Ссылки для упрощенного доступа

"Исламское государство" подбирается к Израилю


Граница Израиля и Египта на Синайском полуострове
Граница Израиля и Египта на Синайском полуострове

В Израиле готовятся к отражению возможной атаки террористов из "Исламского государства"

После кровопролитных столкновений на Синайском полуострове между боевиками террористической группировки "Исламское государство" и подразделениями египетской армии в начале июля Израиль принял решение усилить военное присутствие у египетской границы и повысить уровень боеготовности своей армии. Примечательно, что "Исламское государство", не раз выступавшее с угрозами в адрес Израиля, находится в прямом конфликте с силами, которые также считают Израиль своим врагом. Речь идет в первую очередь о нынешних сирийском и иранском режимах.

Собеседник Радио Свобода – израильский журналист Александр Коган.

– Ситуация с "Исламским государством" несколько отошла на второй план после соглашений, заключенных между западными странами и Ираном. Это тоже считается одной из ключевых угроз, но сегодня ее рассматривают уже как вторичную в связи с иранской ситуацией. Действительно, на юге Израиль начал укреплять пограничные заслоны, у нас достраивается кусок забора, который ранее не был нужен, в районе иорданской границы. Потому что есть опасения, что через эту зону могут боевики "Исламского государства" попробовать проникнуть на территорию Израиля.

Враг нашего врага все еще наш враг, но он доставляет гораздо больше неудобства моим врагам, чем нам

Но сама ситуация с "ИГ" достаточно странная. Дело в том, что группировка действует на сегодняшний день не только против египтян, которые "внезапно" стали нашими достаточно яростными союзниками в этой борьбе, действует не только против режима Башара Асада в Сирии, то есть на Голанских высотах, в приграничной зоне, но и против ХАМАСа в Газе, "Исламского джихада", который частично финансируется Ираном. Таким образом, получилась ситуация, при которой враг нашего врага все еще наш враг, но он доставляет гораздо больше неудобства нашим врагам, чем нам. В секторе Газа, например, на днях было взорвано несколько автомобилей, которые принадлежат ХАМАСу и "Исламскому джихаду", и за этим стоят боевики "Исламского государства". Это вынуждает ХАМАС отвлечься немножко от его противостояния с Израилем и заняться этими вот новыми "оппонентами".

Взрыв на месте нападения боевиков "ИГ" на пост египетской армии
Взрыв на месте нападения боевиков "ИГ" на пост египетской армии

Вообще, в мире террористических группировок, где боевики перетекают из одной группировки в другую, ситуация такая, как с бандами эпохи гражданской войны. То есть если в одной банде внезапно оказывается, что атаман немножко круче, то туда перетекают самые активные бойцы. В Газе воюют, на самом деле, боевики с боевиками, по всей видимости, те, кто раньше были представителями "Исламского джихада" и ХАМАСа, с теми, кто там остался, только под черными знаменами "ИГ". Как дальше повернется ситуация с Газой, понять очень сложно, потому что "ИГ" – это новый игрок в этом районе. Тем не менее, в Израиле готовятся к любым возможным событиям. Потому что мы знаем, что исламским группировкам зачастую приходится повышать свой авторитет не только за счет разборок между собой, а за счет того, какие по мощности удары они наносят по Израилю. Так что у нас силы безопасности готовятся практически к любым возможным новым напастям. Ситуация, при которой у нас эта группировка находится и в Сирии, и на юге, на Синайском полуострове, и в Газе, достаточно неприятная.

Правильно ли я вас понял, что сейчас идут конфликты между врагами Израиля, фактически они уничтожают друг друга, но в Израиле понимают, что в какой-то момент, скажем, "Исламское государство" может решить, что главный враг его именно Израиль, и повернется против него?

Газа всегда была вотчиной ХАМАСа, ответвления "Братьев-мусульман" из Египта

– Естественно, к этому все и готовятся. Как я сказал, это не совсем даже разборки между боевиками, а между руководством боевиков. Там идет перетекание из группы в группу, и нам это знакомо еще с эпохи второй интифады, когда боевики ФАТХа перетекали в ХАМАС, из ХАМАСа перетекали обратно в ФАТХ, "Исламский джихад" и так далее. В Газе после последних выборов, которые были в Палестинской автономии, ХАМАС очень активно "зачищал" верхушку ФАТХа. И подавляющее большинство боевиков, которые были в ФАТХе, перешли в ХАМАС. Сегодня, по всей видимости, достаточно большая активная часть боевиков этих исламских группировок перетекает в "ИГ", которое показывает себя как новый "первый парень на деревне", стараясь привлечь на свою сторону максимальное число соратников. В какой-то момент действительно ситуация дойдет до того, что придется разбираться с "ИГ", но есть аналитики, которые считают, что ситуация станет немножко лучше, чем она на данный момент есть.

Дело в том, что "ИГ" – относительно инородная группировка. Газа всегда была вотчиной ХАМАСа, ответвления "Братьев-мусульман" из Египта. На сегодняшний день возможна ситуация, при которой ХАМАС будет, условно говоря, пользоваться Израилем, передавать информацию о том, где находятся боевики "ИГ", для того чтобы израильтяне могли нанести удар по тем или иным базам, боевикам, которые перешли на сторону "Исламского государства". Чем это кончится, предсказывать очень сложно. Я напомню, что мало кто на Западе мог предсказать ситуацию с гражданской войной в Сирии. А ведь в Сирии, по сути дела, и образовалось это "Исламское государство", и на начальном этапе считалось, что те, кто воюет с режимом Башара Асада, это демократические силы, которые привлекли на свою сторону какую-то небольшую часть исламских боевиков, воюющих с Башаром Асадом, потому что его поддерживают шииты, а не сунниты. На самом деле никаких "демократов" в Сирии не осталось, остались только исламистские группировки, объединившиеся в "ИГ", и эта группа начала пускать метастазы в другие районы. Например, в Синай.

У Аль-Каиды всегда были две главные цели – "сионисты и крестоносцы". У "ИГ" точно такие же цели.

​– Руководство "Исламского государства" делало какие-то воинственные заявления в адрес Израиля, как это делало руководство Ирана, например, или руководство ХАМАС?

– Да, регулярно есть какие-то выступления по этому поводу. Дело в том, что у "ИГ" руководство тоже "текучее". Есть какие-то кадры, которые поднимаются вверх, выступают с различными заявлениями, а потом исчезают – их убивают или меняют. Условно говоря, мы можем считать "Исламское государство" наследником "Аль-Каиды", а у "Аль-Каиды" всегда были две главные цели – "сионисты и крестоносцы". Я думаю, что у "ИГ" точно такие же цели. И у него немножко по-другому все пошло, он начал с зачистки территории для халифата – плацдарма в Сирии и на других территориях, да и в Африке. А после этого, естественно, все вернется на круги своя, и ключевыми противниками станут именно Израиль и Запад.

Можно ли ожидать, что Израиль нанесет какой-то превентивный удар или присоединится к международной коалиции, которая сейчас борется с "Исламским государством"?

– Такое развитие событий очень вероятно. Начнется оно, по всей видимости, даже не с присоединения к какой-то коалиции или действий за пределами Израиля. Я думаю, что все начнется, скорее всего, с действий в Газе. И возможно, это приведет к совместным действиям египетских и израильских сил безопасности. Вполне возможно, что на сегодняшний день ведется очень активный обмен развединформацией между египетскими и израильскими спецслужбами, потому что речь идет об общем враге, который действует на Синайском полуострове, угрожает не только Египту, но и Израилю. Боевые действия против "ИГ" будут, несомненно, вестись, – уверен израильский журналист Александр Коган.

XS
SM
MD
LG