Ссылки для упрощенного доступа

"Это не пропагандистский телеканал"


У русскоязычных эстонцев появилась альтернатива российским телеканалам
У русскоязычных эстонцев появилась альтернатива российским телеканалам

Эстония первой из стран Балтии запустила государственное телевидение на русском языке

В Эстонии начал вещание новый русскоязычный телеканал ETV+. Мысль о необходимости противопоставить крайне идеологизированной продукции российских каналов спокойную и объективную тележурналистику "с мест" зрела в Европе с начала украинского кризиса. В январе этого года министры иностранных дел Эстонии, Литвы, Дании и Великобритании направили Еврокомиссии совместное письмо с предложением создать европейскую медиа-платформу на русском языке для противодействия российской пропаганде. Идея дошла до Совета министров иностранных дел Евросоюза, однако дальнейшего развития не получила – из-за дороговизны от проекта поочередно отказались все балтийские страны, кроме одной.

О том, каким он получился, после первой недели эфирного вещания Радио Свобода рассказал члена правления Эстонского национального телерадиовещания (ERR) Айнар Руусар.

- Господин Руусар, смотрят ли новый канал зрители?

- Смотрят, хотя точно измерить успех телеканала за первую неделю невозможно - это требует времени. Наверное, многие зрители включили телеканал просто из интереса. Средние цифры первой недели таковы: 15 минут или дольше канал смотрели 200 тысяч человек. Почему я говорю, что об окончательных рейтингах говорить рано: почти 25% из них были эстонцы, которые просто удовлетворили таким образом любопытство. Дело в том, что новый канал отличается от эстонских телепрограмм. Ведущие – молодые люди, очень активные шоу. Новая свежая студия, новые лица на экранах, так что, в принципе, я доволен.

Логотип ERR - Эстонского национального телерадиовещания
Логотип ERR - Эстонского национального телерадиовещания

- Какова на ETV+ пропорция между оригинальным контентом и покупным?

- У нас более 20 часов собственных программ в неделю: каждое утро прямой полуторачасовой эфир, каждый вечер эфир с понедельника по пятницу. Кроме того, раз в неделю - тележурнал о современной русской культуре в Эстонии и за ее пределами, дискуссионное шоу на общественно-политические темы, получасовое интервью с важной или известной персоной – так называемый "хотдог", реалити-шоу о путешествиях по Эстонии, передача про моду и дизайн, и, конечно, две новостные передачи каждый вечер.

- Чем в первую очередь заинтересовались зрители, развлекательными или общественно-политическими передачами?

- Первая неделя не показательна в этом смысле. Интерес был велик ко всем передачам, поскольку они впервые вышли в эфир. Думаю, только месяца через два мы сможем говорить о том, какой зритель какую передачу предпочитает. Мы в самом начале, самолет только взлетел, мы в принципе не можем сейчас предположить, что, скажем, любят женщины, а что мужчины.

- Заказчик, эстонское правительство, ставило перед вами цели по достижению какой-то аудитории? Может ли случиться, что если вы не достигнете результатов, вам откажут в финансировании?

- Нет, нам правительство и парламент таких целей не ставили. Но нас спрашивали, конечно, как мы сами видим свои цели, чего мы сами хотим достичь. Наша программа-максимум состоит в том, чтобы через полтора года эфира 50% русскоязычных жителей Эстонии смотрели канал хотя бы 15 минут в неделю и 75% знали, что такое ЭТВ+.

- ЭТВ+ доступен и в эфире, и по кабельному телевидению, и в высоком разрешении?

- Да, все программы выходят в формате HD, в эфире, нас показывают все кабельные операторы. Немаловажно и то, что любая программа доступна и в интернете – как в прямом эфире, так и в записи, ее можно посмотреть в течение 30 дней после выхода.

- Все бесплатно?

- Да, причем без блокировки доступа для пользователей по географическому принципу. Довольно много людей посмотрели те или иные передачи в интернете уже после эфира.

- Вы собираетесь предлагать отдельные передачи или весь канал за рубеж?

- В нашей собственной программе мы преимущественно рассказываем местные истории, распространяем местную информацию. Мы строим нашу конкурентоспособность на том, что показываем материал, который другие русские каналы не показывают, о том, как живется в Эстонии. Прежде всего, мы считаем нашей аудиторией людей, которые живут в Эстонии или за рубежом, но как-то с нашей страной связаны: может быть, у них здесь родственники, или они когда-то здесь жили, или хотят сюда приехать отдыхать, и так далее. Если говорить о продаже контента, то два кабельных оператора за рубежом уже интересовались, каким образом можно включить в их пакет ЭТВ+, один в Хельсинки, а другой в Риге, хотя договоренностей никаких еще нет.

- Весной у нас был с вами разговор о том, что вы готовы сотрудничать с латвийским общественным телевидением LTV по созданию общего русского канала. Эти планы не осуществились. Будет ли сотрудничество в каком-то объеме?

- Да, но общего телеканала мы, по-моему, никогда и не собирались запускать. Мы шли по тому пути, что, если надо, обменяемся какими-то программами или будем производить их совместно. Руководители Латвийского телевидения приедут сюда на следующей неделе, мы будем обсуждать с ними, что мы можем предложить им интересного на русском языке. Про планы создания русскоязычного телеканала в Латвии я ничего не знаю.

Акция против вещания российских телеканалов на Украине, Киев, июль 2015 года
Акция против вещания российских телеканалов на Украине, Киев, июль 2015 года

- В эстонском обществе русскоязычный телеканал на государственные деньги воспринимается как попытка пропаганды или контрпропаганды?

- Были люди, которые об этом очень много говорили до запуска. Теперь, после недели в эфире, я таких разговоров не слышал. Все поняли, что это не пропагандистский канал, что у нас новости, независимая журналистика, развлечения, образовательные и культурные программы и так далее, – рассказал Айнар Руусар Радио Свобода.

Еще одна страна, где может в ответ на российскую пропаганду может появиться телевидение на русском языке – Польша. В июле намерение запустить в Европе русскоязычный канал с польским и нидерландским финансированием в размере около 2,5 миллионов евро высказал министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына. Руководитель польского МИДа говорил, что "аудиторией телеканала станут русскоязычные меньшинства в странах Восточной Европы и россияне". Канал, согласно этому плану, должен был заработать уже в 2016 году, а окончательные детали Схетына обещал раскрыть в сентябре на конференции в Варшаве. Однако в означенное время стало известно, что создание канала отложено.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG