Ссылки для упрощенного доступа

Роскомнадзор и товарищ майор


Сегодня пользователи Интернета могут вдоволь поговорить о самом Интернете. По крайней мере, есть сразу несколько сюжетов, которые могут в будущем осложнить жизнь простого пользователя.

Так, в распоряжении "Ведомостей" оказался законопроект, регулирующий работу онлайн-месседжеров (таких как Skype, Viber, WhatsApp) в России:

Авторы законопроекта предлагают, во-первых, сделать так, чтобы компании – разработчики таких сервисов могли работать в России только по договору с операторами связи. И, во-вторых, заставить их уведомлять о своей работе уполномоченный орган – Роскомнадзор. Если же сервис нарушит закон, правила оказания услуг связи или договор с оператором, то последний должен заблокировать пропуск его трафика, пока тот не исправится.

Мессенджеры авторы законопроекта называют «организаторами распространения информации», которые «должны обеспечивать прием и передачу сообщений в сетях операторов». Причем обмен сообщениями может происходить, по их мысли, только между идентифицированными пользователями. Получается, мессенджеры должны сами их идентифицировать, а заодно ограничивать нежелательные рассылки массовых сообщений и информации, распространяемой с нарушением закона. Это может быть спам, а может быть, например, и нежелательная политическая реклама во время выборов, рассуждает менеджер одного из крупных операторов.

Очевидно, что государство хочет ужесточить контроль над такими сервисами, констатирует сотрудник одной из телекоммуникационных компаний. Причем перспектив оспаривания этой инициативы не видно, сетует он.

Разработал этот законопроект Роскомнадзор, утверждают сотрудники телекоммуникационных и интернет-компаний. Сейчас он обсуждается в рабочей группе, в которую входят чиновники и представители операторов, говорит один из них.

Олег Козловский:

Роскомнадзор теперь пошел войной на мессенджеры, а то эти гады не подключены к СОРМу. Стучать должны все!

Эльдар Муртазин:

Роскомнадзор якобы хочет контролировать мессенджеры. Никаких технологических возможностей для этого нет. Да и юридически это невозможно.

Антон Меркуров:

— Администрация президента, ФСБ и прочие сочувствующие - банально не компетентные люди. Обсуждать мнение людей по вопросу в котором они ничего не понимают - бессмысленно.
— Все эти законы - бред, реально бред сивой кобылы, примерно на уровне Милонова. Комментировать этот бред - тоже странно.
— Google, Facebook и прочие, понятно на чем вертели российское законодательство (что логично).
— Более мелким игрокам - оно только в плюс (мы вертим российские законы на всем что есть, у нас безопасно)
— Российским компаниям можно только посочувствовать. Но с другой стороны, надо понимать что жизнь, а тем более бизнес в России (любой) - ныне связан в т.ч. и с законодательными рисками.
— Пользователям - насрать по большому счету. Да и вообще - "законодательное признание" еще больше раскачает тему.
— Стратегию безопасности (читай работу спецслужб) нужно строить исходя из понимания что ничего нельзя прослушать и контролировать.
— Компетенции в обмен на лояльность - плохая стратегия. Все это рано или поздно рухнет.
Ну вот как-то так.

Олег Козырев:

С этой инициативой и так все понятно - истерика, некомпетентность и темный лес. Но я фразу "Эксперты оценили потери операторов от мобильных мессенджеров в 15–20 млрд рублей в год" хотел бы прокомментировать.

Не в первый раз слышу стенания непонятных экспертов от операторов, мол, из-за мессенжджеров они что-то там теряют. Что это за эксперты? Покажите мне их? Как могут операторы что-то терять от мобильных приложений, если подавляющее большинство пользователей и покупает-то смартфоны с сервисами операторов именно для приложений! Т.е. оператор при всем старании не смог бы что-то потерять. т.к. если бы он заблочил все приложения, люди бы купили себе Нокию на 900 рублей и не парились бы с мобильным трафиком.

Все мессенджеры, все прилождения - все они лишь помогают пользователям оставаться частью тех или иных операторов связи. Да, со временем может меняться поведение пользователей - раньше все смсили, теперь ушли в мессенджеры - ну и что. Привязка к оператору связи не пропала. Операторы на трафике свое возьмут, т.к. раньше люди тексты друг другу писали, а теперь уже видеотрансляциями в прямом эфире делятся.

Странные эти "эксперты".

Антон Носик:

Искромётная идея запретить гражданам России неподконтрольное государству использование мессенджеров — может вызвать любую реакцию, кроме удивления. Конечно, из-за кризиса, Крыма, Украины и Сирии законотворчество по теме Интернета в России в нынешнем году несколько сдулось по сравнению с 2013-2014, когда без новых запретительных инициатив не проходило и месяца. Но образ мыслей у товарищей не изменился. «Интернет возник как спецпроект ЦРУ США, так и развивается», вот это вот всё. 7,97 млн российских пользователей WhatsApp, 7,52 млн пользователей Viber, 4 млн пользователей Скайпа, 1,1 млн пользователей чатов Гугла и 408,5 тысяч пользователей Телеграма — сплошь иностранные агенты, за которыми нужен глаз да глаз. А лучше вообще запретить им собираться по трое и общаться между собой. Пусть с телевизором разговаривают. Авось победим таким способом мировой терроризм.

Почему эта новость не слишком меня пугает, я раньше уже объяснял, но повторюсь.

В интеллектуальном соперничестве между чиновниками, религиозно верующими в действенность своих запретов, и пользователями Интернета, силы сторон абсолютно не равны. Мы это видели и на российских, и на зарубежных примерах. Придумыванием барьеров заняты дремучие, безграмотные политиканы из отсталых в научно-техническом отношении стран, а над обходом этих барьеров трудятся лучшие инженерные мозги цивилизации XXI века. И свет в этом соревновании неизбежно, раз за разом, побеждает тьму. Единственный действенный способ победить Интернет в одной отдельно взятой стране — это запретить его целиком. Все попытки поделить сайты и пользователей на «чистых» и «нечистых», зафильтровать, отрегламентировать, внести в реестры, поставить на учёт — это попытки с негодными средствами. Можно тут сколько угодно изучать передовой опыт Ирана, Саудовской Аравии, Казахстана, Туркмении и других лидеров мировой ИТ-отрасли. Можно оттаптываться на их граблях с прилежностью и упоением (российские законы о фильтрации, принятые с 2013 года, по сути дела, повторяют постановление саудовского кабинета министров от12.02.2001 — и даже самая последняя инициатива про мессенджеры там тоже предусмотрена).

Есть ещё извечная мечта «устроить у нас Китай» — но это вообще очень смешная идея. Потому что уровень развития интернет-сервисов в Китае определяется двумя факторами: состоянием всей ИТ-индустрии в этой стране и наличием там 649 млн активных пользователей. Всё, чем занимались китайские власти в последнюю четверть века — это преодоление международной изоляции в сфере высоких технологий и развитие научно-технического сотрудничества с мировыми лидерами этой сферы. Всё, чем занимается российская власть в последние 15 лет — придумывание любых поводов для самоизоляции, для свёртывания международных контактов, для вытеснения с местного рынка именно тех игроков, благодаря которым в Китае так развивались локальные интернет-сервисы. Да, власти КНР в определённых вопросах, связанных с регулированием сервисов в Сети, проводили протекционистскую политику — но только у неё был вполне конкретный бенефициар, и это была не компартия, а китайские интернет-компании, лидеры местного рынка, ныне хорошо заметные в мировом масштабе игроки. В результате протекционистской политики китайских властей капитализация тамошних ИТ-лидеров исчисляется в сотнях миллиардов долларов. Alibaba и Baidu выходят сегодня на индийский рынок электронной коммерции, а Tencent вступил в борьбу за рынок компьютерных игр в США. В России тем часом политика удавления Интернета приводит к падению капитализации ведущих игроков, к утечке мозгов и капиталов за рубеж. Изменять эту ситуацию за счёт всё новых и новых запретов — идея, мягко говоря, весьма наивная. Без китайского уровня развития международных связей запреты не приведут ни к какому сценарию, кроме северокорейского.

Между тем, уже совсем скоро истекает отсрочка, которую Роскомнадзор дал IT-компаниям для переноса персональных данных в Россию. Многих пользователей это и огорчает, и пугает - люди не без оснований боятся, что в России информация будет защищена хуже.

Об этом пишет на своём сайте Леонид Волков:

Далеко за примерами ходить не надо: вот меня лично это коснулось буквально пару недель назад, когда данные о моих железнодорожных билетах из якобы «защищенной» ведомственной базы данных были слиты «журналистам»-стукачам. Вот уж точно «это может случиться с каждым», и дело здесь вовсе не в политической деятельности. С вашими данными можно сделать много чего неприятного. То, куда вы едете и когда вас нет дома будет интересно не только политическим оппонентам, но и самым обычным ворам; то, что вы покупаете в интернете (и чем платите), куда вы ходите, с кем общаетесь — все это бесконечно ценная информация для мошенников, телефонных жуликов, воров, шантажистов. Элементарные примеры придумайте сами.

Вы точно хотите, чтобы ваши персональные данные попали к российским преступникам? Вряд ли. Вы точно уверены, что этого не случится? Да ладно? В стране, где генеральная прокуратура (в лице двух заместителей генпрокурора и двух сыновей генпрокурора) тесно связана с бандой Цапков, а председатель Следственного комитета обязан своим постом «малышевской» ОПГ?

Это просто факт: для 99% самых обычных российских пользователей интернета выгоднее и лучше, чтобы их персональные данные хранились за пределами России. Это безопаснее, это удобнее, это дешевле, наконец (российский ИТ-рынок — всего около 2% мирового; создание для него отдельных дата-центров — это отдельные расходы для компанией, и эти расходы так или иначе будут переложены на плечи пользователей). Но российские власти, как обычно, действуют не в интересах 99% пользователей, а в интересах 1% — вороватых чиновников (которым, и правда, есть почему бояться АНБ), спецслужб (которым хочется обосновать бюджеты на новые расширения штатов специалистов по чтению чужих писем) и преступников.

Интернет-компании сейчас с Роскомнадзором один-на-один и испытывают большое давление. С одной стороны на них давят, с другой — никто не защищает. Их аккуратно обрабатывают по одному, и, если так будет продолжаться, они могут сломаться. Запросто. Если мы им не поможем.

Волков предложил обратиться с петицией к крупнейшим иностранным компаниям - подписать её можно здесь (когда готовился этот обзор, было около 18000 подписей)

Алексей Навальный:

Если персональные данные наших соцсетей будут доступны ФСБ, неужели вы сомневаетесь: первое, что они сделают — это промониторят с кем списывались журналисты «Новой газеты», делавшие расследование о махинациях руководства ФСБ с дачами?

Если у Чайки и Ко будет доступ к мессенджерам (как сегодня предложили), то, понятное дело, прокуратура «в связи с геополитической ситуацией» полезет смотреть о чём там разговаривали сотрудники ФБК, делавшие расследование «Чайка».

Все это понимают и именно поэтому петиция Волкова на Change.org собрала уже 15 тысяч подписантов.

Обратите внимание: она обращена не в Россию, а туда, где к петициям общественности прислушиваются. Официальные адресаты: Facebook, Google, Twitter, Management of internet companies. Идея очень простая: если они вместе откажутся переносить персональные данные к Чайке, Бастрыкину, Роскомнадзору и всем этим жуликам, вроде интернет-омбудсмена, то ничего с ними поделать будет просто нельзя. Закон станет бесполезен. Здесь подробные объяснения.

Я считаю, что это затея правильная и подписал. Вы тоже подписывайте. Да, мы знаем — и на Западе не существует гарантий неприкосновенности наших данных, хранящихся у интернет-гигантов. Тем не менее, на сегодняшний момент можно точно утверждать: у Цукерберга безопаснее, чем у Ротенберга.

Остап Кармоди:

Я думаю, что это очень полезная петиция. Потому что перенос дат в Россию будет означать, что все ее население окончательно окажется под колпаком у спецслужб. И это коснется не только оппозиционеров - сидящие в спецслужбах люди с чугунной головой, загребущими руками и каменным сердцем наверняка будут использовать эти данные для шантажа, вымогательства и рейдерства.
Если все интернет-гиганты откажутся переводить данные в Россию, Россия побоится идти против них, как уже, несмотря на угрозы, побоялась закрывать Фейсбук, Твиттер и Википедию. И, даже если не пободится, лучше ходить в Гмейл и Фейсбук через Тор или ВПН, чем знать, что все твои личные данные в любой момент могут прочесть подчиненные Бастрыкина и Чайки.

На сайте "Роскомсвобода" петицию комментирует Андрей Солдатов:

Я считаю это важной инициативой по двум причинам. Во-первых, закон о переносе был принят под предлогом защиты персональных данных российских пользователей, о которой никто Госдуму не просил. Более того, эта петиция показывает, что пользователи активно не хотят переноса своих данных. Во-вторых, интернет-гиганты, перечисленные в петиции, до последнего времени отказывались озвучивать свою позицию по этой проблеме, предпочитая приватные переговоры с Кремлём. Теперь в этой схеме появился третий участник — пользователи, которые требуют от компаний ответа, как они намерены поступить.

Ну и ещё одна новость Интернета напоследок.

Алексей Завьялов:

Всё правильно сделали. А вообще все зарубежные ресурсы, идущие по протоколу https, нужно будет рано или поздно забанить и у нас. Лучше рано, чем поздно.

В общем, китайская модель наступает. Или, если прав Антон Носик, северокорейская. Поживём-увидим.

XS
SM
MD
LG