Ссылки для упрощенного доступа

Вячеслав Поставнин: "Наша экономика не может развиваться без привлечения иностранных работников"


Программу ведет Андрей Шароградский . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Андрей Шароградский : Федеральная миграционная служба России планирует с 1 января ввести квоту на привлечение иностранцев в мелкорозничную торговлю. Об этом заявил заместитель главы службы Вячеслав Поставнин. В ближайших планах ведомства открытие филиалов во всех странах СНГ и других государствах, где проживают крупные русскоязычные диаспоры. Правозащитники предлагают в свою очередь объявить амнистию для живущих в стране нелегалов. Тему продолжит Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский: По данным Федеральной миграционной службы, в России сегодня нелегально работает от 10 до 12 миллионов человек. Официальное разрешение на трудовую деятельность выдано 975 тысячам приезжих. Даже вопреки этому России ежегодно не хватает около миллиона рабочих рук. Говорит заместитель главы Федеральной миграционной службы Вячеслав Поставнин.



Вячеслав Поставнин: Наша экономика не может развиваться теми темпами, которыми сейчас развивается, без привлечения иностранных работников. По подсчетам специалистов МЭРТ, нам ежегодно нужно дополнительно примерно миллион рабочих рук. И подсчетам, опять же, специалистов МЭРТ, Минздравсоцразвития, прежде всего, имеется в виду рост труда, в нашей стране сейчас примерно работает порядка 10-12 миллионов иностранных работников. Как вы понимаете, большая часть из них работает нелегально. Чем больше нелегальных иммигрантов, тем лучше для работодателей, поскольку это дешевая безотказная рабочая сила. Но нужно очень много экономить на налогах, рабочий день увеличить до 14-15 часов. Представляете, да? Конечно, такой огромный потенциал, который дает очень сверхприбыли высокие.


То что касается рыночного урегулирования этого рынка. Что плохого?! Может быть, действительно, пусть они все нелегально трудятся. Нам тоже хорошо будет - и продукты дешевле будут, и промышленные товары будут дешевле. Что плохо? Ну, во-первых, происходит выдавливание из многих сфер экономики отечественных производителей и вообще отечественной рабочей силы. Получится безработица среди коренного населения большая. Во-вторых, такое огромное количество использования иностранных мигрантов, да еще нелегальных, такой дешевой рабочей силы в больших количествах приводит к отсутствию мотивации у работодателей усовершенствовать свое производство, внедрять новые технологии, обустраивать нормальным образом рабочие места. То есть в принципе это ведет к регрессу, скажем, развития новых технологий.



Максим Ярошевский: С 1 января следующего года миграционная служба планирует установить квоты на привлечение иностранцев в мелкую розничную торговлю. Каждый регион в зависимости от потребностей в рабочей силе вправе сам выбрать, сколько именно приезжих ему необходимо.



Вячеслав Поставнин: Самое главное - нам надо определить потребности, собственно говоря, в рабочей силе и понять точно, какие рабочие специальности нам нужны на территории России Федерации и, прежде всего, понять места, куда, собственно говоря, они должны приехать, там, где в них испытывают наибольшую потребность. В этой связи новое законодательство дает такое право регионам определить потребность в количественном и качественном составе иностранных трудовых мигрантов, которых регион готов принять к себе. Поточнее скажу, региональные власти должны определить, сколько экономике региона нужно, проще сказать, каменщиков, маляров, штукатуров, сельскохозяйственных работников. Регион это должен знать. И комиссия по миграции при правительстве Москвы должна сказать, что она планирует квоты где-то примерно на 800 тысяч человек, у уже собраны заявки от всех отраслей экономики и хозяйства города.



Максим Ярошевский: Вячеслав Поставнин добавил, что число приезжающих в Россию иностранных студентов практически не меняется. Более того, Россия заинтересована в молодых иностранцах.



Вячеслав Поставнин: Вообще заинтересованы, кстати говоря, в увеличении количества студентов, обучающихся на нашей территории, поскольку это люди, которые могли бы каким-то образом, серьезным образом эффективно решить наши демографические проблемы. Им гораздо проще было бы интегрироваться и адаптироваться в нашем обществе, поскольку в процессе обучения, находясь на территории нашей страны, они бы это уже сделали за 4, 5, 6 лет, когда они учатся. Поэтому к студенчеству у нас самое позитивное отношение.



Максим Ярошевский: Заместитель главы Миграционной службы на пресс-конференции в понедельник также высказал предложение легализовать многочисленные фирмы, которые сейчас предлагают оформить регистрацию иностранцам. Вагоны метро в Москве пестрят такими объявлениями.



Вячеслав Поставнин: Вот уже 15 лет, наверное, мы с ними боремся, никак их побороть не можем, с этими фирмами. На наш взгляд, эти услуги, конечно, надо, собственно, легализовывать. Во всем мире есть такое понятие, как частный агент занятости, который официально, получив определенное разрешение у государства и лицензию, занимается такого рода услугами. И у нас законом дается такое право организациям и фирмам, которые занимаются отправкой российских граждан с целью осуществления трудовой деятельности за рубежом. Так что, я думаю, надо в этом направлении поработать, потому что одними запретительными мерами эту проблему решить не удастся.



Максим Ярошевский: Сейчас представительства миграционной службы работают в Армении, Туркмении, Киргизии, Таджикистане и Латвии. По словам Вячеслава Поставнина, в ближайших планах открыть филиал во всех странах СНГ, а также в США, Германии и Китае, там, где проживают многочисленные русскоязычные диаспоры.


Руководитель правозащитной организации "За права человека" Лев Пономарев считает, что единственное решение проблемы нелегальных мигрантов в России - это миграционная амнистия.



Лев Пономарев: Единственный выход в таком положении - это миграционная амнистия. Предложение о миграционной амнистии мы делали несколько лет назад, я имею в виду, правозащитники делали несколько лет назад. Мы опирались на международный опыт в области миграционной амнистии, мы знаем, что Соединенные Штаты регулярно проводят такую миграционную амнистию. Проблема нелегальных мигрантов существует в Соединенных Штатах. Под амнистию проходят люди, те, которые живут несколько лет нелегально, но, тем не менее, не попадают в компьютеры полиции, то есть они не являются нарушителями закона. То же самое предложили сделать в России. Это было в виде письма президенту России. Я знаю, что это обсуждалось очень серьезно Лукиным, полномочным по правам человека Российской Федерации. Тем не менее, как мы видим, силовой подход опять побеждает. Дело в том, что силовики были всегда против этой амнистии, они слово "амнистия" не могут проговорить, у них язык не поворачивается сказать, амнистия. А вот "за решетку", это они с удовольствием говорят.



Максим Ярошевский: Насколько права мигрантов вообще защищены в России?



Лев Пономарев: Никак не защищены. Это чудовищно, они живут хуже, чем (если мне будет разрешено) скот. Потому что скот, так сказать, у хозяев нормальных живет в обихоженном виде, пусть это нечеловеческие условия, но, тем не менее, тепло, светло и накормлен. Про мигрантов это сказать нельзя. Они живут вплоть до контейнеров. Мы одно время занимались проблемой вьетнамских мигрантов, которых сюда СССР завез, то есть несет полную ответственность, то есть он пригласил вьетнамских мигрантов сюда в свое время. Так вот их не депортируют в массовом порядке, потому что все деньги, которые выделяются на депортацию, либо их мало, либо разворовываются. Потому что ясно, что депортация каждого вьетнамца - довольно дорогое удовольствие. Их регулярно вылавливают, а потом их же продают просто как бездушные предметы, их просто выкупает вьетнамская община, и они опять продолжают жить в чудовищных условиях. А когда идут облавы, они прячутся, вплоть до мусорных контейнеров.



Материалы по теме

XS
SM
MD
LG