Ссылки для упрощенного доступа

Уловки Трампа


Длящаяся сенсация нынешней политической борьбы в США – неожиданное явление миллиардера Дональда Трампа в кампании за выдвижение кандидата от республиканцев на президентские выборы 2016 года – и стойкое удержание им лидерства в этой борьбе, как можно судить по опросам потенциальных избирателей. Главный лозунг Трампа – вернуть Соединенным Штатам величие, утраченное, по его мнению, за последние пятнадцать лет в результате неудачной политики на Ближнем Востоке.

Ответ США на террористический акт 11 сентября 2001 года был неадекватным, считает Трамп: падение диктаторских режимов в ближневосточных странах в результате этого вмешательства, не приведя к торжеству демократии в этих государствах, вызвало анархию и рост терроризма, особенно с появлением так называемого "Исламского государства". Трамп утверждает: у американской администрации нет внятной стратегии борьбы с терроризмом и обещает со своей стороны такую стратегию найти, если его выберут в президенты. Один из проектов Трампа – запрет иммиграции мусульман в США – вызвал бурю негодования в журналистских и политических кругах. Республиканская партия осудила это высказывание Трампа, но собираемая им аудитория выражает шумное одобрение соответствующим его высказываниям.

В этой обстановке остро встает вопрос: что будет, если Трамп, не получив номинации от республиканцев, поведет борьбу за президентский пост самостоятельно? Средств у него для этого хватит, а, как показывают опросы, около 40 процентов республиканцев говорят: они будут голосовать за Трампа даже в таком случае. Это, вне всякого сомнения, приведет к победе демократического кандидата, которым, скорее всего, станет Хиллари Клинтон. Республиканская партия оказалась в очень непростой ситуации.

Эта ситуация уже стала предметом анализов со стороны многочисленных комментаторов и экспертов. Мнения некоторых из них собрал Томас Эдсолл в статье, опубликованной New York Times. Что стоит за успехами Трампа у массы республиканцев? Только ли беспокойство, связанное с растущей угрозой терроризма? Отнюдь не только. В глубину проблемы идут, как и водится, экономисты, и вот какие факты они приводят. Американцев беспокоит одна постоянная тенденция: растущая в стране нелегальная иммиграция и пресловутый "аутсорсинг" – перенесение отечественными компаниями мануфактурного производства в другие страны с дешевой рабочей силой. Цифры таковы: доходы урожденных американцев, занятых в производстве, падают на сумму от 99 до 118 миллиардов в год, тогда как доходы предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу и "аутсорсинг", вырастают на сумму от 107 до 128 миллиардов долларов в год.

Терроризм, при всей его сенсационности и негодовании, им вызываемым, не влияет на глубины американской жизни, а демографические перемены влияют

На этом фоне, как это ни парадоксально, вопрос о терроризме, связанный с мусульманским экстремизмом, уходит на второй план. Иммиграция, в том числе проникновение на американскую территорию нелегалов, куда ощутимее влияет на экономическую ситуацию в стране по сравнению с террором, который, строго говоря, на экономику вообще-то не влияет. Шума и беспокойства террористы производят много, но все же основная забота американцев, так же как людей в развитых европейских странах, – работа, экономическое положение этих стран. И Томас Эдсолл не зря вспоминает рост влияния правых партий в Европе – "Национального фронта" во Франции, Независимой партии в Великобритании, Народной партии в Дании. Это явление, которое называется популистским консерватизмом: за ужесточение внутренней и внешней политики выступают уже не правоконсервативные партии, представление о которых привычно связывается с так называемым господствующими классами, а массы трудящихся.

То же явление обозначилось и в США – в виде "ти парти", пресловутых "чайников". Но политическое своеобразие Америки – в ее двухпартийности. До сих пор демократы и республиканцы умело распределяли народные чаяния или недовольства, сохраняя баланс в рамках двухпартийной системы. Сейчас этот баланс заметно нарушается: Республиканская партия не отвечает на вызовы современности. До сих пор, напоминает Томас Эдсолл, республиканцы строили свою силу на привлечении богатых доноров, но нельзя больше не замечать проблем республиканцев из средних слоев. Вот на этом и строит свою стратегию Трамп: его филиппики против иммиграции отвечают чувствам этой социальной страты, обеспокоенной сдвигами в экономической структуре, переменами в демографическом составе американской рабочей силы. Терроризм, при всей его сенсационности и негодовании, им вызываемым, не влияет на глубины американской жизни, а демографические перемены влияют. Отсюда острота вопроса об иммиграции, отсюда шумное одобрение, встречающее обещания Трампа построить стену на границе с Мексикой и запретить въезд в Америку мусульманам.

Для вящей иллюстрации к теме можно вспомнить статистику, приведенную журналистом Фаридом Закарией в недавней его воскресной программе на телеканале CNN: после нападения на башни-близнецы в 2001 году число жертв исламского терроризма в США составило 45 человек, тогда как за это время жертвами терроризма домашнего, всякого рода убийств в университетских кампусах и подобных – 11 тысяч. Это, конечно, другая проблема, связанная с распространением оружия в США; проблем вообще много – как в Америке, так и по всему миру. Главное – их не замалчивать.

Борис Парамонов – нью-йоркский писатель и публицист

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

XS
SM
MD
LG