Ссылки для упрощенного доступа

Почему в России не хватает электроэнергии


Нехватка передающих мощностей мешает быстро ликвидировать дефицит электроэнергии в отдельных регионах за счет ее перетока из других
Нехватка передающих мощностей мешает быстро ликвидировать дефицит электроэнергии в отдельных регионах за счет ее перетока из других

Предстоящая зима станет для российской электроэнергетики не менее сложной, чем предыдущая, заявил на днях глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс, хотя синоптики и прогнозируют ее менее холодной. По оценкам компании, с дефицитом электроэнергии могут столкнуться 16 российских регионов. Чего не хватает больше - топлива для электростанций или самих станций?


Нехватку электроэнергии в России на фоне значительного роста спроса на неё часто объясняют, с одной стороны, нехваткой топлива для тепловых электростанций, большинство которых работает на газе, а с другой - нехваткой в России самих мощностей для производства электроэнергии. Последнее должно подразумевать, что действующие мощности загружены полностью.


Но в реальности таких мощностей не хватает лишь в отдельных регионах, например, в Москве или Тюменской области. В других регионах - на Северо-Западе, в Сибири или на Волге их даже в избытке, говорит аналитик инвестиционной группы «АТОН» Дмитрий Скрябин. По его словам, проблема, с одной стороны, заключается в нехватке газа. В том же Центральном регионе Псковская и Костромская тепловые электростанции – например, по этой причине загружены лишь на две трети.


Вторая проблема заключается в дефиците электросетей, то есть передающей инфраструктуры. Без них электроэнергию, дополнительно выработанную, например, в Сибири, передать даже на Урал не удастся. «Физически не хватает пропускной способности имеющихся сетей. Нужно либо их модернизировать, либо, скорее всего, просто строить новые», - полагает Дмитрий Скрябин.


Газ вместо газа


2/3 всей электроэнергии в России производят сегодня тепловые электростанции, примерно по 15-17% - атомные и гидростанции. Среди ТЭС доминирует работающие на газе - 2/3 производства в этом секторе. В целом на газовых станциях производится почти половина электроэнергии в России.


Более половины всего российского газа добывается сегодня на двух крупных месторождениях – Уренгойском и Ямбургском, где объемы добычи в последнее время заметно упали. Даже если «Газпром» и освоит в ближайшие годы новые крупные месторождения (Бованенковское на Ямале и Штокмановское на шельфе Баренцева моря), ему все равно не хватит газа, чтобы полностью обеспечить и внутренний спрос в России, и грядущие экспортные поставки, полагает аналитик инвестиционной компании «Антанта-Капитал» Александр Блохин: «Газпрому» не обойтись без того, чтобы использовать ресурсы независимых производителей. Если сегодня, как считается, их доля в общей добыче газа в России составляет 7-8%, то лет через 5-10 она возрастет до 15-20%, а то и более».


С одной стороны, газа не хватает электроэнергетике. С другой, используется он крайне неэффективно. В Европе на тех же объемах сжигаемого газа вырабатывается вдвое больше электроэнергии, чем в России, замечает Дмитрий Скрябин: «Поэтому речь идет не столько о строительстве новых станций или дополнительных поставках газа, сколько о новых технологиях».


В России в течение ближайших 10 лет можно расширять газовую энергетику, не увеличивая при этом масштабов потребления самого газа, соглашается руководитель Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков: «Потенциал сбережения газа в энергетике России составляет 180 миллиардов кубометров в год – треть его текущей добычи. Это и есть ресурс, который, на мой взгляд, нам следует использовать в первую очередь, а не переходить массово на уголь или строить атомные станции».


Почти четверть всей электроэнергии в России вырабатывают сегодня станции, работающие на угле и мазуте, однако о возможностях расширения производства всерьез можно говорить лишь в отношении угольных, полагает Дмитрий Скрябин: «Дело не только в том, что мазут стоит сегодня в России почти вчетверо дороже, чем газ, но и в низкой эффективности процесса сжигания жидкого топлива. При этом запасы угля огромны, а новые технологии его эффективного применения в энергетике с минимальным ущербом для окружающей среды уже задействованы во многих странах мира».


Тарифы и инфляция


Министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко заявил на днях, что к 2015 году тарифы на газ для промышленных потребителей в России должны быть повышены до 130-140 долларов за тысячу кубометров. То есть примерно в 3-3,5 раза по сравнению с нынешними, поясняет Александр Блохин.


Но уже сегодня, по его словам , РАО «ЕЭС России» закупает для своих газовых электростанций треть топлива по ценам, которые на 10-50% выше, чем тарифы, установленные правительством. Во-первых, есть «сверхлимитные» объемы газа, которые «Газпром», по закону, имеет право продавать дороже. Во-вторых, РАО «ЕЭС России», которому «газпромовского» газа не хватает, вынуждено прибегать к услугам независимых его производителей. «То есть уже сейчас за электроэнергию мы фактически платим в среднем по чуть более высоким тарифам, чем установленные государством. Если же допустить, что РАО “ЕЭС России”будет покупать весь необходимый ему газ по таким же “свободным”ценам, разумеется, тарифы на электроэнергию возрастут еще больше. Считается, что все это увеличение даст дополнительный прирост инфляции в целом по стране примерно на 1-2%», - говорит Александр Блохин.


Главный энергетик России Анатолий Чубайс еще летом предложил «Газпрому» вдвое повысить тарифы на газ для промышленных потребителей (что интересно, в том числе для самих энергетиков). Теперь РАО «ЕЭС России» на том предложении уже не настаивает, хотя в течение ближайших пяти лет планирует за счет нового строительства увеличить собственные генерирующие мощности примерно на 10%, для чего необходимо решить проблему поставок топлива на эти станции. «Газпром», со своей стороны, весьма неохотно идет на расширение поставок газа на внутренний рынок, где он продается в несколько раз дешевле, чем экспортный, отмечает Дмитрий Скрябин: «РАО “ ЕЭС России ” предложило, по сути, обмен: мы готовы принять повышенные цены на газ на внутреннем рынке, а вы нам - больше газа по этим ценам поставите!»


Но в таком случае необходимо повысить и тарифы на электроэнергию на 25-30%, считает Скрябин: «На мой взгляд, это и остановило процесс. В правительстве опасаются, что повышение энерготарифов на 30% может вызвать заметный рост инфляции. И потому РАО было рекомендовано обратить внимание на альтернативные источники, например, на уголь».






XS
SM
MD
LG