Ссылки для упрощенного доступа

По мнению военного эксперта Александра Гольца, изменить ситуацию в Ираке США не сможет до тех пор, пока остается цивилизованной страной


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие военный эксперт Александр Гольц.



Андрей Шарый: Известный российский военный эксперт Александр Гольц работал в американских военно-исследовательских центрах. Он хорошо осведомлен о внутреннем устройстве американской армии, знаком со многими видными американскими военными экспертами и военными. Беседу с Александром я начал с вопроса о том, как американское военное командование относилось к Дональду Рамсфелду.



Александр Гольц: Отношение было довольно двойственное. С одной стороны... Ну, надо понимать, что военная среда весьма консервативна не только по политическим взглядам, но и в военном отношении. Рамсфелд, модернизатор вооруженных сил, далеко не всегда находил понимание у военных. Он никогда не действовал бюрократически, а всегда действовал так, как привык действовать в рамках частной компании - принимал самостоятельно решения, часто не ставя в известность комитет начальников штабов, иногда даже при разработке серьезных решений комитет начальников штабов не принимал участия в разработке этих решений. Это одна часть истории. Вторая часть истории, конечно, заключается в том, что это поколение американских военных воспитано на принципах, которые приписывают Колину Пауэллу, на самом деле их несколько раньше сформулировал шеф Пентагона когда-то Фрэнк Карлуччи. То, что военная мощь должна применяться одномоментно для достижений на поле боя, после чего войска должны немедленно выводиться, никакой оккупации, никакого втягивания в длительные наземные операции. Все эти принципы были нарушены, и последствия не замедлили сказаться. В какой-то момент страна, которая твердо знает, что она военная супердержава, единственная военная супердержава… это вызывает помутнение в головах политиков, им начинает казаться, что военными средствами можно решить любую проблему.



Андрей Шарый: Есть ли какая-то особая парадигма у отношений гражданского министра обороны (ну, пусть человека с опытом спецслужб, как у будущего министра обороны, но не такого, как Колин Пауэлл был, который был в свое время начальником комитета начальников штабов) и армейскими генералами?



Александр Гольц: Существует так называемая "англосаксонская система управления вооруженными силами". Американцы приняли у британцев эту систему. Она заключается в том, что вооруженными силами руководит президент через министра обороны, который является политиком. Высшие военные, вот эти самые люди в комитете начальников штабов, являются не более как советниками при министре обороны и президенте США. Они дают советы, коим министр волен следовать или не следовать. Причем в настоящее время министр обороны непосредственно отдает указания командующим оперативными командованиями США, которые ведут, например, разработку и планирование каких-то операций.



Андрей Шарый: С точки зрения военного искусства, военной стратегии что может сделать новый министр обороны США для того, чтобы изменить ситуацию в Ираке?



Александр Гольц: Ничего, на мой взгляд. Одному глубокому очень американскому аналитику, отставному генералу принадлежит изречение, которое мне кажется определяющим: "Цивилизованная страна не может выиграть партизанскую войну до тех пор, пока не перестанет быть цивилизованной". Партизанскую войну можно выиграть (выиграть - в смысле только одержать победу) исключительно прибегая к геноциду. Ни одна партизанская война в мире не была выиграна цивилизованной страной.


XS
SM
MD
LG