Ссылки для упрощенного доступа

Почему Россия не Турция. Потемкинские выборы. Политэмигрант Немцова


Опечаленный Реджеп Эрдоган
Опечаленный Реджеп Эрдоган

Может ли российская оппозиция достичь успеха вопреки "атмосфере ненависти"?

Навальный сегодня выступает в Костроме, продолжая турне по регионам, где проходят праймериз "демократической коалиции". Можно загадывать, прозвучит ли на сегодняшнем митинге слово "шубохранилище" - скорее всего да:

Если, конечно, митинг состоится:

Опыт Новосибирска кому-то в АП, кажется, не очень понравился:

Новости борьбы с оппозицией в регионах, где она проявляет активность, вполне предсказуемы:

Sergey Fadeyev
Вот какая фигня происходит с выборами в Калуге.
5 июня Законодательное Собрание на экстренной сессии по команде губернатора Артамонова приняло внесенные накануне в обед поправки в закон о выборах депутатов ЗакСа, установив, что проверке подлежат все 100% подписей (а не 20%, как ранее) в поддержку выдвижения кандидатов и партсписков (4 парламентских партий это не касается).
Закон о поправках будет официально опубликован в газете "Весть" в завтрашнем номере. Поправки вступают в силу через 10 дней со дня опубликования (то есть, 19 июня).
Официально назначить дату выборов (на единый день голосования 13 сентября) ЗакС обязан не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. То есть самый последний день - 14 июня.
Но тогда принятые 5 июня поправки не успеют вступить в силу, следовательно, выборы пройдут по закону в прежней редакции, а облизбирком будет проверять всего 20% подписей.
Что же делать?
Великие артамоновские комбинаторы придумали финт ушами. Они назначили сессию ЗакСа на 14 июня, но сессия будет сорвана! Это же воскресенье, депутаты разъедутся по дачам (а кто сам не поедет, того пинками выгонят из дома). В любом случае: НА СЕССИИ 14 ИЮНЯ КВОРУМА НЕ БУДЕТ! Вопрос уже решен на уровне губернатора.
Раз не будет кворума, то дату выборов не назначат!
В этом случае закон обязывает облизбирком самому назначить дату выборов в срок не позднее чем за 80 дней до дня голосования, то есть не позднее 24 июня. К тому времени поправки вступят в силу.

У Владимира Милова - более глобальная картина.
По поводу гонений на фонд Зимина, помимо оханий и аханий, мало кто упоминает реальную причину.

В Кремле считают Зимина одним из спонсоров оппозиции, и собираются зачищать перед выборами 2016 года всех, кого они считают таковыми спонсорами.

А также собираются расстреливать и травить лидеров оппозиции. А также выступают на коллегии ФСБ с предупреждениями о том, что готовиться к этим выборам - важнейшая задача ФСБ. А также готовы изменения чуть ли не в Конституцию вносить, чтобы эти выборы сдвинуть всего лишь (!) на три месяца. На три месяца, Карл.

Страшно <боятся> они этих выборов, страшно.

В комментариях у Милова (и, конечно, не только там) - дискуссия о том, есть ли чего бояться: дело не только в полумифических "86 процентах", сколько в абсолютном сосредоточении в руках власти административного ресурса. Олег Кашин на "Немецкой волне" разъясняет, почему, по его мнению, в региональных выборах (да и в выборах 2016 года) участвовать не только бесполезно, но и вредно. Главный аргумент - потому что выборы - это потемкинская деревня:

Ты едешь по России, видишь, как вдоль дороги разворачивается предвыборная борьба с напряженной интригой и непредсказуемым результатом, но стоит подъехать поближе - а там только картонные силуэты.

За этими силуэтами скрывается совсем другая политическая система: без интриг, праймериз и дебатов. Централизованная система избирательных комиссий, полностью подконтрольная исполнительной власти, региональные законодательные собрания, чья функция - одобрять решения региональных правительств, которые, в свою очередь, подконтрольны администрации президента.

Дальше Кашин описывает несколько выстроенных Кремлем эшелонов защиты своей власти в регионах (от "простого" админресурса до ареста оппозиционных мэров - если им каким-то чудом и удастся победить на выборах).

Роль оппозиции в такой системе - декоративна по умолчанию, более того - эта декоративная роль власти даже необходима, потому что иначе ей придется самостоятельно маскировать безальтернативность и бессмысленность выборов. Московские оппозиционеры, идущие на выборы в регионах, берут на себя роль добровольных помощников власти.

Вывод такой:

Власть в России может смениться только в результате внутренних противоречий, и если сложившаяся система начнет рушиться, опыт региональных предвыборных кампаний - это будет последнее, что понадобится оппозиционерам, если они всерьез захотят на что-то претендовать.

Alex Below

Я хочу такой вариант: после Путина придет условный Горбачев и решит провести свободные выборы. Ну и Навальный с командой будут на сильных позициях.

Кто бы не хотел такого варианта. Впрочем, сторонники того, чтобы делать что-то здесь и сейчас, не дожидаясь Горбачева, в воскресенье получили дополнительный аргумент в пользу своей позиции.

Ilya Zaslavskiy

Все верно и даже не понятно, как можно обезопаситься. Но вот это вдохновляет. Если в Турции можно перебить эту систему, то и в России, надо надеяться, есть шанс

Режим турецкого президента Реджепа Эрдогана действительно иногда сравнивают с путинским. И, действительно, правящая партия на воскресных выборах в Турции потеряла большинство в парламенте.

Политологический анализ возможных последствий публикует Forbes.ru, его автор - Андрей Жвирблис. По его мнению, итоги выборов спасли Турцию от авторитаризма и ползучей исламизации:

и Европе, и России было бы выгодно, чтобы Турция сохранилась как демократическое и светское, а не авторитарное государство во главе с султаном, пусть даже он будет называться президентом. Результаты воскресных выборов дают хоть и не очень твердую, но надежду на то, что период сползания Турции в сторону консервативной общественной модели завершен.

А виноват во всем, конечно, Обама:

Сергей Марков

США усиливают давление на Эрдогана. США вмешалась в эти выборы на стороне противников Эрдогана. И будут его давить дальше, а возможно и свергать.

А вот политический союзник Маркова Егор Холмогоров поражению Эрдогана рад - теперь, скорее всего, не будет "Турецкого потока" (а значит, Путин с новыми силами бросится отвоевывать Украину - чего он, Холмогоров, и желает):

Очень хорошая новость - поражение партии Эрдогана.

Еще одна фальшивая соломинка кремлинов обламывается.

Все фальшивые соломинки, за которые они хватаются, чтобы ничего не делать на главном фронте, обламываются одна за другой.

Osman Pashayev тоже рад:
Турция без АКП. Случлось. Сейчас я думаю , как хорошо, что таксимские события не привели к свержению Эрдогана и хаосу. Таксим расшевелил гражданское общество и оно победило два года спустя, хотя казалось - протесты подавили. Это не победа ататюркистов или курдов. Это победа здравого смысла.

"Без АКП" - это, конечно, преувеличение (правительство без партии Эрдогана сформировать вряд ли возможно); но в России и о том, чтобы "ЕР" имела в Думе менее 50 процентов мест, пока приходится лишь мечтать. Но, может быть, параллели возможны? Наиболее проникновенную оду на поражение турецких исламистов написала Екатерина Шульман:

Турцией я интересуюсь, это занимательный гибридик вроде нашего, с особенностями, скрепами, Великолепным веком, борьбой с общественными организациями, твиттером и Америкой (при том, что Турция - член НАТО) и повсеместными плакатами с президентом, у которого глаза эдакие грустные и озабоченные. Сегодняшние результаты выборов спасли его от виселицы, хотя он этого пока не понимает. Мы эту музыку знаем: сперва конституционное большинство, потом новые полномочия, продление сроков, победоносная борьба с внутренними врагами, консолидация всего, потом с соседом повоевать, потом какое-нибудь шумное нацменьшинство повырезать, в деревню газу поражающего напустить, слово за слово, и вот уже с некоторой военной поддержкой извне тебя вешают при большом стечении народу, под рукоплескания благодарных избирателей. А где же 86 %? А вон они, статую веревкой тащат, запыхались. Это сценарий горячий, ближневосточный, у нас все медленней и холодней и не так зрелищно. Что останавливает на этом роковом пути, пока еще не поздно? Не бог, не царь и не герой, и даже не иностранная оккупация. А собственные политические институты, пусть чахлые, наносные и имитационные. Какая-никакая многопартийность. Хиленькая, но пресса. Тут-там избирательная комиссия поприличней. Может, забредший наблюдатель какой. И вот уже набрали много, но не настолько много, большинства не получили, какие-то левые курды в парламент пролезли, вместо новой конституции на веленевой бумаге с тиснением - формирование коалиционного правительства, торговля и компромиссы. Есть время взглянуть судьбе в глаза.

В комментариях завидуют Турции. И (несмотря на все претензии к нему) хвалят Эрдогана - выборы, очевидно, прошли честно.

Рыклин Александр

Эрдоган, как ребенок, честное слово... Сначала же надо политическую систему разрушить, институт выборов уничтожить, а потом уже замахиваться... В обратном порядке не получается...

Anton Khodakovsky

Екатерина, я как человек, который это видит изнутри, могу сказать, что в данном случае снисходительность несколько неуместна.
Наблюдатели на вчерашние выборы валили валом, никого упрашивать не нужно было. Процесс выборов и агитация в Турции далеки от чахлости настолько, насколько возможно -- голосуют практически все, кто может. Традиционного российского пофигизма "да чо тут выбирать, они все одинаковые" тут и близко нет.

Текст Максима Артемьева на "Слоне" так и называется - "Почему Эрдоган не Путин":

Турецкие парламентские выборы наглядно показали, имеется ли в стране демократия. Ведь Реджеп Эрдоган давно уже превращен мейнстримными СМИ в авторитарную фигуру – пусть не такую одиозную, как Путин, но идущую по его пути. Однако настойчиво проводимые параллели между РФ и Турцией в реальности не так однозначны. <...> За Эрдогана и его партию электорат не держится как за спасителей – в отличие от России. Граждане Турции прекрасно сознают, что их вполне можно заменить другими политиками. Грубо говоря, наличие реального выбора и разнит Турцию с Россией.

В общем, Эрдоган не Путин, Турция не Россия, но можно ли использовать хоть что-то из турецкого опыта для политической борьбы в России? Оригинальная идея у Тимура Олевского:

Ой, вот сейчас будет какой-то странный политический вопрос. Дилетантский. Но всё же. Всё же!!! Если в Турции, вопреки всему. Спустя годы в парламент прошла курдская партия, может ли в России в парламенте появиться осмысленная легальная чеченская партия? Или объединенная кавказская партия. И разве это не решит кучу вопросов?
PS. А я проголосую за такую, если будет нужно, чтобы ЕР лишилась большинства. Как с курдской партией вышло в Турции. И если надо будет проголосовать за нее, чтобы вынести ЕР за 50%, вот это будет круто. Вот это повод поговорить о мире и взаимопонимании.

На что в комментариях отвечают, что такая партия уже есть, и это как раз "ЕР".

Свои аргументы находятся и у пессимистов. Михаил Берг на "Каспарове" полагает, что видимая пассивность сторонников Путина (тех самых "86 процентов") не должна обнадеживать - скорее всего, пропаганда добилась своего, а именно - молчаливого согласия "общества" на дальнейшее "закручивание гаек":

Что же касается предположения, что имперский крымнашизм – это пассивная и иллюзорная субстанция, не реализуемая делами, то какими еще собственно делами, кроме подтверждения легитимности начатой войны против Украины, должна проявиться в реальности эта поддержка? Антивоенными митингами? Их устраивают оппоненты 86 процентов. Отказ воевать и гибнуть в Донбассе? Публичный плач по убитым? Этого не происходит.

И мандат на расширение масштабов войны у властей есть, потому что символическое подтверждение восстановления образа советской империи в тех пределах, в которых это окажется возможным для властей, уже получено.

Как распорядится власть тем символическим заказом, который она получила в обстоятельствах нехватки материальных и демографических ресурсов, – дело власти. Но свое дело 86 процентов сделали (и продолжают делать), соглашаясь на войну от их имени. И на структурную фундаментализацию общества.

Уехавшая на днях из России Жанна Немцова заявила в интервью лондонской Times, что ситуация "ухудшается очень быстро", и подтвердила РБК, что получала угрозы:

В беседе с корреспондентом британского издания Немцова возложила на Кремль «политическую ответственность» за убийство ее отца, который был застрелен в Москве в начале этого года. Она не стала раскрывать The Times свое точное местонахождение, сказав, что не знает, вернется ли она когда-нибудь на родину.

Сегодняшняя колонка Жанны Немцовой в "Ведомостях", посвященная "атмосфере ненависти", таким образом приобрела дополнительное звучание:

Российская пропаганда убивает. Она убивает не только разум и здравый смысл, но и буквально убивает. Трагическая гибель моего папы 27 февраля 2015 г. – это политическая расправа, персональную ответственность за которую несут в том числе и работники федеральных каналов (телечиновники), долгие годы методично разжигавшие ненависть к нему и другим оппозиционерам, которым создали образ «национал-предателей». Сама по себе пропаганда не преступление. Это часть информационной реальности современного мира. Преступление – использовать пропаганду для подстрекательства к противоправным действиям, насилию и войне.

Немцова сравнивает российскую пропаганду с пропагандой радиостанций хуту против тутси перед геноцидом в Руанде.

Путинская информационная машина, подобно нацистской и руандийской, использует преступные методы пропаганды, сеет ненависть, которая порождает насилие и террор. Главный прием – дегуманизация атакуемой группы. Российские оппозиционеры предстают в путинских СМИ «чужими» по аналогии с монстрами из одноименного боевика. Дегуманизация позволяет упростить переход моральной грани, снять внутренний запрет на убийство. От отношения к группам населения не как к таким же людям, а как к «чужим», «тараканам» или «национал-предателям» один шаг до убийства неугодных.

По мнению Жанны Немцовой, международные санкции могут стать эффективным средством борьбы с пропагандистами:

При полной безнаказанности преступной пропаганды внутри страны единственным способом хоть как-то обуздать ее могут стать международные санкции, в том числе запрет въезда особо отличившихся пропагандистов в ЕС и США. Серьезным наказанием для псевдожурналистов может стать и замораживание активов за рубежом.

Boris Grozovski
И ведь ни одна ***, ни даже органы никакие не поверят, что заказывая на прошлой неделе и редактируя сегодня эту статью, я ничего не знал о политэмиграции автора, а узнал о том только в 23.50, уже после сдачи номера. "Так случайно совпало", гражданин начальник, или В нужное время в нужном месте:)))))

Timothy Dziadko
Я узнал о намерении моей коллеги Жанны Немцовой покинуть страну еще некоторое время назад, не от нее. <...>
Добавлю от себя. Не торопитесь с решениями и выводами. Все, кроме смерти, поправимо в этой жизни.
И еще. Если физически можно убить любого человека - оппозиционера, депутат региональной или федеральной Думы, бизнесмена, журналиста, адвоката, провластного активиста, руководителя региона, премьера и или даже президента, etc., - память о любом из перечисленных и не перечисленных убить невозможно. Никому. Каким бы профессионал бы не был киллер и каким бы могущественным у него не был бы заказчик. Невозможно и все тут.

Скептический комментарий Антона Николаева:

был в пензе много общался с людьми на улице за политику - немцова не жалко им совсем. "еще одного жулика убили" им в общем-то мозгового надо, а не немцова. вообще когда инопланетянину-москвичу приходится обсуждать политику где-нить за мкадом, ему начинает казаться что его тролят. странное ощущение, психодел, как будто монетка третьей стороной упала или ложка согнулась от силы мысли как в матрице.

Посмотрим, что сегодня скажут Навальному в Костроме.

XS
SM
MD
LG