Ссылки для упрощенного доступа

Охота на грузин: суды и силовики договорились


Правозащитники утверждают, что решения российских судов о депортации грузин принимаются под давлением силовиков
Правозащитники утверждают, что решения российских судов о депортации грузин принимаются под давлением силовиков


В Москве и Подмосковье сотни людей находятся в центрах временного содержания иностранных граждан. Неделями многие из них ожидают депортации в Грузию. Часть заключенных под стражу имеет полное право находиться на территории России. У одних есть российские паспорта, у других – оформленные в соответствии с законом визы и регистрация.


У российских судов есть договоренности с силовыми ведомствами в делах, касающиеся депортации представителей грузинской национальности. В руках правозащитников есть документы, подтверждающие этот факт. Об этом рассказала председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина: «Судьи принимают решение даже по отношению к гражданам России. У нас есть прямые доказательства, что есть договоренность с судами. Обратите внимание - договоренность с судами! У нас есть документ-требование к низшим чинам паспортно-визовых служб. Нам лгут, когда говорят, что Москва не давала таких распоряжений. Она давала распоряжения. Вплоть до детских садов проверки. Вообще, мы где живем, в каком мире?! Так вот, в этом требовании написано: есть договоренность с судами. Если с судами может быть договоренность, то судов не существует. Суды пачками штампуют такие решения о выдворении. Я просто зашла туда, там, где находились в это время грузины, и обнаружила несколько человек, которые связаны с Россией, которых нельзя депортировать».


При этом Светлана Ганнушкина назвала несколько «типовых» нарушений прав задержанных: «Первое, человека берут под стражу, и он даже не попадает на заседание суда: его либо оставляют в машине, либо - в лучшем случае - он появляется в коридоре. То есть он лишен всех возможностей, он лишен возможности иметь переводчика, он лишен возможности заявлять свои ходатайства и давать объяснения суду. Решения о выдворении в руки – это следующее нарушение - не попадают, они не выдаются. Копия решения не выдается. И оспорить его в кассационном порядке подсудимый не может. Мне все грузины, находящиеся вот в этом самом приемнике, сказали, что им усиленно “не советуют” (вы понимаете, что такое не советовать человеку, находящемуся под стражей, как он воспринимает этот "не совет", это не "не совет", а запрет) подавать кассационные жалобы. У нас, оказывается, опасно оспаривать решения суда».


Пожилая женщина Манана Джабелия уже полтора месяца содержится в центре временного содержания иностранных граждан в ожидании депортации в Грузию. В Москву из Абхазии Манана переехала в 1993 году. Исправно продлевая регистрацию, она не думала, что станет жертвой осложнения российско-грузинских отношений. Нагатинский районный суд вынес решение выдворить женщину в Грузию. Манана обжаловала решение в кассационном порядке. Ответа нет уже более месяца. В центре временного содержания из-за этой жалобы у женщины начались проблемы. Инспекторы центра настаивают на отзыве кассационного письма из суда. Манане Джабелия уже несколько раз вызывали «скорую помощь», состояние здоровья пожилой женщины (она страдает гипертонией) с каждым днем становится все хуже. Не желая мириться с милицейским произволом, Манана объявила голодовку.


Это лишь один из десятков случаев, о которых стало известно правозащитникам после посещения центра: «Речь идет о государственной кампании против людей определенной национальности, что, вообще, совершенно недопустимо», - говорит Светлана Ганнушкина.


Методы, которыми в Москве ведется «охота на грузин» (по-другому действия правоохранительных органов правозащитники не называют), приобретают все более уродливые формы. Так, зафиксированы случаи лишения людей российского гражданства и последующей депортации: «Были такие обращения (люди просили не называть фамилии, но таких случаев восемь), что в порядке надзора УФМС по городу Москве подало жалобу об отмене решения признания гражданами России людей, которые с 1991 года здесь проживали», - рассказывает адвокат Наталья Дорина.


Ираклий Микия не может сыграть свадьбу с любимой девушкой, так как владельцы кафе и ресторанов отказываются предоставлять помещение для проведения грузинской свадьбы. Кроме того, родственники и друзья молодой пары опасаются, что торжество может испортить подъехавший ОМОН, и тогда чуть ли не всех гостей депортируют в Грузию. Правозащитники полушутя, полусерьезно предлагают пригласить на свадьбу президентов России и Грузии, чтобы те за праздничным столом обсудили сложившуюся ситуацию.


XS
SM
MD
LG