Ссылки для упрощенного доступа

В Петербурге прошел Второй всемирный конгресс соотечественников


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Александр Дядин.



Александр Гостев: Участники Второго всемирного конгресса соотечественников, завершившегося в Петербурге, выяснили, что численность российской диаспоры едва ли не самая большая в мире. За пределами России живут до 30 миллионов русских, две трети из которых - в республиках бывшего Советского Союза. Петербургское мероприятие было тепло принято властью. На конгрессе выступили и президент, и министр иностранных дел. Заграничным русским было предложено переселяться в малоосвоенные районы страны, а некоторым из них - и льготы при получении гражданства Российской Федерации.



Александр Дядин: В разные годы люди покидали "Большую Россию" по разным причинам. После октябрьской революции за рубеж выехал практически весь "цвет нации": представители интеллигенции, дворянства, военного сословия - всего около 5 миллионов человек. Эмиграция продолжалась и в последующие годы. Долгое время между теми, кто остался на исторической родине, и теми, кто стал жить за ее пределами, существовали огромные идейно-политические траншеи.


Но на этом российских "исход" не кончился. После развала СССР еще около 20 миллионов "русскоязычных" автоматически оказались за пределами России. Огромный пласт русской культуры за рубежом всегда притягивал внимание и простых граждан России, и многих общественных и политических деятелей. В последние годы этот интерес все-таки привел в движение неповоротливую российскую государственную машину.


Первый подобный форум состоялся в Москве в октябре 2001 года. И вот - второй, в Петербурге.


Вопреки утверждению российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, что для приезда грузинских делегаций в Россию никаких препятствий нет, а транспортной блокады Грузии не существует, представители грузинской делегации рассказали, что приехали в Россию через Армению, поскольку ни железнодорожными, ни авиационными маршрутами в Россию воспользоваться нельзя. Их сегодня нет.


Были и другие нестыковки во мнениях организаторов и участников конгресса. Выступивший с приветственной речью президент России Владимир Путин, пообещав всемерную поддержку российским диаспорам за рубежом, перечислил несколько примеров усиления внимания российского руководства к проблемам взаимоотношений с зарубежными соотечественниками.


Однако выступивший следом руководитель делегации соотечественников Украины Леонид Грач констатировал обратный процесс во взаимоотношениях некогда братских народов.



Леонид Грач: Нам нельзя больше закрывать глаза на то, что в последние годы происходит постоянное ослабление культурных, политических и экономических связей между нашими республиками и народами. Мы все дальше удаляемся друг от друга, начинаем воспринимать друг друга, как соседей, с которыми можно и поссориться. Все более значимым становится возрастной фактор. Сейчас готовится вступить в жизнь поколение, рожденное после 1991 года. Если мы не сумеем переломить общественную ситуацию и перейти к политике, основанной на принципах солидарности, интернационализма, то у нынешних молодых людей так и не сложится уважительное отношение к созданию нашими предками цивилизации и культуры. Они не по своей вине и часто против собственной воли оказываются в плену у националистических настроений.



Александр Дядин: В вынужденной эмиграции русские люди оказывались в разные годы и разными путями, и ожидания от этого конгресса тоже разные. Говорит секретарь Русско-Австралийского промышленно-экономического общества Валерий Лебедев…



Валерий Лебедев: Моя волна эмиграции, как мы ее называем, это эмиграция послевоенных годов. Во время войны попали в Германию, шесть лет лагерей в Германии и Италии, и я в 1949 году попал в Австралию. Я надеюсь получить от этого информацию и за счет этой информации создать какую-то более близкую связь между разными организациями в Австралии и другими разбросанными по свету русскими, которых я уже здесь встретил из таких для нас странных стран, как Мексика, как Сирия, Бельгия, всевозможные страны, из которых здесь люди присутствуют.



Александр Дядин: Вопросы, которые были поставлены участниками конгресса, касались основных форм поддержки соотечественников за рубежом, развития русского культурного пространства, русского языка, русскоязычных средств массовой информации за рубежом, поддержки российскими регионами зарубежных соотечественников.


И, конечно, много разговоров было вокруг программы добровольного переселения соотечественников на историческую Родину. В ближайшие три года Россия будет готова принять из-за рубежа около 300 тысяч соотечественников, пожелавших вернуться. Об этом сообщил глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский.


Но некоторые участники конгресса уже высказали определенные сомнения в реализации этой программы. Причины называли разные. Это и бюрократические трудности, с которыми люди, привыкшие к зарубежным порядкам, просто не способны справиться. Это и предлагаемые для дальнейшего проживания места, нередко удаленные не просто от Москвы или Петербурга, но и вообще от городской инфраструктуры. Это и проблемы переселенцев, возникающие во взаимоотношениях с коренными жителями тех регионов, куда приезжают люди. И при этом власти годами ничего не предпринимают для решения этих вопросов.


Член организации "Русская традиция", член правительства Чешской республики по вопросам национальных меньшинств Алексей Кельвин, рассчитывает хотя бы на поддержку российским правительством тех программ, которые он и его товарищи уже много лет проводят в Чехии практически на свои средства.



Алексей Кельвин: Наша надежда на то, что можно будет лучше общаться с соотечественниками в других странах, перенять частично их опыт, поделиться своим опытом и, с другой стороны, можно будет, как мы надеемся, получить какую-то более весомую поддержку со стороны России, российского правительства. Потому что все-таки издание газет, организация концертов - все это требует каких-то денег, и не всегда удается найти спонсоров.



Александр Дядин: Алексей Николаевич, вернуться не хотите?



Алексей Кельвин: О-о, наши родители, то есть это первая волна, воспитывали тем, что - мы сидим на чемоданах, ждем только удобного момента, когда можно будет в Россию вернуться. Но их любовь к России была слегка патологической, они любили Россию, которой уже нет. Я сюда первый раз попал с моим отцом в 1957 году, и оказалось, что той России, которую мы любили, она уже давно в прошлом. То, что нас здесь поразило, это полное неуважение к личности, то, что люди - это только винтики в какой-то большой машине, это в некоторых случаях, скорее, даже удобрение для государства, это просто было настолько тяжело принять, что я не умел себе представить, что смог здесь жить.



Александр Дядин: Итак, конгресс соотечественников завершен. У кого-то он действительно породил надежду на возрождение русских традиций, на становление великой и процветающей России. Но для большинства участников это была возможность встретиться, поговорить и найти новые контакты между русскими, проживающими в разных странах.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG