Ссылки для упрощенного доступа

Общественная организация "Наш дом - Кондопога" инициирует обращение к властям с требованием - амнистировать участников массовых беспорядков в городе в начале сентября


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Данила Гальперович.



Александр Гостев: Сегодня в Кондопоге начались предварительные слушания по делу Сергея Мозгалева, которого обвиняют в организации массовых беспорядков на межэтнической почве, произошедших в этом карельском городе 29-30 августа. Тем временем общественное объединение "Наш дом - Кондопога" начало сбор подписей под требованием амнистировать организаторов беспорядков.



Данила Гальперович: В Москве наклейками «Помни о Кондопоге» до сих пор обклеены многие вагоны метро, а в самой Карелии люди, по свидетельству многих наблюдателей, уже хотят поскорее забыть о произошедших там в конце августа событиях. В Кондоп о ге, которую местные жители называют на финский манер К о ндопогой, начинается процесс над тем, кого следствие считает организатором массовых беспорядков, а именно, погромов и поджогов. Сергей Мозгалев, которого за это судят, человек вполне известный и снисхождения не заслуживающий. Так считает активист местного отделения партии "Яблоко" Василий Попов...



Василий Попов: Этого товарища, естественно, надо судить, потому что он был исполнителем заказного убийства, отсидел, вернулся. Не успел вернуться - создал группировку, попытался "крышевать", рэкетировать этот ресторан (я не скажу, что этот ресторан сам по себе безупречен). И когда он натолкнулся на какое-то сопротивление, он стал зачинщиком драки, они избили бармена, который в свою очередь стал искать защиту среди этих чеченцев. Поэтому мне кажется, что его же судят не из-за того, что он был зачинщиком беспорядков, а его будут судить за его конкретные проступки. Защищать его никто не будет, потому что именно с ним, именно с этим человеком все понятно. Он никому не родной.



Данила Гальперович: Чеченцы, живущие в Кондопоге, уже почти все вернулись в город после того, как покинули его два месяца назад, опасаясь за свою жизнь. Ситуация вроде бы успокоилась, и 3 ноября сюда приедет карельский премьер Сергей Катанандов представлять местным чиновникам нового прокурора - старого уволили именно за то, что правоохранительные органы не смогли сразу взять ситуацию под контроль. Но даже при внешнем спокойствии понятно, что к процессу над Мозгалевым люди в Кондопоге будут относиться с большим вниманием: в беспорядках участвовало большое количество молодых людей, и их тоже, по идее, должны привлекать к суду. Местный политолог Анатолий Цыганков говорит, что есть даже общественная группа, которая добивается снисхождения к тем, кто поджигал чеченское кафе и выворачивал из земли ларьки.



Анатолий Цыганков: Существует группа людей, неформальное общественное объединение, которые выступали с идеей, первое, контролировать со стороны жителей города Кондопоги судебный процесс, и, второе, они хотели добиваться, чтобы в наименьшей степени пострадали в ходе этого судебного процесса люди, случайно или не случайно (молодые люди прежде всего) оказавшиеся в этой заварухе во всей. Там ведь было очень много людей, с погромом связанных. Естественно, все задержаны и, естественно, на них на всех были возбуждены дела, они участвуют в процессе. Речь идет о том, чтобы не допустить бессмысленного наказания этих подростков. Но речь не шла о том самом человеке, совершившем преступление.



Данила Гальперович: Действительно, общественная группа существует, и ее лидер Юрий Захарнев убежден, что у возможного снисхождения к буйной молодежи есть серьезные причины.



Юрий Захарнев: Если раньше не было профилактики никакой со стороны милиции, властей и даже самих горожан... Людей поставили в такие условия, что они вынуждены были это сделать. Не то, что мы хотим сказать, что да, все, отпустите и погладьте по головке... Какое-то снисхождение чтобы им оказали, люди-то, можно сказать, действовали в состоянии аффекта. Сейчас они будут привлечены к ответственности и за это могут получить срок, потому что люди выказали свою гражданскую позицию, может быть, и неправильную, да, они совершили деяния, но, представьте, дошло до того, что в своем городе людей режут, убивают, понимаете? И вот именно этот ресторан "Чайка" - это как символ зла.



Данила Гальперович: У событий в Кондопоге было громкое политическое эхо на федеральном уровне: на произошедшее обратил внимание Кремль, руководители местных правоохранительных органов были выгнаны с работы, а политические партии начали пользоваться названием Кондопога как термином. Активист карельского "Яблока" Василий Попов рассказывает о том, как именно политики пользуются ситуацией.



Василий Попов: До выборов две партии использовали это на полную катушку - "Единая Россия", которая налево-направо заявляла, что берет ситуацию под контроль, и партия ЛДПР, которая выпустила листовку "Русских убивают на их же земле". А все остальные партии решили не вмешиваться, потому что слишком тонкая материя, всем все понятно. Когда речь идет о такого рода конфликтах… и при этом говорить про то, что на самом деле сам-то губернатор тут не при чем, президент тоже не при чем и федеральная власть не при чем...



Данила Гальперович: Сейчас наиболее часто Кондопогу вспоминают ЛДПР и бывший лидер партии "Родина" Дмитрий Рогозин. Он уверен, что просьбу о снисхождении к погромщикам надо поддержать.



Дмитрий Рогозин: Да, конечно, по той простой причине, что бездействие власти, халатность власти вынудила людей заниматься самосудом. Я не приветствую самосуд, я категорический его противник. Но надо понимать, что в той конкретной обстановке, когда там были рецидивы уже бездействия властей в отношении как раз преступности в городе, вообще, в регионе, люди просто понимали, что это в очередной раз все спишут на мелкое хулиганство, никто не виноват. Это просто был некий такой бунт, некое такое восстание людей не против власти, а против беспредела этнической преступности.



Данила Гальперович: Рогозин говорит, что вообще-то рассматривать такие ситуации должна Государственная Дума. Бывший лидер "Родины" полагает, что, не согласившись начать парламентское расследование по Кондопоге, прокремлевское большинство лишь усугубляет проблему.



Дмитрий Рогозин: Мы считаем, что должна быть все-таки создана парламентская комиссия по расследованию причин, которые привели к этой катастрофе, я считаю, потому что это даже не трагедия, а катастрофа, имеющая серьезнейшие последствия для всей страны. Катастрофа, когда власть продемонстрировала полное равнодушие к тому, что происходит на территории, подвластной ей, когда она сотрудничает фактически с этническими преступными ордами, группами, они бесчинствуют, и это приводит к тому, что люди уже сами начинают каким-то образом заниматься самозащитой. Естественно, в тех формах, в которых люди могут это организовать в условиях отсутствия власти вообще. Парламентская комиссия должна быть и никакие иные действия прокуратуры, расследующей конкретные преступления, не могут заменить парламентское расследование, потому что прокуратура занимается общеуголовными вопросами, а нам надо понять причины, что происходит в России, откуда это все взялось и как с этим быть нам дальше.



Данила Гальперович: Эксперты говорят, что на самом деле крутой замес бессилия или коррумпированности местных администраций, криминального влияния в малом бизнесе и ксенофобских настроений - это очень взрывоопасный рецепт, ингредиенты которого встречаются в небольших городах по всей России.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG