Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Дети, которые вдохновляют


Кинолагерь "Крылья" Kinolager "Wings"
Кинолагерь "Крылья" Kinolager "Wings"

"Каждый такой проект – персональный вызов, и мы становимся выше себя после каждого сделанного с детьми фильма"

В России шансы на полноценное образование, и общее, и дополнительное, детей с ограниченными возможностями так ничтожны, что стали появляться благотворительные проекты, средства на которые собираются, что называется, с миру по нитке.

То, чем должно осознанно и планово заниматься государство, спонсируют самые разные люди, перечисляющие деньги на Планета.ру, для такого проекта, как кинолагерь «Крылья», куда из разных городов приехали ребята, больные несовершенным остеогенезом. Во второй раз некоммерческая организация «Детская социальная киностудия» таким вот частным образом смогла расширить пространство, которое чиновники который год обещают сделать доступным буквально для каждого. Первый раз страдающие иммунодефицитом ребята снимали короткометражный фильм прямо в Российской детской клинической больнице.

И кино здесь выбрано не только потому, что это привлекательная для детей сфера, это еще и очень правильный формат для развития. Более того, участие в проекте с настоящими профессионалами – актером, оператором, аниматором и пр. может поддержать самые смелые мечты, веру в собственные силы, чем бы ты не был болен. Ведь именно кинопроизводство, как и театр, дает возможность попробовать себя в том направлении, где у тебя лучше получается: писать сценарий, озвучивать, снимать на камеру, ставить сцены. Не говоря уже про социализацию, умение работать в команде, чему так трудно научиться, не выходя из дома.

Однако не менее важный опыт получают и те, кто с особыми детьми занимается, учит снимать кино. Это приобретение не педагогического и не профессионального характера, хотя и то и другое, безусловно, пополняются. Как объяснил один из волонтеров проекта, оператор Юрий Румянцев, это «опыт, проходя через который, ты понимаешь, что прежним уже не будешь».

Как рождаются идеи таких проектов и почему люди на волонтерских условиях готовы в них участвовать Радио Свобода рассказали художественный руководитель Детской социальной киностудии Мария Сопова, оператор Юрий Румянцев и художники-аниматоры Денис Литвин и Дарья Лукьянова.

Мария Сопова, художественный руководитель Детской социальной киностудии:

- Мне кажется, кино «показано» всем детям без исключения, и обычным тоже. Раньше мы существовали в Санкт-Петербурге, как экологическая киностудия, снимали экологическое кино, но потом начали заниматься и с социальными группами. Первая такая группа в Санкт-Петербурге – дети из среды социального риска, с приводами в милицию, из многодетных семей, в общем, сложные дети. С ними мы сняли наш первый социальный ролик, он был тоже экологический, но наша главная задача заключалась в их реабилитации. В Москве мы занимались с детьми, страдающими первичным иммунодефицитом, прямо в Российской детской клинической больнице сняли короткометражный фильм по их идее. А потом у нас была группа обычных детей, но, как считается, из неблагоприятного района – из Бирюлево. Тема была нам заранее задана, о толерантности, но сюжет подростки придумывали сами. Мы вообще во всем стараемся отталкиваться от детей, от их мыслей и идей.

Когда в проект в Бирюлево набирали детей, устроили конкурс, им надо было писать заявку, прислать творческие работы. Но на самом деле, лично для меня важно выявить желание ребенка, его мотивацию. То есть, у нас нет отбора по творческим способностям. Если человек может внятно мотивировать свое желание участвовать в нашей киностудии, он, считай, отбор уже прошел. Конечно, там было сложно, поскольку тему проекта нам задали изначально. Культурный центр "Дружба" выиграл грант у государства и пригласил нас для исполнения своей идеи. Но детей мы просто приглашали в Детскую социальную киностудию, а когда они уже пришли, то огласили тему.

если я делаю это бесплатно, значит, и другие могут согласиться

Пришли подростки, где-то от 13 до 16 лет, и они вообще в курсе много чего, на самом деле, не только толерантности, поверьте мне. Я бы не сказала, что эти ребята сильно отличаются от детей в целом, или что это дети мигрантов, они просто имеют меньше возможностей развиваться, потому что это отдаленный район. Из опрошенных ребят в театре никто не был ни разу. Когда наш художник-постановщик упомянул во время работы картину «Три богатыря»: «Вы же помните, какого огромного формата эта картина!», все ребята удивились, потому что думали, что она размером с магнитик на холодильнике. Они в таком виде ее только и видели, в Третьяковской галерее никто не был. Но у них очень светлые головы, они включаются, когда им интересно, просто их жизненный уклад подразумевает, что он, пока тинэйджеры, живут в четырех стенах своего района и учатся в школе через улицу.

У нас дети разные, и под каждых своя идея. Идею кинолагеря мы применили первый раз для ребят, больных несовершенным остеогенезом. Они жили в разных городах, и невозможно было с ними ежедневно заниматься, как если бы они находились в Москве. Поэтому мы придумали формат кинолагеря.

Конечно, путешествовать им опасно, но им и жить опасно, и вообще перемещаться. Однако, если ничего не предпринимать, то им никуда и не двинуться, и они это осознают, и их родители. Да, у нас случилось два перелома за это время, они, правда, не были связаны со съемками. Один мальчик просто упал, а другой в бассейне сломал руку. И многие родители боятся, что дети будут падать, и дети из-за этого не имеют возможности развиваться. А наша задача – как раз вытащить их в большой мир.

Изначально мы строили такую схему отношений с детьми - чтобы нам присылали заявки. Но когда берешь группу «социальных» детей, какие тут заявки? Просто набираем ребят, которые хотят и могут, и дальше занимаемся, исходя из обстоятельств. Какие бы дети ни были, мы с ними все равно занимаемся. Честно признаюсь, я всякий раз удивляюсь, что на наши проекты собирается команда действительно профессионально значимых людей, приезжают известные актеры. Наверное, это необычная идея, и людям интересно принять в этом участие. И, если я делаю это бесплатно, значит, и другие могут согласиться.

Юрий Румянцев, оператор:

- Так сложилось, что все мы, собравшиеся на проекте, имеем какие-то способы зарабатывать параллельно, работу, которую можно взять с собой в ноутбуке. Я могу позволить себе отпроситься на какое-то время, чтобы позаниматься с детками. Это определенный опыт, проходя через который, ты понимаешь, что прежним уже не будешь. Каждый такой проект – персональный вызов, и мы становимся выше себя после каждого сделанного с детками фильма. И это классный фидбэк: мы познакомились с детьми, посмотрели, какие они, чему-то их научили!

Дарья Лукьянова, аниматор:

- Ты можешь поделиться в детьми тем, что имеешь, а от них заразиться радостью, что у них получается. И нет разницы, с какими детьми работать – больными несовершенным остеогенезом или другой болезнью, или с обычными. Конечно, нельзя сказать, что дети прямо сразу идут на контакт, но часто в их глазах возникает такое безграничное доверие, что делается немножко не по себе.

Может быть, есть какая-то сверхмиссия и архиплан перводвигателя, я не знаю, но в целом думаю, что мое участие в проекте - это случайность. И с радостью соглашаюсь на все предложения, особенно с детьми, которые вдохновляют.

Денис Литвин, аниматор:

- Мы не за деньги работали. О деньгах даже не думали, когда собирались. Для меня это возможность посмотреть, что такое преподавательская работа. И особенные ситуации возникали, очень неожиданные. Мы, делая анимацию, двигали буквы, и девочка Настя говорит: "Слушай, а здесь же они могут сойтись!" Я говорю: "Ну, как они могут сойтись, если в предыдущем кадре было не так?" А потом подумал: почему нет? У нее все резко двигалось, все скакало, но это было очень гармонично в плане собранности. И такие неожиданные вещи часто появляются, когда ты рассказываешь то, что знаешь, а попутно еще узнаешь много нового и неожиданного.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG