Ссылки для упрощенного доступа

Проблема петербургского Дома ветеранов сцены получила новое развитие после недавнего общения Владимира Путина с народом


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.



Андрей Шарый : Проблема петербургского Дома ветеранов сцены получила новое развитие после недавнего общения Владимира Путина с народом через Интернет и в телевизионном эфире. Президент, в отличие от Союза театральных деятелей России, обещал помочь престарелым актерам, но они все равно не знают, какова будет судьба их дома. Радио Свобода снова обращается к этой теме. Рассказывает корреспондент нашего радио в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : У Союза театральных деятелей России нет денег на ремонт дома, который еще в 1902 году великая русская актриса Мария Савина построила для престарелых актеров на Петровском острове в Петербурге. Дом и прилегающий к нему уникальный парк с именными деревьями, посаженными в честь известных актеров, всего 5 с половиной гектаров территории, является памятником федерального значения. Тем не менее, Союз театральных деятелей решил продать 4 гектара инвестору, компании «Система Галс», которая за это отремонтирует дом. Уже давно интересы 90 ветеранов сцены, живущих там, защищает главный редактор Петербургского театрального журнала Марина Дмитревская.



Марина Дмитревская : Существует письмо нашего губернатора Косткиной о том, что, владея этой землей, СТД не имеет права производить там какие-то действия. Например, там запрещено градостроительство. При этом Александр Александрович Калягин во всеуслышание объявляет, что на этих 4 проданных гектарах, переуступленных, будет построено нечто коммерческое – то ли жилье, то ли какие-то объекты. Совершается противозаконие.



Татьяна Вольтская : Две недели назад свое отношение к этой проблеме высказал глава петербургского Комитета по культуре, тогда еще секретарь Союза театральных деятелей России Николай Буров.



Николай Буров : Сегодня другого решения проблемы нет. Нам необходим инвестпроект для того, чтобы привести все это в состояние, необходимое на начало XXI века.



Татьяна Вольтская : Правда, он не одобряет продажу такого большого куска земли.



Николай Буров : Вот это неправильно. Потому что я предлагал продать менее 50 процентов.



Татьяна Вольтская : А вот что говорит по этому поводу жительница дома, член совета ветеранов сцены Нина Яковлевна Мазаева.



Нина Мазаева : У актера всегда есть сверхзадача – ясность, что ты хочешь сказать человеку. Так вот, этой ясности нас на протяжении двух лет все время обманывают – то продано, то не продано. Приезжают официальные лица, начиная с самого председателя СТД Александра Александровича Калягина, который за три года дважды был по 15 минут в нашем доме. Вот все, что он уделял нам, как ветеранам. Один раз в пальто за столом разговор шел, что, да, да, хотим все возродить, все сделать, но нам надо взять какой-то кусочек земли, чтобы этот кусочек продать и сделать все прекрасно для вас. Вы у нас будете во дворце жить.


Потом, значит, выясняется, что часть уже Савиновского дома продана. Как раз за этим столом председатель Союза узнает впервые. Он задает вопрос своему секретарю Смирнову, и тот, краснея и бледнея, что-то пытается объяснить.



Татьяна Вольтская : Ветераны сцены послали в Союз театральных деятелей письмо с запросом о том, что происходит и просьбой о помощи.



Нина Мазаева : Как только мы задаем вопрос – почему продаете, продали или не продали? – вечный ответ – нет, не продали. И только, когда решили задать вопрос и попросить президента помочь нам, здесь выясняется после ответа президента, что уже почти что-то продано, какие-то деньги взяты с этой ОО «Галс». И сам «Галс» выступает и говорит, что, да, мы готовы прямо сейчас же начать делать дворец для нас, но будут одновременно строить.



Татьяна Вольтская : Дело дошло до президента. Говорит Марина Дмитревская, которая недавно пыталась передать письмо актеров съезду Союза театральных деятелей.



Марина Дмитревская : 400 листовок с письмом 90 стариков, которые мы распространили по съезду, оно никак не было предано огласке. Аппарат Союза театральных деятелей ходил и сгребал все это в мусорные корзины. Я не знаю, какая сумма обстоятельств сыграла здесь свою роль, но каким-то чудесным образом в прямом эфире президент Владимир Владимирович Путин обратил внимание на письмо к нему ветеранов, и посоветовал этой богатейшей системе «Галс» просто выделить 5 или 6 миллионов долларов и отремонтировать дом. «Если у этой корпорации нет денег, мы добавим деньги из бюджета», - сказал он.


За три дня до съезда Александр Александровича Калягин был у президента. Был им принят, и попросил деньги на разнообразные программы. Президент выделил энное количество миллионов из бюджета на программы СТД. А в это время крупный землевладелец продает землю. Выручка от сделки должна была составить от 11,5 до 16,5 миллионов долларов. Разница в 10 с чем-то миллионов минимум долларов оказалась бы еще свободными деньгами Союза театральных деятелей. Очевидно, поэтому Союз театральных деятелей сейчас и не радуется тому, что землю можно и не продавать.



Татьяна Вольтская : Нина Мазаева – об Александре Калягине.



Нина Мазаева : Приехал уговорить ветеранов согласиться отдать землю. Кто за то, чтобы произошла реконструкция Дома ветеранов сцены? Поставьте вопрос – кто за то, чтобы продать часть земли? Но так как некоторые плохо слышат, некоторые плохо видят, 19 или 20 человек подняли руки за то, чтобы это свершилось. И вдруг мы слышим его интервью, где он объявляет, что большинство (почти 100 процентов) ветеранов согласны на продажу земли. Если говорить русским языком - это обман.



Татьяна Вольтская : Сразу же после высочайшего заступничества Путина, раздался голос питерских властей, которые предлагают содержать дом, если он будет отдан на баланс города. Марина Дмитревская.



Марина Дмитревская : За этот «вишневый сад» тягаются разные силы. Ветераны не имеют никакой информации об объективном юридическом положении дел. Я не понимаю, почему вообще возникают вопросы о передаче собственности. В выступлении президента была рекомендация просто помочь старикам. Ведь этот дом – это памятник как бы трем силам в начале века, которые были еще здоровом состоянии. Это памятник, с одной стороны, российской власти, потому что царь подарил землю. Это памятник русскому меценатству. И с третьей стороны – это памятник благородству наших коллег по театру, тех давних, которые, вообще, создали Русское театральное общество. Теперь ситуация демонстрирует нам абсолютный крах и падение всех этих трех сил. Ситуация все больше и больше запутывается. Добороться до того, что дом станет городским приютом, совершенно не хочется.



Татьяна Вольтская : Я позвонила первому заместителю председателя Союза театральных деятелей России Андрею Толубееву, но он сказал, что находится в полной растерянности и недоумении. Если «Система Галс» взялась помочь Дому ветеранов сцены, зачем же теперь отдавать его городу? Поэтому от всяких комментариев в микрофон Толубеев отказался до прояснения ситуации.


XS
SM
MD
LG