Ссылки для упрощенного доступа

Гаага займется "пятидневной войной"


Грузинский город Гори после авиаудара российских самолетов
Грузинский город Гори после авиаудара российских самолетов

Международный уголовный суд готов расследовать конфликт России и Грузии в августе 2008 года как военное преступление

Прокурор международного уголовного суда Фату Бенсуда отправилась в Грузию для консультаций с грузинским руководством о расследовании военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных в ходе "пятидневной войны" августа 2008 года.

В Тбилиси не исключают, что международный уголовный суд может потребовать экстрадиции грузинских военных и политических руководителей, включая экс-президента Михаила Саакашвили. Грузинские власти готовы представить суду доказательства этнических чисток грузинского населения в Южной Осетии, однако эксперты признают, что с российской стороны вряд ли кто-либо может быть реально привлечен к ответственности, поскольку Россия, в отличие от Грузии, не признаёт юрисдикцию Гаагского уголовного суда.

Накануне визита в Грузию прокурор международного уголовного суда (МУС) в Гааге Фату Бенсуда распространила специальное видеообращение, объяснив причины, по которым Гаагский суд приступил к расследованию событий "пятидневной войны" 2008 года. Заявление содержит несколько важных посылов о приоритетных направлениях будущего расследования и о возможном судебного процессе над лицами, подозреваемыми в совершении преступлений против человечности, либо военных преступлений в ходе кратковременного, но весьма кровавого военного конфликта в Южной Осетии:

Прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда
Прокурор Международного уголовного суда Фату Бенсуда

"Ситуация в Грузии пристально анализировалась моим офисом после августа 2008 года, когда произошли вооруженные столкновения между Южной Осетией и Грузией с участием Российской Федерации. На основе анализа я пришла к выводу, что в течение конфликта совершены преступления против человечности и военные преступления", – заявила прокурор. По мнению Фату Бенсуда, к преступлениям против человечности и военным преступлениям относятся изгнание грузинского населения из Южной Осетии, уничтожение их имущества, а также нападение грузинских и южноосетинских военных на представителей миротворческих сил.

В этой связи прокурор международного уголовного суда напомнила об убийстве двух и ранении пятерых грузинских миротворцев 7 августа 2008 года в грузинском селе Авневи после артиллерийского обстрела с позиций южноосетинских вооруженных формирований, а также о гибели семерых и ранении более тридцати российских миротворцев в результате обстрела и уничтожения их базы грузинской армией в первый же день начала масштабных боевых действий.

Грузинское население покидает зону боевых действий
Грузинское население покидает зону боевых действий

"Согласно информации, которой обладает мой офис, сотни гражданских лиц грузинской национальности были убиты и десятки тысяч изгнаны в контексте возможной кампании по их насильственному перемещению, организованной де-факто властями Южной Осетии", – подчеркнула прокурор МУС, явно избегая при этом термина "этнические чистки". По ее словам, в процессе "возможной кампании по насильственному перемещению" около пяти тысяч грузинских домовладений было уничтожено. Фату Бенсуда также сообщила, что грузинское население Южной Осетии в результате тех событий сократилось на 75 процентов. Прокурор обещает провести независимое расследование и привлечь к ответственности всех виновных, "кем бы они ни были".

Михаил Саакашвили и министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер в Гори 11 августа 2008 года
Михаил Саакашвили и министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер в Гори 11 августа 2008 года

Одним из первых на заявление прокурора Гаагского международного уголовного суда откликнулся экс-президент Грузии, глава Одесской областной администрации Михаил Саакашвили. На своей страничке в фейсбуке он написал, что прокурор Гаагского суда "не только опровергает утверждение Москвы о вторжении в Грузию для защиты осетинского народа от геноцида, но обвиняет русских и местных коллаборационистов в этнических чистках и иных преступлениях против человечности". "Кто бы мог подумать, что все утверждения путинской пропаганды окажутся ложью?!" – риторически спрашивает Михаил Саакашвили. Заявление Фату Бенсуда он называет "в целом удовлетворительным".

Что касается расстрела российских миротворцев, Саакашвили убежден, что ему "не составит большого труда ответить на все вопросы по этому поводу". Ранее многие соратники экс-президента утверждали, что грузинские военные "лишь подавляли огневые точки", якобы находящиеся в местах дислокации российских миротворцев. То есть гибель российских военнослужащих была случайностью, а не преднамеренным преступлением.

Ракетный удар грузинских войск по Цхинвали. 8 августа 2008 года
Ракетный удар грузинских войск по Цхинвали. 8 августа 2008 года

Впрочем, противники бывшего президента с такой логикой не согласны. Экс-глава государственной канцелярии Петре Мамрадзе убежден, что артиллерийский удар по городу Цхинвали, как и расстрел базы российских миротворцев – это преступление, за которое Михаила Саакашвили вполне могли бы привлечь к ответственности в Международном уголовном суде:

Если будет признано, что одесский губернатор – военный преступник, это было бы просто замечательно

– Для этого есть все основания, ибо все произошло по личному решению Саакашвили. Он сам приказал и затем рассказал об этом парламентской комиссии, утверждая, что якобы у него "не было иного выхода". Это, конечно же, является полной ложью. Другое дело, насколько эффективно смогут действовать нынешние власти, которые пока что показали себя весьма неприглядно в плане расследования преступлений Саакашвили. Но в целом то, что был обстрелян мирный грузинский город Цхинвали, где погибли люди, в том числе миротворцы, – это преступление лично Саакашвили.

– Гаагский суд может потребовать экстрадиции Михаила Саакашвили?

– Тут я сомневаюсь, потому что Гаагский суд не всегда бывает настолько эффективным, чтобы выйти прямо на того, кто приказывал. Наверняка скажут, что это совершили военные. А так было бы замечательно и очень полезно для грузинской государственности, чтобы Саакашвили и его сообщники были осуждены международным уголовным судом. И если будет признано, что одесский губернатор – военный преступник, это было бы просто замечательно, – отметил Петре Мамрадзе.

Колонна российских войск на пути к Цхинвали. 9 августа 2008 года
Колонна российских войск на пути к Цхинвали. 9 августа 2008 года

Его мнение разделяют многие из тех, кто в течение долгого времени боролся против президента Саакашвили, возлагая на него, в том числе, вину за втягивание страны в "губительную войну с соседней ядерной державой". Впрочем, есть и противоположное мнение. Бывший заместитель министра иностранных дел Серги Капанадзе, например, убежден, что грузинские власти не совершали в ходе конфликта никаких преступлений, а если кого и надо судить, то руководителей России:

Само расследование в том направлении, чтобы уличить российских политиков либо военных, очень важно для нас

– Что касается нападения на миротворцев, то еще неясно, каким на самом деле был тот процесс. Потому что если так называемые "миротворцы" участвовали в боевых действиях, и это будет доказано, то в этом случае их миротворческий мандат уже не существовал. Для нас главное, чтобы в результате уголовного процесса в Гааге те люди в России, кто покровительствовал этническим чисткам и отдавал соответствующие приказы, понесли наказание. То есть главный вызов для наших политиков и минюста, чтобы Россия не смогла ускользнуть от ответственности, свалив все на исполнителей в Южной Осетии.

– Но ведь Россия не признаёт юрисдикцию Гаагского уголовного суда?!

– Да, она не будет сотрудничать с судом. Но даже в этом случае следствие может выявить виновных. Другое дело, что будет с этими людьми – будут они переданы для суда в Гаагу или нет. Но само расследование в том направлении, чтобы уличить российских политиков либо военных, очень важно для нас, – подчеркнул Серги Капанадзе.

В Тбилиси считают расследование событий "пятидневной войны" очень важным с точки зрения установления истины, как и почему началась война из-за Южной Осетии и действительно ли Грузия была агрессором в том военном конфликте. Бывший ректор грузинской дипломатической академии Иосиф Цинцадзе надеется, что Гаагский суд однозначно ответит на эти вопросы:

Грузинский город Гори после российского авиаудара. 9 августа 2008 года
Грузинский город Гори после российского авиаудара. 9 августа 2008 года

– Россия не признаёт компетенцию Гаагского суда. Так что для России это "пустой выстрел". Но для нас, для Грузии имеет принципиальное значение смыть пятно, что якобы мы агрессоры и именно мы начали войну. Однако последнее слово все-таки не за прокурором, а за судом. Это ведь не грузинский суд, где главная фигура – прокурор, а не судья. Впрочем, грузинские власти все-таки оказались в щепетильном положении, поскольку всего три года назад они возлагали всю вину за начало той войны на Саакашвили, – напомнил Иосиф Цинцадзе.

Расследование в Гаагском уголовном суде имеет острое внутриполитическое звучание для грузинских элит и вполне может стать причиной для нового противостояния между правящей коалицией "Грузинская мечта" и партией экс-президента Саакашвили "Единое национальное движение". Основатель "Грузинской мечты", миллиардер Бидзина Иванишвили неоднократно возлагал всю ответственность за трагедию на Михаила Саакашвили, ссылаясь на заключение комиссии ЕС под руководством Хайди Тальявини. Но если Гаагский суд потребует экстрадиции кого-либо из бывших или действующих офицеров грузинской армии по обвинению в военных преступлениях, правящая коалиция может оказаться перед "смертельным выбором" между выполнением международных обязательств и риском гражданской войны.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG