Ссылки для упрощенного доступа

Выборы-2016


Дональд Трамп
Дональд Трамп

Феномен Трампа в историческом контексте

Александр Генис: Налет террористов на Париж отразился на ходе событий во всем мире, в том числе, как уверенно замечают политические обозреватели, и на избирательной кампании в США. Сенатор от штата Делавэр Крис Кунс предсказывает, что теперь дебаты кандидатов сосредоточатся на проблемах внешней политики и безопасности. И это значит, что преимущество будет на стороне тех, кто обладает опытом реальной службы в правительстве. Условно говоря, одно дело - бывший госсекретарь Хиллари Клинтон, а другое - магнат Трамп, предложивший предоставить борьбу с ИГИЛ Путину, с которым он же пообещал договориться по-хорошему.

Но пока теракт в Париже позволил Трампу лишь повысить свой рейтинг за счет агрессивной риторики иодозных проктов, вроде закрытие мечетей и регистрации всех мусульман в США.

В этой ситуации феномен Трампа особенно важно рассмотреть с исторической точки зрения.

О нем и его предшественниках-популистах в американской политики рассказывает в своем авторском жанре “исторического репортажа” Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Когда Дональд Трамп начинал свою президентскую кампанию, рейтинг у него был один процент, а у фаворита гонки Джеба Буша – 22. Затею Трампа воспринимали как каприз пресыщенного бонвивана. Он, наверное, и сам выставил свою кандидатуру для прикола. Но вот уже несколько месяцев он прочно держится в списке соперников-республиканцев на первом месте: по последним опросам, у него почти 25 процентов, а Буш на пятом с шестью процентами.

В чем секрет его феноменального успеха?

На самом деле Трамп начинал не на пустом месте. Почти полтора десятка лет он создавал свой медиа-образ в качестве продюсера и главного героя реалити-шоу «Подмастерье». Он эпатирует публику высказываниями, наглость которых равна их невежеству.

Этот образ – анфан террибль: капризное, невыносимо назойливое дитя, делающее ужасные вещи в приличном обществе. Своими выходками ребенок всех умиляет. То, чего не прощают другим политикам, ему легко сходит с рук и работает на его популярность. Нельзя же, в самом деле, осуждать дикаря за то, что он не умеет пользоваться носовым платком.

Все, что он говорит – оглушительная глупость и некомпетентность. Его несет, как Остапа на заседании «Союза меча и орала». У него не вяжутся концы с концами, в его монологах нет логики, но есть неподражаемый апломб – он искренне верит в свои уникальные таланты и могучий интеллект. На любую проблему у него есть простое решение. Почему же никто раньше не додумался? Потому что дураки.

Вот характерный отрывок из его предвыборной речи.

Дональд Трамп: В отношении создания рабочих мест я буду величайшим президентом, какого когда-либо создавал Господь Бог. Я верну наши рабочие места из Китая, Мексики, Японии, других стран. Я верну обратно рабочие места и наши деньги. Подумайте об этом прямо сейчас. Мы должны Китаю триллион триста миллиардов долларов. Японии мы должны еще больше. Поэтому они приходят, забирают у нас работу, забирают у нас деньги и дают нам эти деньги взаймы, и мы платим им проценты, и доллар повышается в цене, и тем самым условия сделки улучшаются для них. Насколько же глупые у нас лидеры и политики, что допускают это!

Владимир Абаринов: Став президентом, Трамп отберет у китайцев и японцев деньги и рабочие места. Как – он не говорит, но обещание публике нравится. Публика забывает о том, что сама отдает свои деньги за китайский, японский и мексиканские товары, потому что они дешевле американских, а получать китайскую зарплату публика не согласна.

Послушать Трампа, так злейший враг Америки – Мексика.

Дональд Трамп: Когда же мы дадим отпор Мексике на границе? Она смеются над нами, над нашей глупостью. А теперь они еще и добивают нас экономически. Они нам не друзья, верьте мне. Они убивают нас экономически. США превратились в свалку для чужих проблем. Когда Мексика шлет сюда своих людей, она шлет совсем не лучших. Это люди со множеством проблем, и они перекладывают эти проблемы на наши плечи. С ними сюда приходят наркотики, преступность. Это насильники...

Владимир Абаринов: Что делать с Россией? Да очень просто.

Дональд Трамп: Путин не уважает президента Обаму. Он будет уважать меня – это я вам обещаю.

Владимир Абаринов: Творческий метод Трампа называется двумя словами: популизм и демагогия. В сущности, это одно и то же. Когда-то в Древней Греции слово «демагог» не означало ничего плохого. Но потом им стали называть безответственных политиков, спекулирующих интересами народа и играющих на низких страстях толпы. В американской истории таких политиков тоже хватало. Одним из них по праву считается Хьюи Лонг, губернатор Луизианы, с 1932 года – сенатор от этого штата. Он собирался бросить вызов президенту Рузвельту на выборах 1936 года и в противовес его антикризисной программе «Новый курс» Лонг выдвинул свою - «Дележ богатства».

Хьюи Лонг
Хьюи Лонг

Хьюи Лонг: Леди и джентльмены! Верите вы или нет в Священное Писание, в заветы отцов-основателей этой страны или в историю и философию всех прочих наций, если вы верите хотя бы в четыре действия арифметики – сложение, вычитание, умножение и деление – вы согласитесь со мной в том, что достояние этой страны должно быть немедленно перераспределено среди 125 миллионов человек, если Америка хочет сохранить себя как государство.

Владимир Абаринов: Сенатор Лонг был блестящим оратором и первым американским политиком федерального уровня, который так активно использовал в своей деятельности радио, как раз тогда получившее широкое распространение и ставшее важным средством массовой информации.

Хьюи Лонг: Кто-нибудь был когда-нибудь на барбекю, где один человек сгребает со стола все, что приготовлено на десятерых? Единственный способ накормить остальных – заставить этого человека вернуть все, что он нахватал! Так как же нам накормить остальных? Что Морган, Рокфеллер и Меллон собираются делать со всем тем, что они успели ухватить? Они не могут все это съесть или все это надеть на себя. И вот когда они наедятся досыта, и когда их дети получат вдоволь еды и одежды, и их внуки получат, тогда мы вправе призвать господ Моргана, Рокфеллера и Меллона и сказать им: кладите обратно на стол все, что вы ухватили и что вам самим не нужно! Оставьте что-нибудь американскому народу!

Владимир Абаринов: Хьюи Лонгу было не суждено составить конкуренцию Рузвельту. 8 сентября 1935 года в столице Луизианы городе Батон-Руж на него было совершено покушение, и на вторые сутки он скончался от огнестрельного ранения в живот.

Неподражаемым мастером демагогии был сенатор Джозеф Маккарти. В своих спорах с оппонентами он подчас доходил до непристойной перебранки. Вот фрагмент диалога между Маккарти и главным юрист-консультом Сухопутных Сил США Джозефом Уэлшом в ходе публичных слушаний в Сенате. Речь шла об одном из подчиненных Уэлша.

Джозеф Маккарти
Джозеф Маккарти

Джозеф Маккарти: Мне неизвестно, знали вы или нет, что он член коммунистической организации. Предполагаю, что нет, г-н Уэлш, потому что у меня возникло впечатление, что хоть вы и явный актер, актер комического жанра, вы не имеете ни малейшего понятия об опасности, исходящей от коммунистической партии. Я не думаю, что вы, лично вы, сознательно помогали коммунистам. Я думаю, вы сами того не ведая содействовали достижению их целей, когда пытались превратить в балаган это слушание, на котором мы пытаемся предъявить факты.

Джозеф Уэлш: Сенатор Маккарти, не уделите ли вы мне внимание?

Джозеф Маккарти: Я могу слушать одним ухом и одновременно разговаривать...

Джозеф Уэлш: Нет, сэр, на этот раз я хочу, чтобы вы слушали двумя ушами. Сенатор Маккарти, я полагаю, до сих пор...

Джозеф Маккарти: Минуточку! Джим, у тебя есть под рукой статья, где сказано, что этот человек состоит в организации, которая служит вывеской для коммунистов? Зачитай-ка нам цитату, в которой говорится, что это юридическая служба компартии, и сколько времени она таковой является, и про то, что его рекомендовал принять на работу г-н Уэлш. Я считаю, это необходимо занести в протокол.

Джозеф Уэлш: До сих пор, сенатор, я недооценивал ваши грубость и неистовство. Если бы это было в моих силах, я простил бы вас. Я считаю себя джентльменом, но пусть вас простит кто-нибудь другой, но не я.

Джозеф Маккарти: Г-н председатель, позвольте мне ответить на слова г-на Уэлша о моей грубости и неистовстве. Он просто насмехается...

Джозеф Уэлш: Ну, вот что – хватит! В конце концов, сэр, у вас осталась хоть капля приличия? Г-н Маккарти, я больше не буду обсуждать с вами эту тему. Г-н председатель, если хотите, можете вызывать другого свидетеля.

Владимир Абаринов: А теперь – отрывок из аналогичного разговора Дональда Трампа с журналисткой.

Вопрос: Международная дипломатия – тонкая материя. Как же можно от вас ожидать, что, оказавшись в Белом Доме, вы будете следить за своим языком, когда вас так раскритиковали за ваши высказывания о Мексике? Вы сможете держать себя в рамках и не доставать другие страны?

Дональд Трамп: Вы не хотите выразиться иначе? Вам разрешают употреблять такие слова на телевидении?

Вопрос: И не злить другие страны.

Дональд Трамп: Вот что я вам скажу. Я сделал много денег во всех этих странах. У меня с этими странами отличные отношения. Посмотрите, что происходит в их отношениях с Соединенными Штатами. Нас все ненавидят. Хиллари Клинтон была худшим государственным секретарем за всю историю Соединенных Штатов. Никогда у нас не было такого плохого госсекретаря, как Хиллари. Нами возмущается весь мир. Мы все потеряли, все отношения. Ну просто нет ни единого хорошего шага, который исходил бы от этой администрации или в ее бытность госсекретарем. А у меня - отличные отношения.

Владимир Абаринов: Сенатор Маккарти в конце концов нарвался на отпор, после которого начался стремительный закат его политической карьеры. Автором этой отповеди стал в марте 1954 года обозреватель CBS Эдвард Мэрроу, который прославился как военный корреспондент и полемика которого с Маккарти нам известна по фильму Джорджа Клуни «Доброй ночи и удачи». Вот фрагмент не фильма, а реальной телепрограммы.

Эдвард Мэрроу
Эдвард Мэрроу

Эдвард Мэрроу: На прошлой сенатор Маккарти появился в этой программе, чтобы исправить ошибки, которые мы, возможно, допустили в нашем репортаже от 9 марта. Поскольку он не упомянул ни одного факта, о которых мы сообщали, мы должны сделать вывод, что он не нашел никакого искажения фактов. Он в очередной раз подтвердил, что каждый, кто разоблачает его, каждый, кто не разделяет его истерическое неуважение к человеческому достоинству и правам, гарантированным Конституцией, - тот или коммунист или попутчик коммунизма.

Главный пункт нападок на меня сенатора Маккарти был связан с Институтом международного образования. Я был заместителем директора, а ныне являюсь членом попечительского совета этого института. Институт на правах аккредитованного иностранного учреждения организовывал летние школы в таких станах, как Англия, Франция и Германия, а одна такая школа действовала в 1934 году в Советском Союзе. В общей сложности в программе обменов участвовало около 30 тысяч студентов и преподавателей из Соединенных Штатов и более чем 50 зарубежных стран.

Сенатор утверждал, что мы выполняли работу русской секретной полиции, готовили шпионов. На самом деле мы поддерживали нормальные культурные и научные отношения с зарубежными странами. Московская летняя школа была закрыта в 1935 году русскими властями.

Я верил 20 лет назад и верю сегодня, что совершеннолетние американцы способны участвовать в диалоге, спорах, столкновении идей с коммунистами повсюду в мире не рискуя заразиться их идеями или обратиться в их веру. Я считаю, наша вера, наши убеждения, наша стойкость сильнее, и что мы можем успешно противостоять им не только на поле боя, но и в области идей.

Я проработал на CBS более 19 лет. Компания всецело полагается на мою честность и ответственность как журналиста и лояльного гражданина. Я не нуждаюсь в лекциях начинающего сенатора от Висконсина об угрозе или терроре, исходящих от коммунизма. Я наблюдал своими глазами происки агрессивных сил в Западной Европе, мои друзья в Восточной Европе подверглись расправе и были изгнаны. В 1943 году я сообщил из Лондона о том, что русские несут ответственность за массовое убийство в Катыни. Я рассказывал о том, что русские отказались предоставить свои аэродромы самолетам союзников для снабжения восставших в Варшаве, которые были преданы русскими, и за эти сообщения подвергся угрозам в передачах московского радио. После всего этого я не думаю, что мне требуются объяснения сенатора, в чем состоит зло коммунизма.

Владимир Абаринов: У Дональда Трампа такого оппонента пока нет.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG