Ссылки для упрощенного доступа

Лига польских семей настаивает на законодательном запрете абортов


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Варшаве Алексей Дзиковицкий.



Андрей Шарый: В Польше началось обсуждение предложенных консерваторами изменений в конституцию страны, которые на уровне основного закона утверждали бы запрет на прерывание беременности. Против этого протестуют либералы, посткоммунисты и женские организации. Сейчас в Польше аборты разрешены только в случае изнасилования или серьезной угрозы жизни и здоровью беременной женщины. Однако, например, в случае изнасилования факт преступления должен быть доказан перед судом, на что потерпевшие редко решаются. А что касается опасности для здоровья, то таких случаев также немного.



Алексей Дзиковицкий: В минувшем году в Польше бурно обсуждался случай Алиции Тысёнц - молодой женщины, которой не позволили прервать беременность, несмотря на угрозу здоровью: в результате она практически полностью потеряла зрение.


После этого Алиция Тысёнц решила, что сделает все, чтобы существующее в Польше законодательство было изменено - она обратилась с жалобами и иском против Польши в европейские структуры, в том числе и суд по правам человека.



Алиция Тысёнц: После родов у меня случилось кровоизлияние, сильно ухудшилось зрение, и мне признали высшую группу инвалидности. Я могу теперь ослепнуть. Для меня важно прежде всего, чтобы власти почувствовали, что это им так не пройдет. Не знаю, наверное, в Польше женщины боятся говорить о том, что существующее законодательство никуда не годится.



Алексей Дзиковицкий: Ванда Новицка из Фонда для женщин говорит, что нынешнее законодательство, которое строго ограничивает количество ситуаций, в которых разрешается прерывание беременности, нередко становится причиной трагедий и как следует все равно не выполняется.



Ванда Новицка: Это подтверждают официальные данные правительства. В Польше ежегодно делается около 200 абортов, при том что в нашей стране более 10 миллионов женщин в детородном возрасте. Эти цифры никак не соответствуют действительности. Потребности женщин значительно более высокие.



Алексей Дзиковицкий: Тем не менее, одна из правящих в Польше партий - консервативная Лига польских семей предложила внести поправки в конституцию страны, которые позволили бы окончательно утвердить в основном законе запрет на прерывание беременности.


В настоящее время в параграфе 38 конституции Польши говорится, что человеческая жизнь охраняется законом. Политики Лиги польских семей хотят добавить к этой формулировке три слова - «с момента зачатия» для того, чтобы если в будущем к власти придут левые, они не могли немедленно либерализовать закон о планировании семьи.



Войцех Вежейский: С момента зачатия. Такие изменения не позволят никому нарушить тот хрупкий компромисс по этому вопросу, которого нам удалось достичь.



Алексей Дзиковицкий: Заявил один из лидеров Лиги польских семей Войцех Вежейский.


Выступая в парламенте, председатель этой партии, вице-премьер и министр образования Польши Роман Гертых призвал все политические силы страны, кроме посткоммунистов, поддержать предложенную поправку.



Роман Гертых: Я обращаюсь с горячим призывом, прежде всего к самой большой фракции парламента - "Право и справедливость", а также к депутатам фракций "Гражданской платформы", "Самообороны" и Польской крестьянской партии, поддержать наш проект. Польская католическая церковь много раз высказывалась против абортов, об этом неоднократно говорил и слуга божий Иоанн Павел Второй.



Алексей Дзиковицкий: Однако, по мнению оппозиции, предложение Лиги польских семей внести запрет на прерывание беременности в конституцию не имеет смысла - ведь для этого достаточно и законодательства о планировании семьи, принятие которого завершило в Польше один из наиболее горячих споров минувшего десятилетия.



Ян Рокита: Это очередная попытка использовать вопрос прерывания беременности для того, чтобы создать себе имидж резкой, радикальной партии. Ведь в Лиге польских семей хорошо знают, что большинство поляков выступают за то, чтобы закон о планировании семьи остался таким как есть сейчас. Это хороший закон и нет причин его менять.



Алексей Дзиковицкий: Говорит Ян Рокита - лидер крупнейшей оппозиционной парламентской фракции "Гражданская платформа".


Кроме того, эксперты полагают, что предложенные изменения конституции могут означать вообще полный запрет на прерывание беременности - даже в случае угрозы здоровью беременной женщины или в случае изнасилования.


Посткоммунисты считают плохим и нынешнее законодательство, заявляя, что женщины в данном случае должны иметь право самостоятельно принимать решение.



Войцех Олейничак: Закон, который мы имеем сегодня - не эффективен. Это плохой закон, который приводит к многочисленным трагедиям. Слишком много людей потеряли здоровье и даже жизнь из-за такого подхода к прерыванию беременности, который существует в Польше.



Алексей Дзиковицкий: Говорит Войцех Олейничак, лидер Союза левых демократов.


Депутат от этой же партии Изабелла Яруга-Новацка подчеркивает, что в случае, если Лига польских семей будет настаивать на поправках, то левые потребуют референдума. Именно путем плебисцита в 1997 году принималась последняя польская конституция.



Изабелла Яруга-Новацка: Конституция 1997 года была принята на общенациональном референдуме. Если бы такие изменения в ней были, то ни я ни огромное количество других польских женщин и мужчин никогда за новую конституцию бы не проголосовали.



Алексей Дзиковицкий: В разгар дискуссии над предложенными поправками свое веское слово сказал и президент Польши Лех Качинский. По его мнению все нужно оставить как есть и не вносить изменений в конституцию.


Консерваторы, однако, не складывают оружие, надеясь убедить в своей правоте две трети парламента, так, чтобы можно было принять поправки невзирая на возможное президентское вето.


С 1997 года поправки в польскую конституцию вносились только один раз - чтобы сделать возможной выдачу польских граждан, совершивших преступления на территории стран- членов ЕС, судам этих стран.


XS
SM
MD
LG