Ссылки для упрощенного доступа

Время перетягивания каната


Для того, чтобы вступить в ту или иную политическую партию, в Соединенных Штатах не надо собирать рекомендаций или подвергаться строгому опросу активистов на собрании. Надо просто объявить о своем членстве – письменно, во время регистрации для участия в выборах, без которой тебя не внесут в списки и ты не сможешь участвовать в выборах. К этим спискам имеет доступ руководство партии, которое немедленно начинает бомбардировать тебя новостями с политического фронта и просьбами о пожертвованиях. Главные партии федерального уровня известны – это демократы и республиканцы, а на уровне штатов есть и другие варианты, но и их члены обычно примыкают к той или другой.

До выборов еще больше года, но бомбардировка уже в разгаре, потому что избирательная кампания в США – почти непрерывный процесс. А 7 августа было дано первое крупное представление на весь континент – телевизионные дебаты республиканских претендентов на президентский пост. Год на них выдался урожайный, и поэтому к основным дебатам решили допустить лишь десять ведущих. Комментировать эти дебаты для российской аудитории, а тем более представлять кандидатов – занятие крайне неблагодарное, поскольку о большинстве из них, как подсказывает опыт, вскоре забудут и сами американцы. Но, с другой стороны, это ведь как раз то, что отсутствует в российском муляже демократии. Люди, предлагающие электорату поставить их у штурвала государственной власти, собрались в одном месте именно для того, чтобы журналисты и избиратели ловили их на слове, причем не единожды, а многократно.

В отличие от республиканцев, демократы не торопятся, кандидатов у них примерно вдвое меньше и отсев проще, поэтому свои первые дебаты они назначили на 13 октября. Имя их лидирующего претендента известно давно, это Хиллари Клинтон, и ее позиция во главе колонны чревата особой опасностью: с вершины все дороги ведут вниз. Будучи центром внимания, слишком легко из этого центра выбиться. У республиканцев проблема с лидером несколько иная: самопровозглашенный миллиардер Дональд Трамп, имеющий прочную репутацию паяца и провокатора, сумел с помощью словесной агрессии приковать к себе внимание публики и сильно опередить в рейтингах куда более, казалось бы, солидных соперников. Демократический процесс, по крайней мере его американская версия, на этом этапе дает явный сбой, и уже не первый раз. В чем проблема?

Если небо и земля еще не поменялись местами, президентом Дональду Трампу не бывать

Если взглянуть на статистику последних лет, число членов обеих партий неуклонно падает, большинство электората сегодня составляют так называемые "независимые" – это реальная графа, которую можно пометить при регистрации. Независимые – не означает не имеющие собственных взглядов и мнений, как правило, в большинстве своем они тяготеют к той или иной из двух основных партий. Но они во многих штатах не имеют права участвовать в так называемых первичных выборах, где члены партий отбирают своего кандидата. Кроме того, они именно потому и выбрали независимую позицию, что не разделяют наиболее экстремальных идей своих партийных единомышленников. В результате этот отбор осуществляют наиболее идеологизированные республиканцы и демократы, оттягивая предвыборную дискуссию на крайне правый или левый фланг. Центр на этом этапе, попросту говоря, проваливается.

Если небо и земля еще не поменялись местами, президентом Дональду Трампу не бывать. Но именно он сумел, как никто, приглянуться республиканским партийным экстремистам, объявив всех латиноамериканских мигрантов насильниками и наркодилерами и, таким образом, оскорбив значительную часть потенциального электората. Кроме того, его сексистские выпады против женщин еще сильнее настроили этих последних, и без того склонных голосовать за демократов, против республиканской партии. При этом остальные кандидаты, даже более умеренные, вынуждены пристраиваться Трампу в кильватер, чтобы заручиться симпатиями пламенных энтузиастов.

С демократической стороны позиция Хиллари Клинтон поначалу казалась хорошо укрепленной – никакой серьезной угрозы слева, а республиканское перетягивание каната направо только на руку. Так было, пока свою кандидатуру не выдвинул Берни Сэндерс, сенатор-демократ от штата Вермонт и единственный в Сенате самопровозглашенный социалист. Он, конечно, никак не шут наподобие Трампа, и свои взгляды излагает достаточно серьезно, но их радикальность выдвинула его на позицию лидера достаточно мощного левого крыла демократической партии и вынуждает Клинтон к подробным дебатам на темы, от которых она явно хотела бы уклониться – например, еще яростнее клеймить растущее имущественное расслоение в стране, призывать к дальнейшему перераспределению доходов и повышению минимальных зарплат в законодательном порядке. Иными словами, обе команды, чьи фавориты с удовольствием удерживали бы более умеренные плацдармы, на этом этапе вынуждены игнорировать электоральный центр, где сосредоточено большинство избирателей.

В этой сумятице совершенно невозможно выделить потенциального победителя, даже шансы Клинтон резко упали, и комментаторам остается в отчаянии заламывать руки. Вполне возможно, что на финише мы будем иметь дело со все той же стандартной парой Буш – Клинтон, но тогда им придется поменять направление на противоположное и судорожно сражаться за доверие основной массы избирателей, которое они месяцами успешно подрывали.

Алексей Цветков – нью-йоркский политический комментатор, поэт и публицист

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции

XS
SM
MD
LG