Ссылки для упрощенного доступа

Грузины Южной Осетии выбрали своего президента


Фаворит президентской гонки в грузинских районах Южной Осетии Дмитрий Санакоев (слева) празднует победу
Фаворит президентской гонки в грузинских районах Южной Осетии Дмитрий Санакоев (слева) празднует победу

Убедительная победа на выборах в Южной Осетии президента и итоги референдума о независимости дали основание Эдуарду Кокойты заявить, что приоритетом политики непризнанной республики будет интеграция с Россией. Почти 98% избирателей Южной Осетии отдали свои голоса за действующего президента Эдуарда Кокойты, и 99% за независимость республики. Однако многие эксперты сомневаются в достоверности результатов голосования.


«Любой плебисцит, любой референдум, если он дает цифру 99%, то это совершенно однозначно означает, что это было не голосование, а фарс. Так оно было и в этом случае. Так что это все не имеет абсолютно никакого значения», - считает заведующий отделом народов Кавказа Института этнологии и антропологии Российской академии наук Сергей Арутюнов.


Отличием проведенного в Южной Осетии референдума от других шагов, направленных на достижение независимости республики было проведение так называемого альтернативного голосования, которое прошло при активном участии грузинского населения Южной Осетии, чего на прежних выборах в республике не было. По данным альтернативного Центризбиркома, победу на выборах одержал Дмитрий Санакоев. Занявшая в ходе альтернативных выборов второе место, по предварительным данным, Майя Чигуева-Цебушвили считает данный факт главным положительным итогом всей предвыборной кампании.


«Процесс голосования для меня был очень приятным удивлением. Потому что столько было народу, фактически это зафиксировано всеми журналистами, что люди часами стояли в очереди. Эти выборы проходили по всей территории Южной Осетии, включая и контролируемые грузинами территории, это Ахалгорский, Ленигорский район и так далее, в Цхинвали тоже были участники, которые голосовали», - говорит она.


Российский политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов убежден, что поддержав альтернативные выборы Тбилиси, фактически, признал Южную Осетию: «По конституции Грузии, никакой Южноосетинской автономии нет вовсе. Она была отменена еще Гамсахурдиа. Но в Эредви проходят параллельные выборы президента Южной Осетии. То есть Грузия будет вести диалог с неким президентом Южной Осетии, которой по конституции нет, а есть цхинвальский регион. То есть, что это за президент? Президент несуществующего образования? Грузия сама, получается, формирует какие-то непризнанные образования в своем составе. На мой взгляд, эти параллельные выборы - это есть признание, очень, весьма своеобразное, Грузией некоего феномена Южной Осетии как такового».


Российский дипломат Александр Аксенов, принявший участие в заседании круглого стола в агентстве «Росбалт» по итогам голосования в Южной Осетии, подчеркнул, что эта республика имеет основания для вхождения в Россию:


«По Южной Осетии гораздо больше международных правовых оснований, для того, чтобы воссоединяться с Северной Осетией, а, соответственно, и с Россией. Здесь главное - это историческая общность, главное - это преодолеть разделение единого этноса. Факты на протяжении всей послевоенной истории разделенных государств, разделенных народов... Возьмите Германию, возьмите Йемен, возьмите Вьетнам, к сожалению, объединение доставалось очень большой ценой, ценой крови. Нам бы конечно не хотелось, чтобы это происходило так и в осетинском случае. Но, тем не менее, международных правовых оснований здесь гораздо больше».


Несмотря на заявление официального Цхинвали о невозможности возвращения Южной Осетии в состав Грузии, выбор альтернативного президента Дмитрия Санакоева грузинским населением говорит о том, что эти два народа стремятся к урегулированию конфликта. Так считает грузинский политолог Сосо Цискаришвили:


«Главное чувство удовлетворенности, скажем, Тбилиси исходит из того, что было явно продемонстрировано и стремление, и возможность мирного проживания. Там избирательные участки были открыты в смешанных так называемых селах, где проживают и грузины, и осетины. И реально не было никакого инцидента ни на одном избирательном участке. А то, что осетинская сторона, очень многие, в том числе известные жители осетинского происхождения на территории цхинвальского региона открыто выступают против режима Кокойты и прямо агитируют за единство и совместное развитие с Грузией, это, конечно, некое геройство. Потому что сегодня, например, уже сожгли два дома, в том числе председателя Центральной избирательной комиссии параллельных выборов Урузмана Торкусова, объявили его врагом осетинского народа. Так что, я думаю, что все эти трудности еще впереди. Но консолидация, в моем представлении, может происходить только на основе укрепления реального мира, без вмешательства извне с целью установления силой этого мира».



XS
SM
MD
LG