Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Польша между костелом и Европой


С готовностью следовать традиционным обрядам поляки не испытывают проблем и сегодня. Папа Бенедикт XVI в Варшаве

С готовностью следовать традиционным обрядам поляки не испытывают проблем и сегодня. Папа Бенедикт XVI в Варшаве

Согласно статистике, Польша является одной из самых религиозных стран в Европе и одновременно одним из наиболее динамично развивающихся новых членов ЕС. Как сочетаются европейские веяния и современные тенденции с традиционным католицизмом? Гости Польши нередко удивляются, услышав, что в этой стране целых 97% жителей считают себя католиками (здесь есть еще около 2% православных, и приверженцы других христианских конфессий). Согласно статистике, атеисты составляют ничтожную часть польского общества. Между Польшей и Ватиканом подписан специальный Конкордат. Именно поэтому целый ряд вопросов общественной жизни, которые в других странах обсуждаются лишь в узких кругах или не обсуждаются вообще, в Польше являются предметом горячих дискуссий.


Одним из таких является гражданский брак. Хотя католическая церковь однозначно высказывается против этого института, в гражданском браке состоят около 100 тысяч человек.


28-летняя варшавянка Доминика Ягелло работает в Национальной библиотеке. Она убежденная католичка, принимает активное участие в общественной жизни, много путешествует, изучает иностранные языки, не сторонится компаний сверстников. Как удается нашей собеседнице сочетать веру и современный образ жизни?


- Это очень тяжело. Но ведь никто и не говорил, что вера - это простая и легкая вещь. Я стараюсь жить согласно Святому писанию, десяти заповедям. То, что в Польше все меньше людей живут вместе вне церковного брака, не ограничивают себя во время застолий, можно понимать так, что для них это такой обрядовый, традиционный католицизм: я – католик, хожу в костел, отмечаю Рождество, Пасху, не представляю себе, чтобы мои дети были не крещенными. Но ведь это только символы, за этим нет ничего более глубокого. Если поговорить с поляками по душам, то тех, кого в самом деле можно назвать верующими, кто принимает участие в жизни костела, я бы сказала, сознательных католиков, значительно меньше, чем 97%.


- Как молодая женщина, я, конечно, нередко борюсь сама с собой. Я знаю, что в какой-то ситуации не могу поступить определенным образом, потому что это запрещает церковь. С другой стороны, я иногда восстаю против некоторых вещей, потому, что мне кажется, что это не Господь мне говорит все это, а священники, которые, к сожалению, сильно оторваны от реальной жизни.


Пани Доминика, приводит такой пример раздвоения своих переживаний:


- Я определенно поддерживаю ксендзов в вопросе о недопустимости прерывания беременности. Но в том, что касается контрацепции, я с ними не согласна. Не нужно прятать голову в песок и думать, что люди не занимаются сексом до брака. Конечно, те, кто материально обеспечен, кто не имеет проблем с тем, чтобы вырастить двух, трех, четырех детей… а если просто нет денег? Думаю, церковь должна по крайней мере разрешить использование презервативов.


- Обратите внимание, что количество венчаний падает. Может быть потому, что люди не хотят заниматься самообманом, быть двуличными. Я стараюсь жить согласно учению церкви, но не осуждаю те молодые пары, которые живут вместе до брака. Если они на самом деле любят друг друга, то самое главное отдать эту любовь в распоряжение Господа.


В последние годы в Польше появился новый тип женщины – самостоятельной, эмансипированной карьеристки, которая не хочет рано рожать. В определенном смысле Доминику Ягелло можно отнести к этой категории полек. Как это сочетается с принятыми в обществе представлениями о традиционной семье?


- Интересно, что вы об этом спрашиваете. Как раз месяц назад во время проповеди священник говорил, что плохо, что столько вокруг одиноких молодых девушек, парней. Что, мол, мы избегаем замужества, материнства, хотя это задача людей – заводить дом, растить детей и так далее. Значит, я должна молиться, чтобы не быть одной. Но, боже мой, ведь это не моя вина, что я одна. Я бы хотела иметь детей, но не получается. И если я пока одна, то почему кто-то пытается вбить мне в голову, что это очень плохо. Мне часто плохо самой, но я воспринимаю это так – если Господу Богу угодно, чтобы я была одна, то у него есть какая-то цель. Только об этом священники уже не говорят.


В последнее время в Польше богослужения все чаще передаются из костелов по интернету в прямом режиме. В сети есть и услуги «удаленного посещения могил» (РС о ней уже рассказывало), начинается дискуссия даже об организации исповеди через интернет. Доминика Ягелло также активно пользуется всемирной сетью, но в других целях:


- Еще Иоанн Павел Второй говорил, что нужно использовать все средства для проповеди слова Божьего. Я согласна с этим: есть случаи, когда люди на самом деле не имеют возможности прийти на богослужение – у них нет костела или человек болен. Но ведь вера, как я говорила, это нелегкая вещь. Нельзя рассуждать так: я буду католиком, но пусть священник придет ко мне домой ; на улице холодно, так я исповедуюсь через интернет. А где тогда контакт с Богом? Конечно, Бог есть везде, но костел учит, что принять Иисуса в свое сердце можно через святое причастие. Так что, теперь ксендз должен высылать верующим Христа в конвертах или по электронной почте? Этого не понимаю.


Польша является частью объединенной Европы. На польскую культуру все более сильное влияние оказывают обычаи других народов. Следует ли в связи с этим ожидать уменьшения влияния религии на различные сферы жизни людей? Доминика Ягелло надеется, что этого не произойдет:


- Традиции поляки наверняка будут поддерживать. Только, как мы уже говорили, на уровне символов. Боюсь, что нашему обществу грозит все большая секуляризация. Мы сами в этом виноваты – бежим, ведь вокруг так много интересного. Но и церковь должна что-то делать. Я не хочу бояться ксендза - в детстве я боялась не только Бога, но и ксендзов. Ксендз должен быть моим приятелем и опорой, а они очень замкнуты, живут в своем мире. Если они будут меняться, и в нас не пропадет желание, кроме приземленных вещей, делать что-то для жизни вечной, тогда все будет в порядке.


XS
SM
MD
LG