Ссылки для упрощенного доступа

До 97 процентов книжного рынка в мире занимает так называемая массовая литература


Программу ведет Полина Ольденбург. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Полина Ольденбург: По некоторым оценкам, до 97 процентов книжного рынка во всем мире занимает так называемая массовая литература. Тем не менее, и элитарная литература не уходит с рынка, продолжает занимать свою нишу. В Петербурге тоже есть издательства, занимающиеся выпуском таких книг.



Татьяна Вольтская: Понятие массовой и элитарной литературы, вопреки расхожему мнению, появилось не сегодня. Еще в средние века в разных странах существовала фольклорная словесность и ее переделки, книжки с картинками «для простецов», лубочные издания, сборники назидательных текстов для повседневного обихода, то есть народная или популярная литература, а рядом с ней была литература придворная, аристократическая, «ученая». Но глубокий раскол литературы на элитарную и массовую появился только в новейшее, индустриальное и постиндустриальное время, со становлением писательства как профессии и выходом литературы на свободный рынок. Сегодня около 10 процентов россиян вообще не читают художественную литературу, 20 процентов читают только детективы, остальные, судя по опросам, предпочитают легкое чтение, не требующее специальной подготовки и больших мыслительных усилий. Несмотря на это, продолжает пользоваться спросом и интеллектуальная литература, причем есть издательства, для которых важно не просто выпустить хорошую книгу, но сделать это качественно.


Книга издательства «Вита Нова» - это прежде всего книга художника, так и называется одна из серий, в которой изданы «Слово о полку Игореве», «Алиса в стране чудес». Есть серии - «Варварская лира», «Жизнеописания»; в серии «Рукописи» мое внимание привлекла знаменитая книга Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом», оформленная как канцелярская папка с историей болезни. Говорит автор иллюстраций Олег Яхнин.



Олег Яхнин: И обложка, и паспорт - это уже серия. Это не первая книга из этой серии, уже была «Лолита», Хармс был, вот это сейчас. У них так заведено - обязательное оформление. Мое - это сами сюжеты, само настроение внутри. То, что сзади шрифты идут такие, полусумасшедшие, перепутанные, что есть цветные образы и черно-белые рисунки сюжетные - я, естественно, это придумал.



Татьяна Вольтская: Портреты обитателей сумасшедшего дома очень выразительны.



Олег Яхнин: Я никого не придумывал. Я сначала читал текст, он же почти всех героев характеризует. Кого он не очень подробно описал, кто сегодня не очевиден, я, конечно, додумывал сам, представлял, какой он.



Татьяна Вольтская: Небольшая часть тиража книг из серий «Фамильная библиотека» и «Рукописи» оформлена особым образом, есть пронумерованные экземпляры с авторскими оттисками гравюр, иногда выпускаются даже именные экземпляры с переплетами ручной работы - для больших любителей редкой книги и коллекционеров.


XS
SM
MD
LG