Ссылки для упрощенного доступа

Вы их слышали не так уж часто


Подснежник
Подснежник

Март начинается с джазменов, которые, свинговали на наших волнах не так уж часто. Саксофониста по кличке «ЛИС». Чикагский пианист Лу Ливи. Ну, а потом, саксофонист, флейтист и кларнетист, Ян Гарбарек. Закрывают наш клуб,два ветерана фортепьяно, Кенни Баррел и Барри Харрис.

Его кличкой была «Лис», но к ней нужно добавить еще две: «Jaw» и «Lockjaw». В двух последних случаях это челюсти, зажим, захват, что для саксофониста нечто нормальное. Итого он был Эдди «Локджо» Дейвисом, тенор саксофонистом-самоучкой из Нью-Йорка. Он родился 2 марта 1922 года.

В теплых снегах или же в теплых краях, краем уха или же всеми четырьмя вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза». Как вы прекрасно знаете – на коротких волнах «Свободы» или же с нашего легендарного сайта www.svoboda.org . У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий:

Eddie “Lockjaw Davis” - Willow Weep For Me – 4:36 (Eddie 'Lockjaw' Davis – Cookbook – Prestige)

«Willow Weep For Me», «Ива плачет по мне», почти Шекспир, но на самом деле лучшая песня Анн Ронелл. Эдди «Локджо» Дейвис – тенор-саксофон и лидер; Ширли Скотт – орган; Джордж Дювивье – контрабас и Артур Эдгенхил – ударные. 5 декабря 1958 года, студия Руди Ван Гелдера, Хакенсак.

В юные годы у «Лиса» был стопроцентно прагматичный подход к джазу и джазменам. Он вспоминал:

- Я не купил саксофон ради самого джаза. Это совсем не похоже на тех малых, которые говорят, что им нужен инструмент, чтобы стать музыкантами. Я хотел сакс по причине того, что он собой олицетворял. Наблюдая за музыкантами, я понял, что они пьют, курят, что все лучшие девицы в их распоряжении и что им не нужно вставать рано утром или даже в полдень. Моей следующей идеей была необходимость сделать выбор: на чем лучше играть. На ударных или на саксофоне. Ударные, как я понял, требуют чертовски много работы, поэтому я решил, что мой инструмент – тенор-саксофон».

Eddie Lockjaw Davis - Light And Lovely – 8:43 (Eddie ''Lockjaw'' Davis - Jaws Strikes Again – Black & Blue)

«Light And Lovely», «Легко и мило» - Эдди «Локджо» Дейвиса. Он же – тенор-саксофон и лидер. Уайлд Билл Дейвис – орган; Билли Батлэр – гитара и Оливэр Джэксон – ударные. Студия звукозаписи «Barclay», Париж, 21 января 1976 года.

Именно «Локджо» ввел в моду такое сочетание: сакс и орган.

В 20 лет Эдди Дейвис уже играл в оркестре Бенни Картера, в 30, хоть и ненадолго в первый раз, лишь год, в оркестре Каунта Бейси. В 1957 году он вернулся к Бейси, но к этому времени он уже вошел во вкус небольших комбо, в которых перекликались саксофон и орган. Это как раз то, что вы и услышали. В игре «Локджо» слышны влияния и Коулмэна Хокинса и Бена Уебстера. «Лис» умер рано – в 64 года – от рака. Игра его всегда была интенсивной, но даже в быстром темпе он был способен на легкую текучесть, которая вполне легко взрывалась его знаменитыми growls – рыками и ворчанием…

Луис Ливи или Лу Ливи родился 5 марта 1928 года в Городе Ветров, Чикаго. Сразу скажу, что его базой был бибоп, но и кул. Ему доводилось играть стандарты, свинг и латинос. Он начал играть в 12 лет и стал профессионалом в 19.

Напомню, что вы слушаете джаз и джазменов, как королей джаза, так и профессионалов из второго ряда на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Лютеции ваш ДС.

Lou Levy Trio - Bloo Denim – 3:24 (Lou Levy - The Lou Levy Trio – Fresh Sound Rds)

Стэн Гетц, тенор-саксофон и Лу Леви, фортепиано, 1959 год
Стэн Гетц, тенор-саксофон и Лу Леви, фортепиано, 1959 год

«Bloo Denim», это то из чего шьют ваши джинсы, композиция самого Лу Ливи. Он лишь изменил написание слова blue. Моя догадка: это все же джазовое слово и «Blue Denim» - это совсем иной (исключительно джазовый) смысл, нежели - «Bloo Denim». А «blue Levy» слишком близко к первой крупной фирме джинсов «Levi Straus».

Итого: Лу – рояль и лидер; Харри Бэбасин – контрабас и Ларри Банкер – ударные. Эта запись-скороговорка была сделана в 1954 году для фирмы «Ноктюрн» и была переиздана в 1988 году фирмой «Fresh Sound».

Лу Ливи были великолепным аккомпаниатором певиц и певцов. Он работал с Пегги Ли, Эллой Фитцджеральд, Джюн Кристи, Анитой О’Дей, Ди Ди Бриджуотер и Тони Беннетом. Про его аккомпанемент лидирующим инструменталистам, я молчу. Список на полстраницы.

Ella Fitzgerald - A Foggy Day – 3:09 (Ella in Rome - The Birthday Concert – Verve)

«A Foggy Day», точнее «A Foggy Day in London Town…» братьев Гершвинов. Расширенное название говорит нам о том самом, 30-х годов позапрошлого века туманном Лондоне. Тумане, который называли «pea soup fogs» или «туман убийца», «черный туман». Это индустриальная революция и – уголь. То есть это ТО, с чем теперь знакомы жители больших китайских городов.

Состав аккомпаниаторов Эллы: Лу Ливи – рояль; Хёрб Эллис – гитара; Макс Беннет – контрабас и Гас Джонсон – ударные. Юбилейный концерт Эллы в Риме, то есть в день её рождения 25 апреля 1958 года.

И назад к Лу Ливи в чистом виде, БЕЗ тумана. Он играл с Диззи Гиллеспи, Шорти Роджерсом, Стэном Гетцем, Терри Гиббсом и Бенни Гудмэном. В основном с лидирующими музыкантами Западного побережья и гастролерами.

Lou Levy - Dancing In the Dark - 6:39 (Lou Levy - Ya Know - Fresh Sound Rds)

«Dancing In The Dark», «Танцы в темноте» - помню по школьным, у друзей, вечеринкам. Водка, подлитая подруге в ее яблочный сок. Билл Хейли поверху Клавы Шульженко, ибо Хейли был на ребрышках и продавливался. И вечный вопрос: - Когда вернутся предки?

В данном случае наверняка известно , что музыку написал Артур Шварц. С Лу Ливи, рояль, в полной темноте играли: Пьер Мишло на контрабасе и Элвин Квин – на ударных. Предполагается, что Эрик Фон Эссен время от времени щипал виолончель. Запись была сделана 30 марта, 1993 года. Это предпоследний диск Лу Ливи в роли лидера. Лу оставил солнечную Калифорнию навсегда в январе 2001 года.

По «Музыкальному гиду джаза» даже среди коротких текстов-рецензий разбросаны гениальные фразы. Так про Яна Гарбарека Браян Олэуник пишет, цитирую, вырывая из контекста: «… в его вещах смешана радость эпохи new age cо скандинавской или средневековой музыкой».

Ян Гарбарек
Ян Гарбарек

Конечно, Яна Гарбарека слишком раскрутили не в ту сторону. Он со друзьями звучал в лифтах, на автоответчиках, на эскалаторах супермаркетов, а главное – в аэропортах. Ян Гарбарек, Чик Кориа, Дон Черри играли то, что стало называться музыкой аэропортов. И здесь необходимо эту ситуацию, эту, всё притупляющую аэропортную метафору, размагнитить. Да, Ян и его друзья были быть может, первыми джазменами, игравшими world music, а над ними нависали крылья боингов… Быть может они услышали цунами глобализации до того, как она нас всех накрыла…

Ян Гарбарек родился 4 марта 1947 года в Мюсене, Норвегия.

Ваши, со сломанными антеннами или же обутые, одетые в красное дерево приемники, настроены на волну «Свободы». В том, что греки называли эфиром, «Время Джаза». Вы можете слушать нас чисто и вне расписания, в подкастах, на нашем сайте www.svoboda.org. У микрофона в Париже ваш ДС.

Jan Garbarek - Witchi-Tai-To - 4:24 (Jan Garbarek - Twelve Moons – ECM)

«Witchi-Tai-To» Яна Гарбарека. Запись сделана 28 ноября 1973 года в Осло. С Яном, сопрано-сакс, играли: Бобо Стэнсон – рояль; Паллэ Даниэлссон – контрабас и Джон Кристенсен – ударные.

Если мне не изменяет память, Чарли Мингус стал играть на контрабасе, потому что его отец был против того, чтобы он наяривал дома на тромбоне. Ян Гарбарек стал саксофонистом, потому что родители были против того, чтобы он учился играть на барабанах дома. Квартира была небольшой, а соседей было навалом. Но решающим моментом стал винил Джона Колтрейна «Гигантские Шаги». Ян услышал пьеску «Countdown», «Обратный отсчёт времени» в данном случае. Винил, вышедший в 1961 году. Как ни странно пьеска начиналась затяжным соло… ударника и только потом вступал Колтрейн. Причем Трейн играл на предельной скорости и лишь в конце, после моста, тормозил и появлялась сама тема. Вот эта композиция:

John Coltrane – Countdown – 4:33 (John Coltrane - Giant Steps – Atlantic)

«Countdown», «Обратный отсчёт» Джона Колтрейна, тенор-саксофон и лидер; Томми Флэнэгэн – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Арт Тейлор те самые ошеломляющие ударные… Запись сделана в мае 1959 года. Позже «Giant Steps» вышли уже на CD с добавлением вариантов на фирме «Atlantic».

Молодой Ян Гарбарек попал в Осло на концерт квартета Джона Колтрейна в 1963 году. Он понял, что не ошибся, выбрав саксофон и флейту. В итоге он играл на баритон-саксофоне, на теноре, на сопрано и сопранино, на флейте и кларнете. Он наметил пути джазовой европейской, я бы сказал нордической музыки, на десятилетия. Встреча с Киз Джаретом, как и с Кориа, породила то, что коммерция и сделала надолго музыкой аэропортов.

Иногда задаешь себе вопрос: - А джаз ли это? Или какая-то третья музыка? Ведь часто его комбо не свингуют вообще. Важность, гениальность Яна отрицать невозможно. Особенно, когда его закручивает в свинг. Но Восток побеждает слишком часто. И это не восток Роланда Кёрка или Юзефа Латифа.

Jan Garbarek - As Seen from Above – 4:42 (Jan Garbarek - In Praise of Dreams – ECM)

«As Seen from Above», «Как бы увиденное сверху» - композиция Яна Гарбарека, тенор-саксофон, хотя под рукой у него синтезатор. Ману Катчэ – перкузия и обычные ударные.

Яну Гарбареку исполнилось на прошлой неделе 69 лет.

На обложке мартовского «Downbeat’a» - Стэн Гетц; на обложке апрельского, насколько я понял, уже будет Майлз Дейвис. Так как занавес нашего клуба начинает слегка вибрировать и пританцовывать, хочу поблагодарить наших слушателей, тех, кто пишет по моим адресам, тем, кто присылает журналы, фото и книги. Москвичка из Швеции (подобные географические растяжки уже стали чем-то банальным), которая подписывается двумя «А», пишет, что больше слушает сам текст, а не музыку. Игорь Торшин (без адреса) хотел бы услышать джазменов, играющих на стыке джаза и блюза, то есть ритм-и-блюз, который хоть и не часто, но звучит и у нас. Сибиряк Слава Мурин, играющий на дудках всех сортов и размеров, описывает свою тревогу по поводу физического изнашивания джазового наследия. Слава, сейчас идет серьезная работа по оцифровыванию и винила и пленок. Скажу лишь, что звук пластинок, прошедших ремастеринг – малость иной. Юрий Вайс, который не пишет на чем он играет, но совершенно ясно, что он прежде всего фотографирует джаз и джазменов, живет нынче в Штатах, где возглавляет клуб «Фотопутешественников». Кажется, следующий Питерсон будет с его оформлением. Я так же позволю себе передать привет моим электронным корреспондентам Сергею Доронину, Марку Крымскому и Анатолию Челевичу.

А теперь еще раз наши координаты: короткие волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org.

Барри Харрис
Барри Харрис

​Ну, и, напоследок, диалог двух гигантов фортепьяно: Кенни Баррона и Барри Харриса. Оба играют на стенуеях. Композиция Брукса Боумэна «К востоку от солнца и к западу от луны». Баррону – 73 года, Харрису – 86.

Kenny Barron, Barry Harris - East Of The Sun - 10:31 (Kenny Barron & Barry Harris – Confirmation – Candid)

Кенни Баррон
Кенни Баррон

«East Of The Sun and West of the Moon» Брукс Боумэн написал в 1934 году, будучи студентом принстонского университета. Кенни Баррон и Барри Харрис на двух роялях, Рей Драммонд на контрабасе и Бэн Райли на ударных. Запись была сделана на нью-йоркском фестивале 1 сентября 1991 года.

Ну, да! Вот и всё! Звукорежиссер «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам мыслимых и немыслимых благ, до следующей недели, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG