Ссылки для упрощенного доступа

Соратники Кадырова просят президента Чечни освободить кресло


«Кадыров из просто жандарма в одночасье превратился в жандарма-хозяйственника»
«Кадыров из просто жандарма в одночасье превратился в жандарма-хозяйственника»

Ряд видных чеченских политиков потребовали от президента Алу Алханова оставить свое кресло в пользу Рамзана Кадырова. Представляющий интересы республики в Совете Федерации Умар Джабраилов сказал, что «не понимает, почему Алханов не найдет в себе мужества сложить полномочия и передать власть». Глава парламента республики Дукваха Абдурахманов предложил более экстравагантный вариант. Он считает, что Народное собрание Чечни может выдвинуть кандидатуру нового главы республики прямо сейчас, до истечения президентского срока Алханова.


Пресс-служба Рамзана Кадырова отстранилась от этих призывов. В ее заявлении говорится, что чеченские политики действовали по собственной инициативе. Представитель самого президента Алханова от имени своего патрона сообщил, что тот в отставку не собирается. Аналитики расходятся во мнениях, какова вероятность скорой смены первого лица республики.


Чешский эксперт по Северному Кавказу Томаш Вршовски не сомневается, что рано или поздно Рамзану Кадырову удастся отправить Алханова в отставку и саму стать президентом. Но этот момент ознаменует собой и конец его собственной политической карьеры:


- Затем его уберут. Не знаю, произойдет ли это из Кремля, или это будет какая-то другая группировка внутри Чечни, но это будет последний этап его правления в Чечне. Когда он встанет на самой вершине власти, он будет непосредственно ответственным за то, что в Чечне творится. Будет очень хорошо видно, что он делает. Он станет официальным представителем политики Кремля в Чечне. Но его политика уже не будет устраивать Кремль. То, что он делает сейчас, конечно, не очень выгодно для [ имиджа ] России за границей.


Чеченский политолог Руслан Мартагов также считает, что Кремль не решится поменять формат своего правления в регионе:


- Делать из этого факта (открытых требований отставки Алханова – РС) далеко идущие выводы не приходится. Мы лишний раз убедились в неуемном желании Кадырова стать президентом, и абсолютную неспособность Алу Алханова, назначенного президентом Чечни тем же Путиным, к мужскому поступку.


- Если до сих пор удавалось маскировать то, что происходит на Северном Кавказе (в особенности, в Чечне), пряча все это за референдумы так называемые, за «выборы», то если сейчас сделать такой шаг, это выходит наружу. Поэтому не думаю, что на это пойдут.


- В принципе, какая разница, кто там будет - Алханов ли, Кадыров. Ни за того народ не голосовал, ни за этого не будет. Объединителями общества никто из них не может стать по определению. Да и объединять общество никто не хочет. Им нужна территория регулируемого конфликта. Конфликт прекращается только тогда, когда общество объединяется вокруг какой-то идеи, выраженной личностью. Но нам (чеченскому обществу – РС) этого не позволяют сделать. Нам не позволили ни в первые выборы, когда [ Ахмата ] Кадырова «выбирали», ни во вторые выборы.


А вот возглавляющий информационное агентство Caucasus Times Ислам Текушев полагает, что вероятность скорой смены власти в Чечне весьма велика:


- Кремль уже может пожертвовать Алхановым. Если раньше его считали, хотя и недостаточно сильным, но все же противовесом Рамзану Кадырову, от которого непонятно чего можно было ожидать, то сегодня Кадыров кардинально поменял амплуа. Сегодня на его офисе новая табличка, на которой слова «палач» и «убийца» заменены на «строителя» и «управленца». Даже в своей профессиональной сфере Кадыров начинает устанавливать некие правила игры. Садистский беспредельный произвол, бывший визитной карточкой кадыровских силовых подразделений, вошел в некую форму. Он не изменился по сути, но стал дозированным, применяется не по любому поводу, а в случае необходимости.


- Сегодня Кадыров зачастую предпочитает договариваться с теми оппонентами, которых раньше он считал необходимым уничтожать физически. Приведены в относительный порядок и требования, выдвигаемые различными чеченскими политиками (естественно, с ведома Рамзана) к федеральному центру. Уже нет былых претензий на полный контроль над чеченской нефтью. Из проекта договора о разграничении полномочий, который представлял Чечне исключительные и [ даже ] суверенные права, убрано большинство моментов, крайне раздражающих федеральный центр. Подвинулись чеченцы и в тесте законопроекта об особых экономических условиях предпринимательской деятельности.


- Рамзан Кадыров понял, что времена изменились. Такой Кадыров, послушный, готовый договариваться, вполне может устроить Кремль уже в качестве самостоятельной политической фигуры. Всем понятно, что Рамзан [ просто ] не может ограничить свои амбиции. А это означает, что Алу Алханов, которого будут и дальше выталкивать из президентского кресла, из фактора, обеспечивающего стабильность ( когда необходимо было сдерживать безумного Рамзана ) , превращается в фактор дестабилизирующий. Надобность в противовесе отпала.


- У федеральной власти установилось очень понятное, легко прочитываемое отношение к Чечне, да и к Кавказу в целом. Ничто так не дорого российскому президенту, как видимая стабильность. Не так важно, каким способом она обеспечена, и насколько прочна. Это как раз и угадал Кадыров, который из просто жандарма в одночасье превратился в жандарма-хозяйственника. Его дело теперь, раз уж война завершена, энергично поднимать республику из руин. Очень похоже, что по мере приближения к президентских выборам в России, чтобы исключить вероятность даже намека на конфликт в коридорах чеченской власти, в Кремле примут решение о достойно оформленной отставке Алханова.


XS
SM
MD
LG