почти никогда не бывает, если Путин того не пожелает. В чем здесь, на ваш взгляд, изъян этого большого мероприятия?


- Это нормальный такой агитационно-пропагандистское шоу, на которое имеет право президент. Ничего в этом страшного нет. Другое дело, что из этих ответов президента можно представить себе какова будет реальная политическая линия, как будут развиваться политические события, что из этих событий будет соответствовать реальным интересам реального человека.


- Накануне мероприятия, я смотрел выпуск новостей по каналу РТР, они назвали это мероприятие «совещание президента с российским народом». Можно сказать, что российский народ дурачат?


- Только в той степени, в которой он хочет, чтобы его дурачили. У российского народа есть голова на плечах. Я думаю, что та часть российского народа, которая думает и хочет думать, она будет думать и будет делать выводы из ответов президента.




XS
SM
MD
LG