Ссылки для упрощенного доступа

Истории Запада и Востока. В Испании состоялась премьера кинофильмов об эпохе диктатуры генерала Франко


Программу ведет Надежда Перцева . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Виктор Черецкий.



Надежда Перцева : «Вновь обретенный голос» - так называется трилогия документально-художественных кинофильмов об эпохе диктатуры генерала Франко, премьера которых состоялась в Мадриде. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Мадриде Виктор Черецкий.



Виктор Черецкий : Трилогия, показ которой прошел в мадридском кинотеатре «Доре», приурочена к 70-летию военно-фашистского мятежа в Испании в 1936 году, который положил начало длительному периоду диктатуры, продолжавшемуся до середины 70-х годов. Идея авторов киноэпопеи - «воссоздать историю и отдать долг памяти невинным жертвам диктатуры, судьба которых на протяжении десятилетий в Испании замалчивалась». Кинокритик Фран Родригес:



Фран Родригес : Речь идет о трагической странице нашей истории. О жертвах произвола было запрещено что-либо говорить или писать во времена диктаторского режима генерала Франко. Ну, а после диктатуры о них не полагалось говорить во имя пресловутой доктрины национального примирения, которая, по большому счету, так никого и не примирила. Между тем, жертвы фашистского террора, те, что погибли, борясь за свободу и демократию, достойны того, чтобы о них знали и помнили нынешние поколения испанцев.



Виктор Черецкий : Первый фильм трилогии под названием «Красные дни», снятый молодым режиссером Гонсало Бендала, повествует о начале мятежа и гражданской войны, о массовых казнях, без суда и следствия, испанских демократов. «Мы основывали сюжет на реальных архивных материалах и воспоминаниях очевидцев, - рассказывает режиссер. - Мы старались во всем быть объективными». Кинокритик Фран Родригес:



Фран Родригес : Фильм нужно смотреть внимательно. Он полностью опровергает домыслы, появившиеся в последнее время в произведениях ультраправых историков и писателей, типа модного беллетриста Пио Моа, утверждающих, что мятеж был бескровным, что испанцы с восторгом восприняли идеи фашизма. Ну, а истории про сотни тысяч расстрелянных демократов, дескать, придумали американцы, евреи и масоны. Особо беспокоит, что опусы фальсификаторов истории находят в Испании довольно широкого читателя.



Виктор Черецкий : Второй фильм назван женским именем «Виктория Мерседес». Его режиссер Феликс Гомес Урда посвятил свою работу нищете и разрухе, которые принесла с собой диктатура генерала Франко. Фильм рисует картину юга Испании - Андалузии в 1949 году, то есть через 10 лет после установления диктаторского режима. Местные крестьяне вынуждены покидать родные места. В поисках лучшей доли они уезжают в города севера и северо-востока Испании. Фран Родригес:



Фран Родригес : Имеется достаточно документальных свидетельств того, какой на самом деле была жизнь испанцев в период диктатуры. В андалузской глубинке люди голодали, продуктов, получаемых по карточкам, хватало разве что на пару дней. Авторы фильма демонстрируют события тех лет на примере 15-летней девушки, которую родители вынуждены отправить на заработки. У героев фильма есть реальные прототипы.



Виктор Черецкий : Особая роль в трилогии принадлежит картине «Узники молчания» режиссеров Мариано Агудо и Эдуардо Морено, которая повествует о машине подавления свободомыслия, действовавшей в Испании при диктатуре. В ту эпоху, по словам создателей фильма, людям, недовольным режимом, предлагалась жесткая альтернатива - умереть от рук палачей или молчать. Отсюда и название фильма. «Наша задача была - заставить испанцев вспомнить свою недавнюю историю, которую они совершенно забыли, - говорят постановщики фильма. - Ведь когда сегодня заходит речь о политических репрессиях, испанцы начинают рассуждать о Восточной Европе или латиноамериканских странах, хотя примеры тоталитарного кошмара им следует искать у себя дома». Кинокритик Фран Родригес:



Фран Родригес : Цензурой было запрещено практически все, что не укладывалось в рамки ханжеского военно-клерикального режима, вернувшего Испанию во времена средневековой инквизиции. О мракобесии того времени, о преследовании свободомыслия, и повествует новый фильм. Его содержание станет откровением для многих молодых испанцев, которым пора узнать трагическую историю своей родины.



Виктор Черецкий : По мнению критики, новая трилогия проводит четкую линию между франкистскими палачами и их жертвами. Она показывает тоталитарный режим во всей его неприглядности, в то время как большинство предыдущих работ - и художественных, и документальных - старались обойти наиболее острые темы, представляя события, как некий удар судьбы, обрушившийся на Испанию, как конфликт без правых и виноватых.



XS
SM
MD
LG