Ссылки для упрощенного доступа

Линия фронта


В ночь с 3 на 4 августа 2015 года защитники прав животных из шведской группы Tomma burar ("Пустые клетки") Йоханна Эрикссон, Рамин Винрот, Робин Йонссон и Сара Андерссон надели белые халаты и перчатки, взломали замки на животноводческой ферме в Венстманланде и вынесли на руках двух свинок, названных позднее Сельма и Луиза. Свинок перевезли на ферму для спасенных животных, где счастливые Сельма и Луиза впервые увидели траву, небо и солнце. Теперь свинки спят на соломке, играют на свежем воздухе; в Швеции они стали известными персонажами. Активисты оставили фермеру письмо и банку с веганским печеньем, заявили о произошедшем в полицию и опубликовали в интернете манифест. Скажите честно, что вы думаете об этом?

Люди, которые впервые узнают про Движение за освобождение животных, склонны считать, что эта недавно возникший, бессмысленный и безосновательный протест кучки необразованных экофанатиков, жизнь которых безмятежна и легка, а возможности заниматься ерундой ничем не ограничены. Это стереотипное мнение, в принципе, мало отличается от невежественных представлений о любом типе правозащитной деятельности. Пристальное изучение вопроса позволяет увидеть диаметрально противоположное явление.

Приблизительный возраст европейского движения против видовой дискриминации – 400 лет, корни его питаются идеями Просвещения, а цветы распускаются рядом с аболиционистскими и суфражистскими. Общественный диалог, к которому приводят действия освободителей животных, концентрируется на этических проблемах куда больше, чем на экологических. Вопреки утверждению о том, что правозащита касается только людей, зоозащитники в своих книгах, манифестах и лекциях убедительно доказывают: освобождение животных является, прежде всего, неметафорическим освобождением людей.

В развитых странах движение за освобождение животных давно пребывает в состоянии биологического бессмертия, абсолютно не зависит от харизматических лидеров и успешно восстанавливается в случае гибели или арестов активистов. Если раньше примкнувшие к движению кино-рок-гламур-политик-медиа-селебрити воспринимались как экстравагантные одиночки, то сейчас этичный образ жизни и поддержка зоодвижений стали частью традиционного имиджа звезд вообще. Создана крупная философская, идеологическая, медийная база, на многих интернет-ресурсах ведется хроника протестов, существуют официальные пресс-центры и журналы (например, Bite Back), издаются юбилейные исторические книги (Until All Are Free – The Story of the Swedish Animal Liberation Front), множество формально не связанных с прямым действием зоозащитных групп работает легально. Документальные ленты о "Фронте освобождения животных" - например, фильм "Под маской" (Behind the Mask, 2006) - получают множество призов на международных кинофестивалях.

Идея, которую продвигает движение за освобождение животных – веганство, или отказ от бессмысленного насилия, – подразумевает не только этичный образ жизни, диетические пристрастия или особенности быта, но и ежедневную личную борьбу активистов за права угнетенных. Любое веганское объединение – например, сообщество читателей кулинарного блога или посетителей маленького кафе – неизбежно становится информационным центром Движения за освобождение животных, неизбежно изменяет общественные приоритеты. Работа сотен тысяч крошечных групп выливается в поддержку авторитетных официальных организаций типа Peta и нелегальных, преследуемых полицейскими всех стран сетей – таких, как Animal Liberation Front.

Сеть этичных кафе, магазинов, гостиниц и предприятий за последние десять лет прямо-таки окутала мир. Если прежде для каждого вегана повседневная жизнь и существование во время путешествий были аскетическим подвигом, то сейчас веганские группы обсуждают не принципиальную возможность выживания в тех или иных условиях, а уровень комфорта, который может предоставить тот или иной город. Сложно найти на земле местность, где веган может стать первопроходцем. Даже Гренландия давно и неоднократно покорена.

Невозможно представить себе современное западное леворадикальное политическое мероприятие без таблички "веган" на столиках с едой

Одной из заслуг веганского движения в развитых странах является поддержка этичного образа жизни на государственном уровне. Недавно Норвежский директорат по здравоохранению и социальным вопросам (подведомственный орган Министерства здравоохранения и социального обеспечения) оповестил граждан о том, что веганское питание безопасно для детей. Невозможно представить себе современное западное леворадикальное политическое мероприятие без таблички "веган" на столиках с едой.

Если мы примем во внимание все вышеперечисленное, то шведские освободители животных не кажутся неординарным явлением. Рано или поздно кто-то должен был снять маску. Так или иначе, "Пустые клетки" – новорожденная группа, которая открыто освобождает животных, лавируя между такими понятиями, как закон, долг, порядочность, общественная норма, этика, свобода, ирония.

Освобожденные свинки
Освобожденные свинки

Слово "новорожденная" относится только к совместному существованию активистов в новом качестве. Политический опыт участников очень велик. У психолога Мартина Смедьебака – самая яркая биография. Кроме университетского опыта и семи лет на посту секретаря пацифисткой организации – периода, во время которого он приобретал свои убеждения, – Мартин указывает в автобиографии шесть месяцев, проведенных в тюрьме за отстаивание этих убеждений. Робин Ионссон, ставший вегетарианцем в 16 лет, рассказывает про участие в других веганских проектах. Рамин Винрот также имеет опыт работы в зоозащитных организациях, недавно он начал читать лекции о веганстве. Йоханна Эрикссон, вегетарианка с 17 лет, интересуется вопросами социальной справедливости, помогала беженцам и живет в христианской общине.

Вот что "Пустые клетки" говорят, обращаясь в своем первом письме к работникам фермы, шведскому народу и, естественно, ко всему миру: "Эта акция не направлена против вас. В любом случае мы не хотим обидеть вас. Наоборот, мы хотим, чтобы все люди и животные могли жить своей жизнью в безопасности и без насилия... Сегодня многие животные воспринимаются как имущество, продукты или машины для производства продуктов питания или услуг. Этот подход неизбежно приводит к страданиям и смерти для миллионов живых существ, которые предпочли бы жить без страданий и убийств, вместе со своими семьями..."

Наутро после освобождения свинок Сельмы и Луизы Мартин Смедьебак опубликовал на новостном сайте nyheter24.se текст, в котором призвал шведский народ отказаться от мяса, а шведских фермеров – перейти на выращивание растений. В манифесте говорилось: веганы хотят построить новое общество, в котором будет "меньше крови и больше наслаждения пищей, меньше насилия и больше заботы, меньше клеток и больше свободы", общество, которое станет лучше и для людей, и для животных. Нечего и говорить, что акция получила медийный и общественный резонанс. "Пустые клетки" заявили, что продолжат действовать.

Ночью 10 августа Мартин, Робин и Рамин надели костюмы для плавания, вооружились фотокамерами, перерезали сетку садка рыбной фермы в Уппланде, с помощью сачка выловили одну единственную рыбу (лосося впоследствии назвали Юстина – с намеком на справедливость) и восстановили целостность рыбного садка. Как и во время первой акции, активисты оставили печенье и письмо для фермера, после чего вызвали полицию.

В пресс-релизе акции говорилось: "Ночная акция – первое открытое освобождение рыбы в Швеции. Открытое действие означает, что известны личности, действия и мотивы активистов. То, что люди используют и убивают животных без необходимости, является такой серьезной социальной проблемой, что мы вынуждены вмешаться... Исследования показывают, что рыба, как и млекопитающие, имеет развитую способность чувствовать боль. На рыбных фермах тысячи рыб живут в крошечных пространствах. Рыбы – живые и разумные существа с правом на жизнь, на свободу".

Ночью 14 августа Йоханна, Мартин, Рамин, Сара и Стаффан посетили птицефабрику в Нарке и освободили восемь птиц – курицу Кайсу и ее сестер Аннику, Афину, Эббу, Эмилию, Сину, Терезию и Ивлу. Письмо, печенье и полиция – все как всегда. "Куры не совершили никакого преступления, но они проводят в клетке всю свою жизнь. Спасение беспомощных животных не воровство, а необходимость. Люди не имеют права эксплуатировать животных. Животные, как и люди, имеют право на жизнь и свободу, независимо от того, плавают они, летают или ходят..."

На заглавной картинке сайта "Пустых клеток" изображено пять животных – курица, овца, корова, свинья и рыба. Это означает, что активисты имеют большие планы на осень.

Любава Малышева – гражданский активист, фотограф-документалист, живет в норвежском городе Берген

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG