Ссылки для упрощенного доступа

Украденная память


Мемориальная табличка "Последнего адреса" в Таганроге, исчезнувшая позже
Мемориальная табличка "Последнего адреса" в Таганроге, исчезнувшая позже

Власти Таганрога фактически препятствуют гражданской акции памяти жерт политических репрессий

В Таганроге бесследно исчез мемориальный знак "Последний адрес", установленный на доме Михаила Бондаренко, арестованного и расстрелянного в годы "Большого террора". Памятные таблички на домах жертв политических репрессий устанавливает инициативная группа движения "Последний адрес". Таганрог стал первым после Москвы и Санкт-Петербурга российским городом, где такая табличка на доме одного из репрессированных была установлена. Сейчас в городе проходит общественное голосование о целесообразности проведения в городе акции "Последний адрес". Однако ее организаторы в искренность местных властей не верят.

Намерение гражданских активистов Таганрога присоединиться к проекту "Последний адрес" сразу было замечено администрацией города. Посчитав этот небольшой по формату знак подпадающим под формулировку "мемориальная доска", таганрогские власти предложили организаторам пройти процедуру согласования. Более того, в мае, в день церемонии открытия депутату Законодательного собрания Ростовской области Олегу Кобякову – одному из инициаторов акции – было вынесено предостережение "о недопустимости проведения общественного мероприятия без согласования городских властей" со стороны Управления МВД по Таганрогу.

Памятный знак провисел на доме недолго – уже через несколько дней он исчез и до сих пор не найден

За собравшимися у дома на церемонию установки памятного знака представителями общественности и просто неравнодушными горожанами наблюдали несколько человек в форме и еще больше в штатском – с военной выправкой и видеокамерами в руках. Вначале полицейские даже пытались запретить фотографировать прикрепленный на фасаде старого здания неброский мемориальный знак. Нескольких гражданских активистов, снимавших происходящее на фотокамеры, они "опросили", составив при этом соответствующие документы и заставив в них расписаться.

Не сразу, но представителям инициативной группы все же удалось убедить полицейских, что для установки такого рода памятного знака на здании достаточно лишь согласия его собственников, а в этом случае оно было. Проходящие мимо горожане останавливались и спрашивали, что это за табличка. Журналист Сергей Пархоменко, один из организаторов акции "Последний адрес", подробно рассказывал о проекте и о том, что любой житель России может обратиться к организаторам с инициативой увековечить память пострадавшего от политических репрессий. Впрочем, памятный знак провисел на доме недолго – уже через несколько дней он исчез и до сих пор не найден.

Михаил Бондаренко
Михаил Бондаренко

Сейчас на официальном интернет-портале администрации города Таганрога под рубрикой "Опрос" опубликовано обращение к жителям следующего содержания: "Поддерживаете ли вы установку мемориального знака "Последний адрес" Михаилу Марковичу Бондаренко на фасаде здания, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Петровская, 37?" Партийный работник Михаил Бондаренко (работавший, в частности, секретарем парткома на заводе "Красный котельщик") был арестован в 1937 года и расстрелян в 1938-м по 58-й – "антисоветской" – статье. Отец известного советского и российского писателя, уроженца Таганрога Игоря Бондаренко был реабилитирован в 1956 году. Сказать свое "да" или "нет" по поводу установки памятного знака на доме, в котором был арестован Михаил Бондаренко, можно только после предварительной регистрации на сайте городской администрации.

Однако для того, чтобы принять участие в голосовании, нужно создать личный кабинет, указав при этом имя, отчество и фамилию, дату рождения, номер телефона и адрес электронной почты, а также дать согласие на обработку и использование своих персональных данных. На первый взгляд, все вполне демократично, но по факту достаточно сложно. Как пояснили в пресс-службе администрации, этот опрос населения запущен, чтобы выяснить общественное мнение жителей Таганрога о поступившем обращении депутата Олега Кобякова на имя мэра города Владимира Прасолова.

Они надеются, что не все горожане узнают об этом, не все из тех, кто узнает, примут участие в опросе, не все из тех, кто примет участие, скажут "да"

Тем не менее у членов инициативной группы, благодаря стараниям которых в Таганрог и пришел проект "Последний адрес", сложилось мнение, что местные власти почему-то всячески продолжают препятствовать появлению этого памятного знака. Изначально они уже требовали подать заявку на разрешение его установки. Теперь, прежде чем дать разрешение, проводят опрос, якобы по просьбе депутата Кобякова, но тот уверяет, что не просил администрацию выяснять мнения горожан по этому вопросу. "Я не обращался по поводу опроса. Я лишь подал – раз уж они так настаивают – документы для узаконивания таблички памяти Михаила Бондаренко через администрацию и Думу", – поясняет он.

Возможно, в горадминистрации решили, что смогут, не привлекая внимания широкой общественности, провести нужное им решение, предполагает руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин. "Все дело, наверное, в том, что это общественная инициатива, а не спущенная сверху "указивка". Вы попробуйте официально провести опрос общественного мнения по какой-либо общественно-значимой проблеме в любом из наших муниципалитетов и посмотрите, что из этого получится. А тут проводится чуть ли не целый городской референдум, причем по инициативе самих же городских властей. Судя по всему, они надеются, что не все горожане узнают об этом, не все из тех, кто узнает, примут участие в опросе, не все из тех, кто примет участие, скажут "да"... И таким образом народ – "против", что и требовалось доказать", – предположил Александр Кожин.

Я думаю, это таки чиновники городские расстарались – намекнули непосредственным исполнителям

Таганрог стал не только первым провинциальным городом в России (помимо Москвы и Санкт-Петербурга), где появился мемориальный знак "Последнего адреса", но и первым городом, где его сорвали. По мнению лично прикрепившего табличку на доме в Таганроге московского журналиста и одного из организаторов "Последнего адреса" Сергея Пархоменко, без чиновников и "людей в форме" здесь не обошлось. "Я думаю, это таки чиновники городские расстарались – намекнули непосредственным исполнителям", – прокомментировал он по горячим следам произошедшее.

Сергей Пархоменко в Таганроге
Сергей Пархоменко в Таганроге

По словам Сергея Пархоменко, ему "очень жаль, что городские власти и представители правоохранительных органов тратят столько времени и сил на то, чтобы противодействовать этой простой, понятной инициативе, полной скорби и достоинства, идущей снизу, от людей, которым не безразлична история страны и судьба сограждан". Позже на своей страничке в Facebook Пархоменко добавил, ему "смешно и грустно смотреть на то, как все силы городской администрации уходят на борьбу с табличкой "Последнего адреса" размером 11 на 19 сантиметров, которая несет имя человека, сыгравшего в истории Таганрога выдающуюся роль и безвинно погубленного".

Проект "Последний адрес" возник по инициативе группы московских и петербургских историков, правозащитников, гражданских активистов, журналистов, литераторов, архитекторов и дизайнеров. Они добиваются развития общественной инициативы для увековечения памяти жителей российских городов, ставших жертвами политических репрессий и государственного произвола в годы советской власти. По идее организаторов, результатом такой работы должна стать установка многих тысяч персональных мемориальных знаков единого образца на фасадах домов, адреса которых стали последними прижизненными адресами жертв этих репрессий.

Начало акции "Последний адрес" в Санкт-Петербурге. Март 2015 года

"Последний адрес", по мнению организаторов, должен развивать идеи известного европейского мемориального проекта "Камни преткновения", родившегося в Германии более 20 лет назад и с тех пор распространившегося уже в 650 городах 11 стран Европы. В рамках его установлено более 45 000 мемориальных табличек в память жертв холокоста. Организаторы российского проекта рассчитывают, что он получит не меньший масштаб. В основе проекта – уникальный архив данных, созданный обществом "Мемориал" на базе региональных Книг памяти. Его юридическая основа – закон "О реабилитации жертв политических репрессий", принятый в 1991 году.

Что же касается самого похищенного со стены здания на одной из центральных улиц этого приморского города памятного знака, то, по словам Сергея Пархоменко, "в Таганроге мы эту табличку обязательно восстановим, а по всей России будем устанавливать их все больше и больше".

XS
SM
MD
LG